Во время краудсорсингового проекта горожане высказали тысячи различных предложений по улучшению работы медучреждений, из которых в итоге был создан «Московский стандарт поликлиник». По словам руководителя столичного департамента здравоохранения Алексея Хрипуна, из 27 тысяч высказанных предложений 1157 были уникальными, а около 500 конкретных мер имели практическую направленность. Многие из них уже реализуются.
Например, в марте этого года в детской городской поликлинике № 94 стартовал эксперимент, в рамках которого была открыта служба «Здоровое детство». В лечебном учреждении удалось создать уникальную систему, которая позволила разделить потоки больных и здоровых детей. Так что теперь кашляющие и чихающие пациенты не встречаются с теми, кто просто пришел взять справку в бассейн или детский сад. Как объяснила и. о. главного врача поликлиники Любовь Бухарина, педиатров освободили от приема здоровых детей.
«У нас есть кабинет «Здоровое детство», где принимает врач, которому помогает медсестра. В этом кабинете выписывают различные справки, например для бассейна, секции, детсада, школы, направления на молочную кухню, закрывают больничные, — уточнила Бухарина. — В результате нагрузка на педиатров, которые непосредственно занимаются хронически больными, диспансерными и заболевшими детьми, снизилась на 50%. И теперь к специалистам можно попасть в день обращения, а ожидание приема педиатра в московских поликлиниках сократилось на 30 минут».
В поликлинике № 94 кабинет «Здоровое детство» ежедневно посещают от 320 до 480 человек, причем среднее время приема — около 5 минут. Теперь подобные службы открываются и в других медучреждениях. Модернизация столичных поликлиник позволяет качественно расширить их возможности для профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
«Мы составили целую программу улучшения деятельности поликлиник, которая включает снижение очереди, доступность и комфорт посетителей, — заявил мэр Москвы Сергей Собянин во время своего недавнего посещения поликлиники № 94, когда он ознакомился с преобразованиями, которые прошли в лечебном учреждении. — В том числе большое внимание уделяется обратной связи, которая действует по нескольким каналам, включая портал госуслуг и опросы горожан после посещения поликлиник».
Чтобы улучшить качество медицинской помощи детям на дому и увеличить реальное время приема участковых педиатров, в Москве создают круглосуточные диспетчерские службы. В основе идеи лежит положительный опыт израильского медцентра «Шиба», в котором проходили стажировку врачи поликлиники № 94. Этот метод они потом апробировали в своем лечебном учреждении. Здесь в конце 2014 года была создана единая диспетчерская служба круглосуточной неотложной медицинской помощи детям на дому. Круглосуточно и без выходных в ней работают семь выездных врачебных бригад. Они обслуживают более 140 тысяч детей от 0 до 18 лет. Новая система освободила педиатров от вызовов на дом — их смена стала полностью проходить в поликлинике. К больным детям домой приезжает дежурная бригада, а врач принимает маленьких пациентов в поликлинике не 4 часа, как раньше, а 7,5.
Напомним: повышение доступности, качества и комфорта оказания медицинской помощи матерям и детям является приоритетом модернизации столичного здравоохранения. По словам мэра, в городе в прошлом году родились 138 тысяч детей — это новый рекорд для Москвы и в два раза больше, чем в конце 1990-х годов. При этом на 27,4% снизилась младенческая смертность, а смертность матерей во время родов уменьшилась на 29,4%. Этого удалось добиться благодаря созданию единой системы оказания медпомощи беременным женщинам: женские консультации, роддома и больницы объединили в крупные центры. Кроме того, детские больницы, поликлиники и роддома отремонтировали и обеспечили современным оборудованием. В 2014 году началось строительство крупных детских медучреждений: перинатального центра на 450 коек на территории ГКБ № 67 им. Ворохобова и нового лечебного корпуса Морозовской детской городской клинической больницы, который рассчитан на 500 пациентов.
Штрихи
В рамках реализации стандарта в июле 2015 года начала работать система обратной связи с пациентами. Были открыты интернет-сервисы для оценки работы поликлиник: на pgu.mos.ru и на gorod.mos.ru.