Главная Культура 00:01 11 Апреля 2025 4595
Виталий Коваленко: Синица в руках - птица коварная

Для беседы с актером нашлось сразу два повода

Анна Чепурнова
Виталий считает, что без театра актеру никак нельзя. Фото: Александра Иванишина предоставлено Театральным агентством "Арт-Партнер ХХI"

Сразу два повода для разговора с актером Виталием Коваленко: недавно вышел и успел уже нашуметь сериал «Аутсорс», в котором он снимался, а в театральном агентстве «Арт-Партнер ХХI» состоялась премьера — спектакль Петра Шерешевского «Торговцы резиной» по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина, которого некоторые критики даже сравнивают с Чеховым. С работы в спектакле и началась наша беседа.

— Троим героям в «Торговцах резиной», людям одиноким и не обремененным семейными заботами, по-житейски повезло: им досталось немалое наследство от родителей. Казалось бы, живи и радуйся, но из страха потерять имущество они так и состарятся, не найдя свою любовь: Вы считаете, это жизненная ситуация?

— Конечно. Вообще это стоит понимать как в прямом смысле, так и метафорически — от родителей нам достается нечто, предопределяющее нашу судьбу и практически непреодолимое — определенный генетический код. А здесь еще герои изначально обречены, потому что они слишком сильно держатся за свои воспоминания. Беле, которую играет Полина Кутепова, нужно было бы продать свою аптеку, потому что в нее почти никто не заходит, но она не может этого сделать в память об отце. Мой герой держится за свои деньги, потому что они достались ему от матери, — и даже не понимает, что, отказываясь тратить их, он упускает множество возможностей — например, обрести семью и стать счастливым. В общем, наш спектакль о том, что синица в руках — птица коварная.

— В какой-то мере все это похоже и на историю Раневской, которой вишневый сад был дорог как память. А в чем еще действие в «Торговцах резиной» перекликается с чеховскими интонациями?

— В этой пьесе, как и у Антона Павловича, главное — подтекст. Вот у Чехова люди пьют чай, а в это время решаются судьбы. А тут герои вроде бы торгуются в аптеке, а на самом деле определяют дальнейший ход собственной жизни. И еще в пьесе, которую мы играем, тоже хороший слог — тут, конечно, надо отдать должное переводчику.

— Репетиции с Петром Шерешевским сложны?

— Это один из самых легких в работе режиссеров, которых я встречал. Интересно, что мы с ним делаем спектакли уже в третьем городе подряд: в новосибирском «Красном факеле» у Шерешевского я сыграл юного гуляку в «Последней любви Дон Жуана», в питерском Камерном театре Малыщицкого — Тригорина в «Чайке». А теперь вот участвую в московских спектаклях этого режиссера — «Торговцах резиной» и «Борисе Годунове» в Театре Наций.

— В нынешней премьере вы, исполняя зонги, обращаетесь к зрительному залу. Вам нравится ломать четвертую стену?

— Да, я это испробовал в разных вариантах: и в постановках, и в актерских капустниках, и в своих чтецких программах. У меня с залом и диалоги случались. И не всегда все идет гладко. Как-то в детском спектакле в роли Серенького Волчка я просил у юных зрителей прощения за свое волчье поведение. А они мне в ответ: «Нет, ты плохой! Мы тебя не прощаем!» А уже во взрослом спектакле играл юношу, влюбившегося в девушку легкого поведения. И в зале так близко к сердцу приняли ситуацию, что начали мне вслух советовать: «Не верь ей! Она тебе изменит!»

Такое живое восприятие того, что происходит на сцене, мне нравится, если, конечно, дело не доходит до неуместных или хамских высказываний.

— В спектакле ваш герой влюблен в хозяйку аптеки, а она отдает предпочтение другому. А вообще со сцены или с экрана труднее рассказывать о счастливой любви или о несчастной?

— В жизни, конечно, ужасно оказаться в такой ситуации — любить и не быть любимым. А вот играть безответную любовь интереснее и легче, чем любовь взаимную. Если же говорить в целом, то изображать человека влюбленного, передавать это чувство на сцене и в кино — одна из самых трудных актерских задач. Здесь наблюдается удивительный парадокс: чем меньше слов ты тратишь, тем чувство выглядит пронзительнее. И самое сложное — сделать так, чтобы зритель все это считал и понял.

— А в каких фильмах мирового кинематографа, на ваш взгляд, любовь показана интереснее и ярче?

— Мне нравятся «9 1/2 недель» — его герои так смотрят друг на друга, что сразу видно то, что они чувствуют, в том числе и их искреннюю увлеченность друг другом. Становится понятно, что мужчину и женщину здесь связывают не только эротические игры, но и нечто настоящее, сильное. А есть совсем другое, но пронзительнейшее кино — «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «По главной улице с оркестром», «Дневник его жены»... Если же говорить о литературе, то мне очень нравится, как пишет о любви Иван Бунин. Его слог и то, как он описывает чувства, — все это мне очень близко. К сожалению, его героев мне играть не довелось. Хотя мне грех жаловаться, но многие роли, которые я хотел бы сыграть, ушли безвозвратно — упущен возраст. Но я ведь не первый и не последний из артистов, кто об этом сожалеет, не так ли?

— Зато вы сыграли в кино так много масштабных исторических личностей — Наполеона, Столыпина, Ленина, Берию, Горбачева...

— Ну да, было такое. Признаться, от подобных ролей у меня уже чувствуется оскомина. Не буду зарекаться, стоит ли мне в дальнейшем касаться на съемках исторических персонажей, но думаю, что эту страницу надо бы уже перевернуть. И вообще, недостатка в киноролях у меня вроде бы нет, но мне кажется, что мои возможности используются на экране мало. Хотелось бы открыть себя в кино в новом амплуа.

— А своей ролью начальника тюрьмы в недавно вышедшем сериале «Аутсорс» Душана Глигорова вы тоже не удовлетворены? Вот уж где персонаж настоящий «серенький волчок»!

— Как раз работой в «Аутсорсе» я доволен. У моего персонажа есть и тема, и внутреннее развитие, и определенная свобода внутри сюжетной линии. Мой герой меняется после того, как он почувствовал запах крови, столкнулся с какой-то другой — страшной, отчаянной, безнравственной стороной жизни, о которой раньше не догадывался. Мне вообще нравятся проекты Глигорова, я и прежде пробовался на некоторые из них, но до дела дошло только в «Аутсорсе».

— Как вы думаете, почему этот сериал стал таким обсуждаемым?

— У него хорошая драматургия, при этом присутствует модная сейчас тема — бурные 90-е с их поистине шиллеровскими страстями. При этом в «Аутсорсе» высока концентрация непростых человеческих историй, каждая, даже эпизодическая роль хорошо выписана. Сам сюжетный поворот, по которому сотрудники тюрьмы отдают на аутсорс (модное, появившееся в новой эпохе словечко) родственникам потерпевших исполнение высшей меры наказания, кого-то возмущает, кого-то пугает до глубины души, а кого-то заставляет задуматься о том, что с нами происходило и происходит.

— В какое время вам, актеру, интереснее погружаться — в 90-е годы, в советскую эпоху или, может быть, в более ранние времена?

— Мне интересно мироощущение людей, живших в ХVIII-ХIХ веках. Сам темп и ритм их существования был иным, мне кажется, их век был короче, но осмысленнее. В их жизни было больше искренности, даже наивности, присутствовала чувственная основа в восприятии мира. Это было Настоящее, понимаете?

— Кажется, я начинаю понимать, почему вы мечтали сыграть Обломова — это вы-то, чья неукротимая энергия привела вас из Новосибирска в Москву.

— И тем не менее философия этого персонажа привлекательна для меня. Обломов — социальный тип мировой драматургии, он герой вне времени, а потому всегда актуален и интересен.

— Можете назвать свои поворотные роли в кино?

— На экране, мне кажется, их не было, там у меня все развивалось как-то очень медленно. А в театре это, наверное, Хлестаков, которого я играл трижды в разное время своей жизни. В студенчестве он у меня был таким лицедейским, по-классически гоголевском. А в новосибирском театре «Красный факел» в постановке Олега Рыбкина в моем Хлестакове легкость в мыслях еще оставалась, но он уже временами думал, о чем говорит. Тот Хлестаков, пожалуй, остается моим любимым. Потом, уже в Александринском театре, я играл этого героя думающим, все понимающим. Такие вот метаморфозы...

В этом и заключается притягательная сила театра: когда одного героя в разное время можно увидеть и показать по-разному, не отступая далеко от его истинного характера. И так сложилось, что объемных ролей в театре у меня было больше, чем в кино. Потому, хотя я и перестал служить в репертуарных театрах, со сценой не прощаюсь. Как говорил один из чеховских персонажей, «без театра нельзя».

— Из ваших четверых детей кто-то с вами играл на сцене или в кино?

— К сожалению, нет.

— А вы бы этого желали?

— Мне бы хотелось, чтобы они лучше понимали, чем я занимаюсь, что это за профессия. Старших в детстве я этим как-то не сумел заинтересовать. А сейчас дочери Ольге уже 20 лет, она учится на экономиста, двойняшкам Алексею и Илье по 16, они старшеклассники, с будущей профессией пока не определились. Ну, а четырехлетней Ксении еще рано про это думать, она только открывает для себя этот мир.

— Что бы вы пожелали себе и окружающим?

— Здоровья, мира и насыщенной работы. Успеть, пока еще есть силы и возможности, сделать как можно больше хорошего, доброго и честного.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3454
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3357
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3180
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?