Этот поразительный по масштабам проект начал осуществлять семь лет назад американский магнат, владелец сети гостиниц в Неваде, Техасе и Аризоне Роберт Бигелоу. Он с детства неравнодушен к космосу. После учебы работал брокером, затем занялся гостиничным бизнесом. Став богачом, потратил миллионы долларов в середине 90-х на исследования неопознанных летающих объектов и возможных контактов с иными цивилизациями, а также вложил серьезные средства в другие научные программы. В 1999-м основал компанию "Bigelow Aerospace" с амбициозными задачами широкого развития негосударственной, коммерческой космонавтики.
Главная цель - создать частную орбитальную станцию в виде отеля и стимулировать разработки частных космических кораблей для доставки туристов в космос, а также возвращения их на Землю. Роберт Бигелоу даже заключил пари на 500 миллионов долларов, что до 2015 года отель в космосе начнет принимать туристов. И можете быть уверены, он это пари не проиграет.
Важно подчеркнуть: начинал не с нуля - купил у американского аэрокосмического агентства НАСА уже готовый проект надувного жилого модуля "TransHab", разработанного для Международной космической станции (МКС) и являвшегося предметом гордости специалистов. Эта трехэтажная конструкция (почти 8 метров в высоту и столько же по диаметру) была рассчитана на постоянное пребывание 6 астронавтов и кратковременно - 12 человек. На верхнем, третьем, уровне располагались спортзал, пункт медицинского контроля и душевая. А на первом этаже - кают-компания с огромным обеденным столом. На втором этаже - 6 спален с системами жизнеобеспечения.
НАСА возлагала большие надежды на этот жилой блок. Космический центр имени Джонсона провел серьезные испытания надувной оболочки на прочность во внеземном вакууме, бомбардируя ее 16-миллиметровыми металлическими шариками, летящими с огромной скоростью. Многослойное покрытие из пуленепробиваемого кевлара и прочных углеродных волокон выдержало испытание. Но финансовые трудности вынудили НАСА в 2001-м отказаться от отправки этого модуля на МКС. И тут очень вовремя сделал свое предложение Бигелоу. Мало того, он еще и пригласил в свою фирму одного из самых опытных инженеров НАСА, занимавшегося этим "ТрансХэбом".
После доработки размеры жилой части космического отеля значительно увеличились. Высота модуля - около 14 метров. Первоначальный (до выведения в космос) диаметр - 4,5 метра, но после закачки воздуха и растягивания гибких стен он увеличится до 6,7. Толщина гибких многослойных стенок - от 30 до 45 сантиметров. Таким образом, общий объем будет 330 кубометров, как в московской пятикомнатной квартире.
Вообще-то в мире существуют несколько проектов космических гостиниц, правда, в основном на бумаге. Роберт Бигелоу, вложивший за последние три с половиной года 75 миллионов долларов в это предприятие, приступает к практической реализации программы. Для запуска первой модели под названием "Генезис" он выбрал конверсионную ракету "Днепр". Может быть, потому, что стоит она дешевле, чем многие другие носители (по оценкам независимых экспертов, - не более 10 миллионов долларов). Среди задач июльского эксперимента - проверка прочности многослойных оболочек, а также функционирования модуля в условиях реального космического полета, в том числе испытания механизма наддува. В сентябре состоится запуск второго такого отсека - "Генезиса-2".
В 2007 - 2008 годах в космос отправятся более крупные прототипы космического отеля. Эти конструкции будут всего лишь вдвое меньше будущей орбитальной гостиницы. Их оснастят штатными системами жизнеобеспечения и необходимой энергетикой. По сути, в таком модуле уже мог бы жить космический турист. Однако проверки, испытания продолжатся и в последующие годы. Планируется вывести на орбиту полномасштабный жилой блок с солнечными батареями и стыковочными узлами на торцах. Только после тщательных проверок в 2012 году начнется строительство коммерческого космического комплекса. На первом этапе должно быть по меньшей мере 2 состыкованных модуля с жилым объемом 330 кубометров каждый. В более далекой перспективе возможно увеличение количества отсеков до 4 - 5.
"Мы могли бы построить космический коммерческий комплекс и раньше, - сообщает на своем сайте Роберт Бигелоу. - Проблема - в транспорте (речь идет о доставке людей и грузов во внеземной отель, а также о возвращении туристов на Землю - В.Г.). Наша фирма надеется, что к 2010 году будут летать 6 - 10 космических транспортных кораблей-демонстраторов". Основания для таких надежд имеются. Магнат несколько лет назад учредил премию в 50 миллионов долларов за создание (без участия государственных структур) частного многоразового космического корабля, который сможет подняться на высоту 400 километров с пятью космонавтами, совершить два витка вокруг Земли и пристыковаться к надувному жилому отсеку орбитальной гостиницы. Еще одно обязательное условие - совершить второй пилотируемый космический полет в течение 60 дней. Срок конкурса - до 2010 года. Уже 30 групп и фирм заинтересовались этим соревнованием. Бигелоу рассчитывает, что частное многоразовое космическое такси появится раньше и будет существенно дешевле кораблей, создаваемых под эгидой государства.
Свой бизнес-план компания "Бигелоу Аэроспейс" не обнародует. Известно только, что полет в космос и недельное пребывание в отеле обойдутся туристу в 7,9 миллиона долларов. Сейчас за полет на МКС туристы платят 20 миллионов. Проведенные опросы показывают, что по меньшей мере 30 человек будут посещать космический отель ежегодно в первый период и 60 человек - после 2020-го. По оценкам американской компании "Futron", организаторы таких путешествий будут иметь 300 миллионов долларов в год. Эксперты считают, что если проект будет успешно реализован, то вложенные средства окупятся за 5 - 6 лет, и в дальнейшем участвующие в программе фирмы будут получать серьезную прибыль.
Как видим, частные компании весьма активно готовятся к освоению околоземного пространства. Разрабатываются и уже летают новые ракеты-носители, первый частный космический корабль совершил в 2004-м суборбитальный полет в космос. Нет сомнений, что появятся и первые коммерческие орбитальные станции. Вот почему такой интерес вызывает предстоящий запуск из Оренбуржья прототипа космической гостиницы. Редакция "Труда" заранее бронирует одну спальню в этом отеле, наш журналист готов отправиться на орбиту на первом космическом такси...
РЕАЛЬНО ЛИ СОЗДАНИЕ ЧАСТНОЙ ОРБИТАЛЬНОЙ ГОСТИНИЦЫ?
С этим вопросом я обратился к известным российским конструкторам космической техники.
Борис ЧЕРТОК, академик, соратник С. П. Королева, с 1944-го занимается ракетной техникой, был заместителем главного, потом генерального конструктора и до сих пор работает в РКК "Энергия":
- Я могу только приветствовать такой проект. Когда миллиардер вкладывает деньги в развитие космонавтики, это куда полезнее, чем, например, тратить на покупку собственных роскошных яхт. Хотят строить космический отель - да ради Бога, пусть строят. Между прочим, создать сегодня надувную орбитальную гостиницу - дело не очень уж сложное. Такое задание на проектирование можно дать студенту-дипломнику, и он справится. Самое трудное - транспорт, обеспечение доставки людей и грузов на орбиту. Неприятности с шаттлами - еще одно подтверждение того, насколько серьезные, ответственные задачи предстоит решать при разработке кораблей. Можно, кстати, использовать и наши "Союзы", но решение здесь должна принимать американская компания.
Владимир СЫРОМЯТНИКОВ,член-корреспондент РАН, конструктор космических систем, один из создателей уникальных стыковочных агрегатов, которыми оснащены "Союзы", МКС и американские шаттлы:
- Мое отношение к надувным космическим конструкциям - скептическое. Здесь требуются очень длительная отработка, серьезная подготовка. Но так как запущенный американскими специалистами проект, насколько понимаю, невозможно остановить, я искренне желаю им успеха.
Константин ПИЧХАДЗЕ, первый заместитель генерального конструктора и генерального директора НПО имени Лавочкина, где создавались межпланетные станции "Луна", "Венера", "Марс" и разработаны перспективные надувные космические конструкции:
- Я думаю, что коммерческая космонавтика будет развиваться быстрыми темпами. Вспомним: в свое время ведь и первые самолеты были экзотикой. А потом они стали привычным средством воздушного транспорта. Никого не удивляют сегодня негосударственные самолетостроительные фирмы, частные авиакомпании и частные самолеты. Так же будет развиваться и космонавтика. Не сомневаюсь, появятся частные отели в космосе и частные космические такси.
Что касается надувных конструкций, то за ними, я в этом твердо уверен, - большое будущее. Такие модули разработаны, например, для экспедиций, которые полетят на Луну и на Марс. Многое в этом направлении сделано и в нашем объединении. В частности, большой интерес специалистов и в России, и за рубежом вызвало пневматическое тормозное устройство (ПТУ). Внешне оно напоминает огромный волан. Говоря упрощенно, это два конуса, вставленные один в другой. Емкости между ними наполняются газом. В таком "волане" космонавт, облаченный в скафандр, сможет спуститься с Международной космической станции на Землю, не пользуясь космическим кораблем. ПТУ снизит скорость в 500 раз: с 7 километров в секунду до 15 - 17 метров. Набегающий поток воздуха будет нагреваться до 5,7 тысячи градусов, но тепловая защита примет на себя этот удар.
Кстати, эти надувные конструкции могут использоваться будущими постояльцами космического отеля для возвращения на Землю. Допустим, кто-то захотел вернуться домой пораньше и не намерен ждать, когда к нашей планете отправится космический корабль. Помимо прочего, надувные ПТУ - это и спасательные шлюпки, которыми желательно оснастить орбитальные станции - нынешнюю МКС и будущие.