Главная Культура 00:01 11 Апреля 2025 4570
Виталий Коваленко: Синица в руках - птица коварная

Для беседы с актером нашлось сразу два повода

Анна Чепурнова
Виталий считает, что без театра актеру никак нельзя. Фото: Александра Иванишина предоставлено Театральным агентством "Арт-Партнер ХХI"

Сразу два повода для разговора с актером Виталием Коваленко: недавно вышел и успел уже нашуметь сериал «Аутсорс», в котором он снимался, а в театральном агентстве «Арт-Партнер ХХI» состоялась премьера — спектакль Петра Шерешевского «Торговцы резиной» по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина, которого некоторые критики даже сравнивают с Чеховым. С работы в спектакле и началась наша беседа.

— Троим героям в «Торговцах резиной», людям одиноким и не обремененным семейными заботами, по-житейски повезло: им досталось немалое наследство от родителей. Казалось бы, живи и радуйся, но из страха потерять имущество они так и состарятся, не найдя свою любовь: Вы считаете, это жизненная ситуация?

— Конечно. Вообще это стоит понимать как в прямом смысле, так и метафорически — от родителей нам достается нечто, предопределяющее нашу судьбу и практически непреодолимое — определенный генетический код. А здесь еще герои изначально обречены, потому что они слишком сильно держатся за свои воспоминания. Беле, которую играет Полина Кутепова, нужно было бы продать свою аптеку, потому что в нее почти никто не заходит, но она не может этого сделать в память об отце. Мой герой держится за свои деньги, потому что они достались ему от матери, — и даже не понимает, что, отказываясь тратить их, он упускает множество возможностей — например, обрести семью и стать счастливым. В общем, наш спектакль о том, что синица в руках — птица коварная.

— В какой-то мере все это похоже и на историю Раневской, которой вишневый сад был дорог как память. А в чем еще действие в «Торговцах резиной» перекликается с чеховскими интонациями?

— В этой пьесе, как и у Антона Павловича, главное — подтекст. Вот у Чехова люди пьют чай, а в это время решаются судьбы. А тут герои вроде бы торгуются в аптеке, а на самом деле определяют дальнейший ход собственной жизни. И еще в пьесе, которую мы играем, тоже хороший слог — тут, конечно, надо отдать должное переводчику.

— Репетиции с Петром Шерешевским сложны?

— Это один из самых легких в работе режиссеров, которых я встречал. Интересно, что мы с ним делаем спектакли уже в третьем городе подряд: в новосибирском «Красном факеле» у Шерешевского я сыграл юного гуляку в «Последней любви Дон Жуана», в питерском Камерном театре Малыщицкого — Тригорина в «Чайке». А теперь вот участвую в московских спектаклях этого режиссера — «Торговцах резиной» и «Борисе Годунове» в Театре Наций.

— В нынешней премьере вы, исполняя зонги, обращаетесь к зрительному залу. Вам нравится ломать четвертую стену?

— Да, я это испробовал в разных вариантах: и в постановках, и в актерских капустниках, и в своих чтецких программах. У меня с залом и диалоги случались. И не всегда все идет гладко. Как-то в детском спектакле в роли Серенького Волчка я просил у юных зрителей прощения за свое волчье поведение. А они мне в ответ: «Нет, ты плохой! Мы тебя не прощаем!» А уже во взрослом спектакле играл юношу, влюбившегося в девушку легкого поведения. И в зале так близко к сердцу приняли ситуацию, что начали мне вслух советовать: «Не верь ей! Она тебе изменит!»

Такое живое восприятие того, что происходит на сцене, мне нравится, если, конечно, дело не доходит до неуместных или хамских высказываний.

— В спектакле ваш герой влюблен в хозяйку аптеки, а она отдает предпочтение другому. А вообще со сцены или с экрана труднее рассказывать о счастливой любви или о несчастной?

— В жизни, конечно, ужасно оказаться в такой ситуации — любить и не быть любимым. А вот играть безответную любовь интереснее и легче, чем любовь взаимную. Если же говорить в целом, то изображать человека влюбленного, передавать это чувство на сцене и в кино — одна из самых трудных актерских задач. Здесь наблюдается удивительный парадокс: чем меньше слов ты тратишь, тем чувство выглядит пронзительнее. И самое сложное — сделать так, чтобы зритель все это считал и понял.

— А в каких фильмах мирового кинематографа, на ваш взгляд, любовь показана интереснее и ярче?

— Мне нравятся «9 1/2 недель» — его герои так смотрят друг на друга, что сразу видно то, что они чувствуют, в том числе и их искреннюю увлеченность друг другом. Становится понятно, что мужчину и женщину здесь связывают не только эротические игры, но и нечто настоящее, сильное. А есть совсем другое, но пронзительнейшее кино — «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «По главной улице с оркестром», «Дневник его жены»... Если же говорить о литературе, то мне очень нравится, как пишет о любви Иван Бунин. Его слог и то, как он описывает чувства, — все это мне очень близко. К сожалению, его героев мне играть не довелось. Хотя мне грех жаловаться, но многие роли, которые я хотел бы сыграть, ушли безвозвратно — упущен возраст. Но я ведь не первый и не последний из артистов, кто об этом сожалеет, не так ли?

— Зато вы сыграли в кино так много масштабных исторических личностей — Наполеона, Столыпина, Ленина, Берию, Горбачева...

— Ну да, было такое. Признаться, от подобных ролей у меня уже чувствуется оскомина. Не буду зарекаться, стоит ли мне в дальнейшем касаться на съемках исторических персонажей, но думаю, что эту страницу надо бы уже перевернуть. И вообще, недостатка в киноролях у меня вроде бы нет, но мне кажется, что мои возможности используются на экране мало. Хотелось бы открыть себя в кино в новом амплуа.

— А своей ролью начальника тюрьмы в недавно вышедшем сериале «Аутсорс» Душана Глигорова вы тоже не удовлетворены? Вот уж где персонаж настоящий «серенький волчок»!

— Как раз работой в «Аутсорсе» я доволен. У моего персонажа есть и тема, и внутреннее развитие, и определенная свобода внутри сюжетной линии. Мой герой меняется после того, как он почувствовал запах крови, столкнулся с какой-то другой — страшной, отчаянной, безнравственной стороной жизни, о которой раньше не догадывался. Мне вообще нравятся проекты Глигорова, я и прежде пробовался на некоторые из них, но до дела дошло только в «Аутсорсе».

— Как вы думаете, почему этот сериал стал таким обсуждаемым?

— У него хорошая драматургия, при этом присутствует модная сейчас тема — бурные 90-е с их поистине шиллеровскими страстями. При этом в «Аутсорсе» высока концентрация непростых человеческих историй, каждая, даже эпизодическая роль хорошо выписана. Сам сюжетный поворот, по которому сотрудники тюрьмы отдают на аутсорс (модное, появившееся в новой эпохе словечко) родственникам потерпевших исполнение высшей меры наказания, кого-то возмущает, кого-то пугает до глубины души, а кого-то заставляет задуматься о том, что с нами происходило и происходит.

— В какое время вам, актеру, интереснее погружаться — в 90-е годы, в советскую эпоху или, может быть, в более ранние времена?

— Мне интересно мироощущение людей, живших в ХVIII-ХIХ веках. Сам темп и ритм их существования был иным, мне кажется, их век был короче, но осмысленнее. В их жизни было больше искренности, даже наивности, присутствовала чувственная основа в восприятии мира. Это было Настоящее, понимаете?

— Кажется, я начинаю понимать, почему вы мечтали сыграть Обломова — это вы-то, чья неукротимая энергия привела вас из Новосибирска в Москву.

— И тем не менее философия этого персонажа привлекательна для меня. Обломов — социальный тип мировой драматургии, он герой вне времени, а потому всегда актуален и интересен.

— Можете назвать свои поворотные роли в кино?

— На экране, мне кажется, их не было, там у меня все развивалось как-то очень медленно. А в театре это, наверное, Хлестаков, которого я играл трижды в разное время своей жизни. В студенчестве он у меня был таким лицедейским, по-классически гоголевском. А в новосибирском театре «Красный факел» в постановке Олега Рыбкина в моем Хлестакове легкость в мыслях еще оставалась, но он уже временами думал, о чем говорит. Тот Хлестаков, пожалуй, остается моим любимым. Потом, уже в Александринском театре, я играл этого героя думающим, все понимающим. Такие вот метаморфозы...

В этом и заключается притягательная сила театра: когда одного героя в разное время можно увидеть и показать по-разному, не отступая далеко от его истинного характера. И так сложилось, что объемных ролей в театре у меня было больше, чем в кино. Потому, хотя я и перестал служить в репертуарных театрах, со сценой не прощаюсь. Как говорил один из чеховских персонажей, «без театра нельзя».

— Из ваших четверых детей кто-то с вами играл на сцене или в кино?

— К сожалению, нет.

— А вы бы этого желали?

— Мне бы хотелось, чтобы они лучше понимали, чем я занимаюсь, что это за профессия. Старших в детстве я этим как-то не сумел заинтересовать. А сейчас дочери Ольге уже 20 лет, она учится на экономиста, двойняшкам Алексею и Илье по 16, они старшеклассники, с будущей профессией пока не определились. Ну, а четырехлетней Ксении еще рано про это думать, она только открывает для себя этот мир.

— Что бы вы пожелали себе и окружающим?

— Здоровья, мира и насыщенной работы. Успеть, пока еще есть силы и возможности, сделать как можно больше хорошего, доброго и честного.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22847
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5655
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5462
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5339
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?