Это звездное выступление — одна из кульминаций идущего сейчас в Москве фестиваля «Опера Априори», организованном артистическим агентством «Арт-Бренд».
Его называют самым востребованным тенором современной мировой оперы, чей график расписан на пять лет вперед. Планетарная слава Кауфмана вспыхнула в 2006-м, после крайне яркого дебюта в нью-йоркской Метрополитен-опере.
До того было детство в Мюнхене, домашние исполнения опер Вагнера (любителем которого был дедушка, сам певший все партии и игравший на рояле), первое посещение оперного театра в пятилетнем возрасте («Мадам Баттерфляй»)... С восьми лет Йонас начал заниматься на фортепиано, а в классической гимназии, где он учился, — петь в хоре мальчиков. После двух семестров на математическом факультете Мюнхенского университета понял, что пение все же любит больше, и поступил в Высшую школу музыки в Мюнхене, которую окончил в 1994 году с отличием как оперный и камерный певец. Через десяток лет Хельмут Дойч станет его партнером-пианистом.
Но первое время интересной работы в театре не было — петь в опере мешали недостатки выучки. Помогли Йонасу частные занятия с баритоном Майклом Родесом из города Трира, имевшим огромную оперную практику и научившим, как, экономя силы, добиваться яркого результата. Появились первые крупные роли на сцене — в том числе Тамино в «Волшебной флейте», Альмавива в «Севильском цирюльнике».
В 1997 году легендарный режиссер Джорджо Стрелер выбрал Йонаса на роль Феррандо в «Cosм fan tutte» Моцарта. Правда, выпуск спектакля состоялся уже после безвременной смерти мастера, но эта работа дала певцу громадный толчок как сценическому артисту.
На несколько лет домом Кауфмана стала Штутгартская опера, где были замечены его роли в «Фиделио», «Короле Рогере». С 2002 года Йонас — штатный солист Цюрихской оперы, которая подарила ему разнообразнейший репертуар в операх Моцарта, Бетховена, Верди и партнерство с Чечилией Бартоли, Веселиной Казаровой и другими выдающимися артистами.
В январе 2006 года театру «Метрополитен» понадобилась замена временно выбывшему из строя в «Травиате» Роландо Вильясону, и выбор пал на Кауфмана. Успех превзошел все ожидания: в «запетую» партию 36-летний артист смог внести яркую, живую интонацию.
С этой поры он нарасхват: Венская государственная опера, Ковент-Гарден, Парижская опера — «Волшебная флейта», «Кармен», «Богема»... В декабре 2008-го состоялся пока единственный концерт Кауфмана в Москве: Дмитрий Хворостовский пригласил его в свою ежегодную концертную программу в Кремлевском дворце съездов «Хворостовский и друзья».
Среди звездных моментов последующих лет — открытие сезона в Ла Скала в 2009-м («Кармен»), «Вертер» в Опере Бастилии в 2010-м...
Параллельно протекала и интенсивная деятельность Кауфмана — камерного исполнителя.
Не проходило года, чтобы он не представлял новую программу из немецкой вокальной лирики в тандеме с бывшим профессором. Осенью 2011 года им удалось собрать на камерном вечере полный четырехтысячный зал «Метрополитен»...
Йонас Кауфман спортивен, любит плавание, велопрогулки вдоль берегов Штарнбергского озера в родной Баварии, куда переселился из больших городов. Вместе с женой Маргарет Йосвиг, тоже яркой оперной певицей, но принесшей большую карьеру в жертву семье, воспитывает дочь и двух сыновей.
Буквально на днях россияне могли видеть и слышать Кауфмана в довольно крепкой постановке «Вертера» в Метрополитен-опере, транслировавшейся в наших кинотеатрах.
И особую интригу представляют для нас недавно сказанные Йонасом слова о Германе из «Пиковой дамы» Чайковского: «Безумно хочу сыграть этого затесавшегося в Россию сумасшедшего и одновременно рационального немца». Единственное серьезное препятствие: среди языков, которыми свободно владеет Кауфман (а это, помимо немецкого, английский, итальянский и французский), пока нет русского. А он принципиально поет только на тех языках, на которых говорит.
В ближайшую субботу Кауфман выступит перед московской публикой с родным для него немецким репертуаром. Но может быть, этот визит на родину Чайковского станет для него дополнительным импульсом в продвижении к русской музыке?