Главная Культура 12:28 07 Июня 2021 2418
Зима безнадеги нашей

Теодор Курентзис исполнил симфонию-реквием Леонида Десятникова

Сергей Бирюков
Теодор Курентзис неутомим в выдумывании «программ-концепций». Фото Александры Муравьевой

Концерты Теодора Курентзиса – всегда больше, чем концерты. Не хочется употреблять избитое слово «концепция», но как его избежать, если всякий раз дирижер и его сподвижники предъявляют нам не просто программу, но взгляд из определенной точки художественного пространства на путь искусства вообще. Вот как сейчас, в конце мая в московском зале «Зарядье», где прозвучали два образца музыки из не очень далеко отстоящих друг от друга эпох, более того – образцы эти стилистически и интеллектуально тесно друг с другом связаны, и тем не менее они противоположны по самому стержневому свойству – видению их авторами своего места в мире. Речь о симфонической поэме Рихарда Штрауса «Смерть и просветление» и симфонии для солистов, хора и оркестра «Зима священная 1949 года» Леонида Десятникова.

Не буду спекулировать относительно разности художественного веса этих партитур – они не в равном положении уже потому, что исторический путь первой насчитывает более сотни лет и, думаю, тысячи интерпретаций, вторая же живет едва ли не вдесятеро меньше, а число ее исполнений вряд ли больше количества пальцев на обеих руках.

Тем не менее Курентзис объединил их вполне основательно. Потому что обе представляют собой попытку взгляда-итога – на путь творца, каким тот видится ему на закате жизни (такова программа поэмы Штрауса), и на путь страны (в случае Десятникова), а в конечном итоге опять-таки самого композитора, поскольку точка истории, давшая толчок его замыслу, практически совпадает с его собственным появлением на свет. А еще потому что – так уж сложилось – стилистика Рихарда Штрауса, Малера, вообще декаданса близка Леониду Аркадьевичу: поколенчески, как постмодернисту, и просто в силу индивидуального темперамента и вкуса.

Близка до такой степени, что первые секунды первого отделения я и полагал себя находящимся на «территории» Десятникова, лишь несколько тактов спустя, когда вступила флейта со знакомой штраусовской темой, поняв свою ошибку. Возможно, Курентзис сознательно «пошутил» здесь со слушательским восприятием: в программке сочинения перечислялись именно в такой последовательности – сначала Десятников, потом Штраус. Возможна, конечно, и просто техническая наладка, но даже она сработала на целостность программы.

Вряд ли стоит подробно описывать исполнение «Смерти и просветления» – музыка эта широко известна. Отмечу лишь, что кроме привычного для оркестра musicAeterna высочайшего технического качества игры музыкантам удается добиться почти речевой выразительности. Когда, например, гобой в начале поэмы о чем-то «спрашивает», и флейты ему «отвечают» что-то вроде растерянного: «Не знаем»… Или когда та же флейтовая тема звучит ну совершенно женской песней, но такой, что очевидно посвящена мужчине-герою. Или когда «хор» деревянных и струнных словно застывает в ступоре, пока мрачно отбивают свой заупокойным ритм литавры.

Десятников, как я уже сказал, в «Зиме священной» отталкивается от этой экспрессионистской штраусо-малеровской интонационной стихии. Но придает ей свой, ретроспективно-иронический оттенок – что связано с идеей произведения, о которой надо наконец сказать. Однажды на старой даче Леониду Аркадьевичу попался в руки советский сборник английских текстов для школьников издания 1949 году. Абсурдность этого basic soviet English, повествующего о счастье народа под руководством великого Сталина (а также, думаю, и факт, что сборник – почти в точности его, Десятникова, ровесник) – вот импульс сопоставить муляжную иконописность книжки и собственный культурный тезаурус композитора. От разности потенциалов родилась симфония, в названии которой автор иронизирует над лжесакральностью литературного источника, прибегая к ставшей идиоматической в искусстве последних ста лет формуле «Весна священная», но меняя в ней время года на более суровое и безнадежное.

Штраусо-малеровское – эта пародия на «Песни об умерших детях», притом с уклоном в северокорейскую солнечную идиотичность – составляет интонационную суть первой части Moscow Is Our Capital, где ослепительный «мажорище» трубной переклички сопровождается бешеным барабанным боем, предательски напоминающим эпизод нашествия из Седьмой симфонии Шостаковича. Женский говорок-рассказ Moscow Is Full Of Wonderful Things вызывает ассоциации с полупопсовыми мессами северо- и южноамериканских авторов ХХ века. Душещипательный рояль в духе махрового минимализма рубежа тысячелетий открывает часть From Chaikovsky’s Childhood, контрастируя с последующими «трагическими» тромбонами – этакой Шестой симфонией Петра Ильича в лайт-варианте. Наконец в части Sports Десятников позволяет себе окунуть весь этот словесный оптимистический абсурд в откровенную какофонию, коей тот на самом деле и достоин больше всего. Но все же заканчивает не этой жирной кляксой, а по-своему даже трепетным многоточием Three Wishes, где бравые лозунги I want to be a pilot… I want to be a soldier… or a sailor – and serve my native land вложены в уста робкого сопрано под аккомпанемент заикающихся деревянных духовых. Словно автор роняет сентиментальную слезу по поводу горькой судьбы, которая, знает он, ждет советский колосс на глиняных ногах, канувший в небытие. Ведь это, в конце концов, горестная история не какой-то там чужой державы, а его (и нашей!) собственной горячо любимой страны.

Здесь уместно добавить, что коннотация реквиема декларирована Десятниковым еще в самом начале, в Прологе, где хор и солисты распевают переведенную на английский фразу пушкинского Моцарта: «Слушай же, Сальери…» – правда, заменяя ожидаемое «мой Requiem» на «Зиму священную». Отсюда – цитата моцартовской «Лакримозы», которую потом, почему-то в части, описывающей «чудеса» сталинской Москвы, дополняет цитата из «Весны священной» Стравинского. В своем пояснении Десятников честно (или кокетливо?) говорит, что сам не знает, по какой причине вставил этот мотив трубы именно сюда.

Да и вообще, при всей ловкости и эффектности партитуры, «заходящей», признаюсь, отлично и ни секунды не скучной, не оставляло ощущение некоей случайности замысла. Ну при чем здесь, на самом-то деле, Сальери? Это мы все – Сальери, кому предлагается слушать… не реквием, а перефразированную «Весну священную»? А при чем тут сам Стравинский? А коли ни при чем, то повисает в воздухе все вплоть до заголовка…

Впрочем, в постмодернистском контексте, может быть, устарели и сами вопросы «почему» и «зачем». Занятно было слушать? Скажи спасибо и за это.

Ну а когда «это» еще и так великолепно исполнено, как вышло у Курентзиса, солистов Агнешки Адамчак и Андрея Немзера, а также оркестра и хора musiccAeterna – каверзные вопросы в самом деле начинают казаться не такими уж обязательными.

Кроме одного. 140 лет назад Штраус высказывался в полном убеждении, что добавляет к мировой истине что-то важное. Композитор нашего времени пишет портрет страны и себя с глубочайшей иронией. Притом говоря не языком ярких музыкальных тем, что было бы признаком высокого искусства, а жонглируя стилями – и это уже признак не искусства, а ремесла.

А оно, искусство – в том смысле, в каком понимали его Штраус, Чайковский и пр. – похоже, кончилось. И остается петь по нему реквием. Точнее – «Зиму священную». Так, Леонид Аркадьевич?

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11909
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7547
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7236
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6553
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6373
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?