В прошлом номере «Труд» размышлял, какую роль могло бы сыграть телевидение в борьбе с мошенниками. Среди отзывов читателей прозвучал упрек: в материале не был упомянут канал «Че!», в своих программах активно разоблачающий всякого рода жулье. А там один «Решала» с брутальным правдолюбом Владом Чижовым чего стоит! Так-то оно так. Только с проектом произошла обычная для большинства похожих форматов история: чем дольше его эксплуатируют, тем меньше ему верят.
Eсть нечто, роднящее реалити с сериалами на исторические темы. И те и другие пробуждают азарт у вредных зрителей. В кино они ищут ляпы, в шоу — проколы, позволяющие сделать вывод, что правды там — кот наплакал, а подавляющее большинство как бы случайных ситуаций и спонтанных реплик героев на самом деле умело прописаны сценаристами. И действительно, даже самые популярные проекты-долгожители рано или поздно прокалываются.
Сколько потенциальных путешественников прикидывали отпуск по карману, посматривая «Орла и Решку»! А потом вдруг одна из участниц проболталась: счастливчик, выигравший золотую карту, в дорогих отелях вовсе не живет и на роскошных лимузинах не ездит. Его лишь на пару часов пускают в арендованные президентский номер и люксовое авто, чтобы снять кадры красивой жизни. А ночует он в гостинице с тремя звездами. И когда не в кадре, пользуется услугами недорогого каршеринга.
Продюсеров понять можно: бюджет у них не резиновый. Казалось бы, зрителю-то от того ни холодно ни жарко. Возможности провести отпуск на разном уровне он увидел, чего же боле? Но дело в том, что маленькая неправда может вызвать недоверие и ко всему остальному...
Регулярно попадаются на постановке реалити, занимающиеся межличностными отношениями. Вспомним шоу Дмитрия Шепелева «На самом деле». Там устраивались скандалы между близкими людьми, обвиняющими друг друга во всех смертных грехах, а чтобы докопаться до истины, ведущий прибегал к помощи полиграфа. Разоблачение подставы шло поэтапно. Сначала аудитория обнаружила, что раз от раза истории участников становятся все неправдоподобнее. И хотя в их подлинности должно было убедить косноязычие маргиналов и фриков, разыгрывающих в студии шекспировские страсти, зрители все чаще скептически ухмылялись: «Да это ж актеры провинциального театра!» Потом какой-то специалист написал, что сцены с детектором лжи — сплошное вранье. Ни один профессиональный полиграфолог не в состоянии выдать результаты проверки мгновенно, для этого ему понадобится несколько часов, а то и дней.
Вспоминать, на каких выдумках зрители подлавливали авторов того или иного реалити, можно долго. Так, поклонницы шоу «Давай поженимся!» по фоткам пробивали в сетях мужиков, вроде только что обретших семейное счастье, и выясняли, что они совсем не те, за кого себя выдают. А малолетки из «Пацанок» далеко не всегда превращались в утонченных леди, как нам пытались представить. Многие из них так и оставались оторвами, говорящими по большей части матом.
Хорошо хоть героини шоу «Беременна в 16» на самом деле «залетали» и по-настоящему решали оставить ребенка. Активная общественность и без того возмущалась: пропаганда раннего секса! То-то шума было бы, окажись еще и их животы муляжами! Но и тут, уже став юными мамами и завязав с телевидением, героини пробалтывались: для пущего драматизма некоторые фразы при общении под камеру с горе-папашами и родителями у них шли не от души, а по воле сценариста.
Впрочем, вышеперечисленные шоу делались для развлечения, и вреда от них немного. С «Битвой экстрасенсов» дело обстоит хуже. О том, что там все ненастоящее, и в первую очередь сами экстрасенсы, писано-переписано. Но возмущение публики, в том числе и депутатов, вызывало другое: участники «баталий», пользуясь раскруткой на ТВ, позже вовсю занимаются частной практикой. Не обладая сверхспособностями, морочат голову за большие деньги:
Ну а теперь о «Решале». Уже первые его выпуски легли на сердце зрителя. Крутой мужик помогает обманутым гражданам вернуть их деньги, без проволочек, заполнения бумаг, а главное — безвозмездно. Мускулистый Влад Чижов предстал одновременно спасителем и народным мстителем. Не мечта ли любого обывателя, доверчивого и запуганного? Предупреждения Влада о возможных видах мошенничества звучали убедительно, им верили. Были, конечно, детали, наводившие на мысль все о том же заранее подготовленном сюжете, причем иногда довольно неловком. Почему, например, Влад никогда не вызывает полицию, даже если преступление, которое он раскрывает, носит общественно опасный характер? Почему в квартирах, куда вламывается со своими операторами Чижов, не бывает несовершеннолетних? Ну и так далее.
С подобной мелочью можно было бы смириться. Но, видимо, оценив потенциал Чижова, «Че!» сделал его героем другого похожего шоу, и еще одного. И в последнем по времени выхода — «Притворщиках» — создатели уже и не пытались придать видимость реальности. Выстроенные сцены и слабая игра актеров прут из каждого кадра. А потом снова включаешь «Решалу». «Не принимайте звонки с незнакомых номеров», — весомо говорит он. Но его слова уже не действуют магически, как прежде.
