Главная Культура 20:40 11 Ноября 2017 4109
«Когда-нибудь я убью свои картины…»

Открылась первая в России выставка нашего всемирно известного соотечественника – художника Хаима Сутина

Елена Широян

О такой выставке в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, да и России в целом, мечтали давно. Эмигрант Хаим Сутин (1893-1943), звезда Парижской школы, родом из Российской империи, у нас долго был легендой. Картин его в отечественных собраниях почти нет. В таинственно затемненную экспозицию в ГМИИ зрителя вводит единственный автопортрет, хранящийся в Эрмитаже.

Мастер напряженно вглядывался в себя, подобно своему кумиру Рембрандту. Грубоватые черты он не пытался приукрасить — напротив, утрировал, будто подчеркивая плебейское происхождение.

На небосклон Парижа Сутин ворвался беззаконной кометой. Сравнить его можно с Пикассо, Бранкузи либо Модильяни, а можно и с анфан-террибль иной эпохи — Караваджо. Как в Риме конца XVI века солидный ценитель живописи не мог обойтись без полотен буйного миланца, так и усилиями дилеров Парижа 1920-х картины Сутина сделались ходовым товаром.

Сегодня это один из топов арт-рынка: в 2015 году на торгах Christie’s полотно Сутина «Бычья туша» было продано за 28 миллионов долларов. Цена его картин быстро растет. Еще в 2007 году самой дорогой работой был портрет «Мужчина в красном шарфе», проданный за 15 миллионов долларов. В мае 2013 полотно «Маленький кондитер» ушло уже за 18 миллионов... За картинами Сутина охотятся собиратели из России. Один лишь частный московский Музей искусства авангарда дал в экспозицию 8 картин, мало уступающих холстам из парижского Центра Помпиду и Музея Оранжери, хранящего одну из крупнейших коллекций работ Сутина — 22 полотна. Кстати, из них сейчас в Москву приехали 20. Больше сутинских работ только в американской коллекции Альберта Барнса, но по завещанию основателя фонда они не покидают пределы США.

Всего в ГМИИ прибыли 64 картины Сутина, но главное — не число экспонатов. Кураторы стремились вписать творчество художника в панораму мирового искусства, связать со старшими и младшими поколениями. При всей индивидуальности манеры он был верен старым мастерам — не потому ли острому драматизму его образов не мешают золоченые старинные рамы? В экспозицию, устроенную как лабиринт с неожиданными проемами — «окнами» в иное время — вошли произведения Шардена, Пуссена, Коро. Ведь Сутин учился на их полотнах в Лувре, как подсказал ему Амедео Модильяни. Но и его картины служили ориентиром — на выставке с ним спорят или вторят ему Фрэнсис Бэкон, Марк Ротко, Джексон Поллок и еще ряд ветеранов современного искусства.

В цельном пространстве сошлись излюбленные жанры Сутина: портрет, натюрморт, пейзаж. Драматизм на грани физического страдания при столкновении с жизнью сквозит в каждом сюжете, будь то битая птица или портреты слуг. Сутинские деревья порой считают его двойниками: корявые, закрученные спиралью стволы, как языки пламени, ввинчиваются в небо, вздымают к нему изломанные «руки», едва удерживаясь на вздыбленной земле.

После Сутина осталось мало фотографий. Представить облик художника помогла кисть его друга Модильяни. Высокий, сильный, хотя и нездоровый (постоянный голод спровоцировал язву желудка); крупный нос, жесткие черные волосы, взгляд исподлобья — он считал себя некрасивым и был застенчив. В Париже с трудом овладел французским — знакомые гадали, как же он общается с Моди. А тот нежно заботился о юноше: находил тому жилье, помогал деньгами. Вскоре после знакомства в 1915-м Моди решил заглянуть к Сутину. И был шокирован: «русский» писал картину... совершенно голым. Не ради эпатажа: нищий, он снимал одежду, чтобы не сносить и не испачкать.

Десять лет в «столице муз» с момента, когда 19-летним осел на Монпарнасе, сын многодетного штопальщика из-под Минска отчаянно боролся за право стать художником. Но борьба началась еще в родном местечке Смиловичи. С ранних лет Хаим вел себя странно — то рисовал каракули углем на печи, за что ему доставалось: Талмуд запрещает изображение живых существ. То крал у отца рубль на карандаши, то тащил его ножницы к старьевщику. Даже в годы триумфа он не утратил привычку, если кто-то подходил, комкать и прятать на животе холст, над которым работал. Страх шел из детства, когда, застигнутого за рисованием Хаима били не только местечковые мальчишки, но и родные старшие братья.

Фрагмент экспозиции

Трагическая коллизия обернулась счастливым шансом. Подростком Хаим нарисовал раввина, уже тогда в духе экспрессионизма — карикатурно. Проучить мальчишку за дерзкую выходку взялся племянник раввина — мясник, или, как говорили в местечках, резник. Заманил в свою лавку, избил до полусмерти. Не потому ли позже освежеванные бычьи туши стали наваждением сутинских холстов?

Родители художника пожаловались в кагальный суд. Еврейская община возмутилась жестокостью расправы и обязала обидчика выплатить компенсацию. Неизвестно точно, было ли это 25 или 50 рублей, но в любом случае по тем временам немало. На эти деньги мальчика послали в Минск учиться на фотографа. По другой версии, отец отправил младшего сына в подмастерья к шурину-сапожнику, а тот — в ученики к фотографу.

В 1907 году в губернском Минске Хаим пошел в школу для настоящих художников. А в 17 лет сбежал в Вильно, работал ретушером и вновь учился. В Иудаистском обществе поощрения художеств Сутина убедили продолжить обучение живописи в культурной столице мира — Париже. Врач-меценат дал сумму на проезд. Агитировал за Францию и новый друг — начинающий художник Пинхус Кремень: все лучше, чем мыкаться в черте оседлости...

В 1913 году Сутин поселился в общежитии художников «Улей» у скульптора Оскара Мещанинова, по соседству с Липшицем и Модильяни. Растерянный, но фанатично преданный идее писать картины, он читал Бодлера и Фрейда, бродил по Лувру: «брал уроки» у Рафаэля, Энгра, Гойи, Курбе. Но более всего у Рембрандта — от него и тревожный колорит, и ощущение драмы жизни. Голодал, зимой и летом ходил в единственном драном пальто, грузил по ночам чемоданы на вокзале Монпарнас и едва не покончил с собой — Кремень буквально вынул его из петли. А дальше судьба улыбнулась: Моди, всерьез считая Сутина гением, привел его к торговцу Лео Зборовски. Тот выдаст юноше по 5 франков в день — и спасет от голода, пошлет на юг Франции.... «Это он, Модильяни, заставил меня в себя поверить», — говорил Сутин.

Нищета внезапно кончилась в 1923 году: 52 картины купил миллиардер из США Альберт Барнс. Так в 30 лет Сутин оказался в одном ряду с Матиссом, Пикассо и уже покойным Модильяни. И все же игнорировал собственные вернисажи, рвал и жег холсты, которые считал неудачными, а позже выкупал, чтобы переписать. Известны его запальчивые слова о своих же работах: «То, что вы видите, ничего не стоит, это все дерьмо (merde), но все же получше, чем у Шагала и Модильяни. Когда-нибудь я убью свои картины — они слишком слабы, чтобы поступить иначе».

Барнс платил всего 15-30 долларов за холст, но отныне Сутин был знаменит. Он слушал Баха и ездил в Амстердам «к Рембрандту». Однако попал в кабалу: торговцы требовали без конца повторять «надежные» мотивы и приемы. И все же драгоценная, вибрирующая фактура его холстов, их красочная насыщенность и экспрессия не исчезали — примером тому чудесный «Мальчик из хора».

Навсегда покинув родное местечко, Сутин избежал банальности и безвестности. Но от судьбы не уйдешь: в 1940 году ему пришлось прятаться. Визу в США, куда уехал Шагал и другие, получить не удалось. С началом Второй мировой войны власти арестовали его подругу Герду Грот, беженку из Германии. Художник скрылся в глубинке Франции, боясь ареста и лагерей. Продолжал писать, но в 1943 году обострилась язва желудка. С внутренним кровотечением друзья перевезли его в Париж к хирургу, который бы не выдал. Бытовала легенда, будто спрятав художника от немцев в катафалке, его довезли к врачу лишь мертвым. На самом деле машина «скорой» доставила его в госпиталь, Сутина прооперировали, но поздно: он умер, не приходя в сознание.

На Монпарнасское кладбище, помимо последней подруги Мари-Берт Оранш, его провожали Пикассо, Кокто и Макс Жакоб...

А в это время в Смиловичах

Сегодня картины Сутина рассеяны по миру, они входят в собрание Метрополитена и коллекции семьи издателя Галлимара, Фрэнсиса Форда Копполы, Изабеллы Росселлини, потомков Шагала и Чаплина. Но нигде нет музея этого гения. Исключение — его родные Смиловичи, ныне город Минской области: Сутин — самый прославленный его уроженец.

С 2008 года в детском Доме творчества Смиловичей открыт музей «Пространство Хаима Сутина». Пусть там нет подлинников его картин, да и мемориальных вещей не сохранилось — пожалуй, лишь чудом уцелевшая Тора из синагоги, куда ходил Сутин-отец. Там тщательно воссоздана обстановка его детства с помощью немногочисленных деталей быта, которые сумели найти в местечке, где все дома, до войны деревянные, сгорели, а все евреи были расстреляны фашистами в октябре 1941-го. Нечем поделиться и немногим внучатым племянникам Сутина, но с музеем они тесно связаны.

Фотографии доносят и атмосферу довоенного Парижа, откуда Сутин уже не вернулся домой. Много и современных снимков тех мест, где проходила его жизнь во Франции: земляки художника в компании его французского биографа Мишеля Лебрен-Франзароли посетили все эти города и деревни — от парижского кладбища Монпарнас до Иль-де-Франс, где, получив отказ в американской визе, он скрывался от нацистов в годы Второй мировой войны.

В деревне Шампиньи-сюр-Вёд, где художник провел два последние года жизни, смиловчане встретились с местной жительницей мадам Делоне — 12-летней девочкой она позировала Сутину. В крохотном Шампиньи есть площадь Хаима Сутина, куда выходит его мастерская. Имя художника носит также улица городка Блан, где до сих пор стоит сарай, возле которого сделана знаменитая фотография Сутина: улыбаясь, он держит курицу — ту самую, которую изобразил в картине «Курица на фоне кирпичной стены», ныне висящей в ГМИИ.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11444
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7097
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6785
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6074
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5915
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?