Мы, кажется, уже привыкаем к тому, что самолеты не летают по расписанию. Однако случившийся в минувшие выходные коллапс в российских аэропортах стал испытанием сил и нервов десятков тысяч пассажиров. Счет отмененных и перенесенных рейсов шел уже на сотни. Причина — угроза, которую представляют неприятельские беспилотники. Есть ли выход из этой ситуации или в нынешней ситуации пассажирам лучше оставаться дома?
Константин Калачев, политолог
— В любом транспортном коллапсе есть история бытовых мучений и избавления от них. Вы сегодня можете ругать последними словами авиакомпании, но если через несколько часов или хотя бы назавтра добрались до своей Антальи, и то это перекрывает вчерашний негатив. На настроения людей способно повлиять только то, чего их полностью лишили. Пусть с задержками, но рейсы-то продолжают выполняться. Если кто-то думает, что созданием проблем в аэропортах можно заставить россиян бунтовать, то он глубоко заблуждается. Чем помочь пассажирам в нынешней ситуации? Как можно раньше предупреждать о задержках, предоставлять места в отелях недалеко от аэропорта, обеспечивать людей горячим питанием. У нас не так много перевозчиков. Им стоит прямо попросить государство о помощи, наладить диалог и оперативно отвечать на вызовы. А что еще остается делать?
Александр Перенджиев, военный эксперт
— Что можно сделать? Ситуация показывает: надо развивать ПВО, систему антидронов. Если это будет сделано, то работа аэропортов войдет в прежнюю колею. Пока же защита нашего неба пробиваема. Понятно, пассажиры в стрессе, авиакомпании терпят убытки, но жизни людей дороже, и пренебрегать безопасностью пассажиров никто не будет. А значит, на неопределенный срок хаос в аэропортах, задержки рейсов возможны. Как минимум в нынешнем сезоне едва ли можно обещать авиапассажирам легкую жизнь. Брезжит надежда, что к следующему году ситуация улучшится. Президент поставил задачу помочь компании «Русский купол» в развитии производства систем подавления дронов. Другой важный момент: надо понимать, что часть беспилотников летит с территории России. Пока об этом мало говорят, но это нельзя оставлять без внимания.
Георгий Бовт, публицист
— Ситуация с транспортом в первую очередь зависит от дронов. Как известно, Украина наращивает их запуски. А значит, атак будет больше, и паралич с авиаперевозками не завершится. Да, можно долго говорить о недостатках в оснащенности аэропортов, их неготовности к перегрузкам. Если заняться этой проблемой, мы получим результат, но лишь частичный. Главные же вопросы — к развитию нашей ПВО.
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»
— Все говорят, что столпотворение в аэропортах произошло из-за атак дронов ВСУ, но тут пока много неясностей. Не сказать, что в эти выходные налетов было на порядок больше обычного. Может, это просто усталость системы, вынужденной долго функционировать в условиях постоянного стресса? В любом случае новому министру транспорта предстоит срочно решать массу проблем с авиасообщением. В условиях закрытых международных перевозок и части российских аэропортов трудно говорить о быстрой нормализации в отрасли. Задача — хотя бы сохранить ее работоспособность.
Василий Колташов, директор Института нового общества
— Меры по стабилизации работы транспорта принимаются, но риск повторений таких катаклизмов, какие мы на днях наблюдали, остается. Отступая на фронте, Киев и его союзники хотят брать россиян на измор, чтобы мы чувствовали максимальный дискомфорт. Это психологическая составляющая конфликта, и она нарастает.
