Вчера по Москве разлетелась новость о том, что со среды банкоматы Сбербанка и ВТБ 24 больше не принимают 5-тысячные банкноты. Москвичи запаниковали: как бы их деньги не превратились в простые бумажки, наподобие тех, что наколдовал Воланд для зрителей варьете.
Банки, конечно, поспешили успокоить своих клиентов, объяснив, что мера эта временная и как только ПО банкоматов обновят, они снова будут послушно глотать «5-тысячники». Но признали: обновлять ПО пришлось из-за участившихся случаев распространения фальшивок и сложностей с их идентификацией. А пока, чтобы положить на свой счет купюру «опасного» номинала, ее сперва нужно провести через кассу.
Как долго будут обновлять аппараты, представители банков не уточнили, но народ, постояв в очередях перед этими кассами, уже успел пропитаться общим настроением паники. Масла в огонь подлили сообщения из Челябинска: мол, город наводнили подделки номиналом 5 тысяч и 1 тысяча рублей. И вот уже контролеры в автобусе предпочитают оставлять пассажиров зайцами, но не принимать у них тысячные купюры, а продавцы в магазинах не могут договориться с покупателями: сперва первые не хотят принимать 5-тысячные, потом вторые не хотят брать сдачу тысячными.
«Вообще отказывать в приеме банкнот определенного номинала банки не имеют права, все подозрительные банкноты они должны направлять в ЦБ. В Европе уже была подобная история, когда несколько банков заявили, что их банкоматы не будут принимать банкноты в 100 евро, так как их часто подделывают, но на них быстро нашли управу. Опасения, конечно, понятны. Производство поддельной купюры не зависит от ее номинала: 100-рублевая бумажка обходится мошеннику так же, как и 5-тысячная, так что купюры с большим номиналом подделывать выгоднее. Но хочу заметить, что какого-то особого всплеска фальшивок сегодня нет, хотя любой из нас может попасться: мне однажды в сетевом магазине дали фальшивую тысячу рублей», — рассказывает директор банковского института ГУ ВШЭ Василий Солодков.