Главная Культура 20:40 11 Ноября 2017 4244
«Когда-нибудь я убью свои картины…»

Открылась первая в России выставка нашего всемирно известного соотечественника – художника Хаима Сутина

Елена Широян

О такой выставке в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, да и России в целом, мечтали давно. Эмигрант Хаим Сутин (1893-1943), звезда Парижской школы, родом из Российской империи, у нас долго был легендой. Картин его в отечественных собраниях почти нет. В таинственно затемненную экспозицию в ГМИИ зрителя вводит единственный автопортрет, хранящийся в Эрмитаже.

Мастер напряженно вглядывался в себя, подобно своему кумиру Рембрандту. Грубоватые черты он не пытался приукрасить — напротив, утрировал, будто подчеркивая плебейское происхождение.

На небосклон Парижа Сутин ворвался беззаконной кометой. Сравнить его можно с Пикассо, Бранкузи либо Модильяни, а можно и с анфан-террибль иной эпохи — Караваджо. Как в Риме конца XVI века солидный ценитель живописи не мог обойтись без полотен буйного миланца, так и усилиями дилеров Парижа 1920-х картины Сутина сделались ходовым товаром.

Сегодня это один из топов арт-рынка: в 2015 году на торгах Christie’s полотно Сутина «Бычья туша» было продано за 28 миллионов долларов. Цена его картин быстро растет. Еще в 2007 году самой дорогой работой был портрет «Мужчина в красном шарфе», проданный за 15 миллионов долларов. В мае 2013 полотно «Маленький кондитер» ушло уже за 18 миллионов... За картинами Сутина охотятся собиратели из России. Один лишь частный московский Музей искусства авангарда дал в экспозицию 8 картин, мало уступающих холстам из парижского Центра Помпиду и Музея Оранжери, хранящего одну из крупнейших коллекций работ Сутина — 22 полотна. Кстати, из них сейчас в Москву приехали 20. Больше сутинских работ только в американской коллекции Альберта Барнса, но по завещанию основателя фонда они не покидают пределы США.

Всего в ГМИИ прибыли 64 картины Сутина, но главное — не число экспонатов. Кураторы стремились вписать творчество художника в панораму мирового искусства, связать со старшими и младшими поколениями. При всей индивидуальности манеры он был верен старым мастерам — не потому ли острому драматизму его образов не мешают золоченые старинные рамы? В экспозицию, устроенную как лабиринт с неожиданными проемами — «окнами» в иное время — вошли произведения Шардена, Пуссена, Коро. Ведь Сутин учился на их полотнах в Лувре, как подсказал ему Амедео Модильяни. Но и его картины служили ориентиром — на выставке с ним спорят или вторят ему Фрэнсис Бэкон, Марк Ротко, Джексон Поллок и еще ряд ветеранов современного искусства.

В цельном пространстве сошлись излюбленные жанры Сутина: портрет, натюрморт, пейзаж. Драматизм на грани физического страдания при столкновении с жизнью сквозит в каждом сюжете, будь то битая птица или портреты слуг. Сутинские деревья порой считают его двойниками: корявые, закрученные спиралью стволы, как языки пламени, ввинчиваются в небо, вздымают к нему изломанные «руки», едва удерживаясь на вздыбленной земле.

После Сутина осталось мало фотографий. Представить облик художника помогла кисть его друга Модильяни. Высокий, сильный, хотя и нездоровый (постоянный голод спровоцировал язву желудка); крупный нос, жесткие черные волосы, взгляд исподлобья — он считал себя некрасивым и был застенчив. В Париже с трудом овладел французским — знакомые гадали, как же он общается с Моди. А тот нежно заботился о юноше: находил тому жилье, помогал деньгами. Вскоре после знакомства в 1915-м Моди решил заглянуть к Сутину. И был шокирован: «русский» писал картину... совершенно голым. Не ради эпатажа: нищий, он снимал одежду, чтобы не сносить и не испачкать.

Десять лет в «столице муз» с момента, когда 19-летним осел на Монпарнасе, сын многодетного штопальщика из-под Минска отчаянно боролся за право стать художником. Но борьба началась еще в родном местечке Смиловичи. С ранних лет Хаим вел себя странно — то рисовал каракули углем на печи, за что ему доставалось: Талмуд запрещает изображение живых существ. То крал у отца рубль на карандаши, то тащил его ножницы к старьевщику. Даже в годы триумфа он не утратил привычку, если кто-то подходил, комкать и прятать на животе холст, над которым работал. Страх шел из детства, когда, застигнутого за рисованием Хаима били не только местечковые мальчишки, но и родные старшие братья.

Фрагмент экспозиции

Трагическая коллизия обернулась счастливым шансом. Подростком Хаим нарисовал раввина, уже тогда в духе экспрессионизма — карикатурно. Проучить мальчишку за дерзкую выходку взялся племянник раввина — мясник, или, как говорили в местечках, резник. Заманил в свою лавку, избил до полусмерти. Не потому ли позже освежеванные бычьи туши стали наваждением сутинских холстов?

Родители художника пожаловались в кагальный суд. Еврейская община возмутилась жестокостью расправы и обязала обидчика выплатить компенсацию. Неизвестно точно, было ли это 25 или 50 рублей, но в любом случае по тем временам немало. На эти деньги мальчика послали в Минск учиться на фотографа. По другой версии, отец отправил младшего сына в подмастерья к шурину-сапожнику, а тот — в ученики к фотографу.

В 1907 году в губернском Минске Хаим пошел в школу для настоящих художников. А в 17 лет сбежал в Вильно, работал ретушером и вновь учился. В Иудаистском обществе поощрения художеств Сутина убедили продолжить обучение живописи в культурной столице мира — Париже. Врач-меценат дал сумму на проезд. Агитировал за Францию и новый друг — начинающий художник Пинхус Кремень: все лучше, чем мыкаться в черте оседлости...

В 1913 году Сутин поселился в общежитии художников «Улей» у скульптора Оскара Мещанинова, по соседству с Липшицем и Модильяни. Растерянный, но фанатично преданный идее писать картины, он читал Бодлера и Фрейда, бродил по Лувру: «брал уроки» у Рафаэля, Энгра, Гойи, Курбе. Но более всего у Рембрандта — от него и тревожный колорит, и ощущение драмы жизни. Голодал, зимой и летом ходил в единственном драном пальто, грузил по ночам чемоданы на вокзале Монпарнас и едва не покончил с собой — Кремень буквально вынул его из петли. А дальше судьба улыбнулась: Моди, всерьез считая Сутина гением, привел его к торговцу Лео Зборовски. Тот выдаст юноше по 5 франков в день — и спасет от голода, пошлет на юг Франции.... «Это он, Модильяни, заставил меня в себя поверить», — говорил Сутин.

Нищета внезапно кончилась в 1923 году: 52 картины купил миллиардер из США Альберт Барнс. Так в 30 лет Сутин оказался в одном ряду с Матиссом, Пикассо и уже покойным Модильяни. И все же игнорировал собственные вернисажи, рвал и жег холсты, которые считал неудачными, а позже выкупал, чтобы переписать. Известны его запальчивые слова о своих же работах: «То, что вы видите, ничего не стоит, это все дерьмо (merde), но все же получше, чем у Шагала и Модильяни. Когда-нибудь я убью свои картины — они слишком слабы, чтобы поступить иначе».

Барнс платил всего 15-30 долларов за холст, но отныне Сутин был знаменит. Он слушал Баха и ездил в Амстердам «к Рембрандту». Однако попал в кабалу: торговцы требовали без конца повторять «надежные» мотивы и приемы. И все же драгоценная, вибрирующая фактура его холстов, их красочная насыщенность и экспрессия не исчезали — примером тому чудесный «Мальчик из хора».

Навсегда покинув родное местечко, Сутин избежал банальности и безвестности. Но от судьбы не уйдешь: в 1940 году ему пришлось прятаться. Визу в США, куда уехал Шагал и другие, получить не удалось. С началом Второй мировой войны власти арестовали его подругу Герду Грот, беженку из Германии. Художник скрылся в глубинке Франции, боясь ареста и лагерей. Продолжал писать, но в 1943 году обострилась язва желудка. С внутренним кровотечением друзья перевезли его в Париж к хирургу, который бы не выдал. Бытовала легенда, будто спрятав художника от немцев в катафалке, его довезли к врачу лишь мертвым. На самом деле машина «скорой» доставила его в госпиталь, Сутина прооперировали, но поздно: он умер, не приходя в сознание.

На Монпарнасское кладбище, помимо последней подруги Мари-Берт Оранш, его провожали Пикассо, Кокто и Макс Жакоб...

А в это время в Смиловичах

Сегодня картины Сутина рассеяны по миру, они входят в собрание Метрополитена и коллекции семьи издателя Галлимара, Фрэнсиса Форда Копполы, Изабеллы Росселлини, потомков Шагала и Чаплина. Но нигде нет музея этого гения. Исключение — его родные Смиловичи, ныне город Минской области: Сутин — самый прославленный его уроженец.

С 2008 года в детском Доме творчества Смиловичей открыт музей «Пространство Хаима Сутина». Пусть там нет подлинников его картин, да и мемориальных вещей не сохранилось — пожалуй, лишь чудом уцелевшая Тора из синагоги, куда ходил Сутин-отец. Там тщательно воссоздана обстановка его детства с помощью немногочисленных деталей быта, которые сумели найти в местечке, где все дома, до войны деревянные, сгорели, а все евреи были расстреляны фашистами в октябре 1941-го. Нечем поделиться и немногим внучатым племянникам Сутина, но с музеем они тесно связаны.

Фотографии доносят и атмосферу довоенного Парижа, откуда Сутин уже не вернулся домой. Много и современных снимков тех мест, где проходила его жизнь во Франции: земляки художника в компании его французского биографа Мишеля Лебрен-Франзароли посетили все эти города и деревни — от парижского кладбища Монпарнас до Иль-де-Франс, где, получив отказ в американской визе, он скрывался от нацистов в годы Второй мировой войны.

В деревне Шампиньи-сюр-Вёд, где художник провел два последние года жизни, смиловчане встретились с местной жительницей мадам Делоне — 12-летней девочкой она позировала Сутину. В крохотном Шампиньи есть площадь Хаима Сутина, куда выходит его мастерская. Имя художника носит также улица городка Блан, где до сих пор стоит сарай, возле которого сделана знаменитая фотография Сутина: улыбаясь, он держит курицу — ту самую, которую изобразил в картине «Курица на фоне кирпичной стены», ныне висящей в ГМИИ.

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Автора «Тихого Дона» на днях увековечили под Калининградом. А получилось это так

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Михаил Шолохов - военкор. Фото: Russian Look/globallookpress.com

Писатель Михаил Шолохов весной 1945 года служил военным корреспондентом на 3-м Белорусском фронте. И в заметке «Победа, какой не знала история», опубликованной в «Правде» 13 мая, он, в частности,...

На фестивале в Гатчине отменили фильм с участием Ивана Урганта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Увы, организаторы фестиваля прошли мимо фильма «Во сне ты горько плакал»: некие активисты восстали против него из-за Ивана Урганта. Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Гатчине проходит фестиваль экранизаций «Литература и кино». Он открылся фильмом «Кукольный дом» Ольги Беляевой, а закроется 21 июня картиной «Пророк» — неканонической...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Российских картин в первой сотне шедевров не оказалось…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По сюжету «Паразитов», нищее семейство правдами и неправдами внедряется в дом богатых соотечественников. Кадр с сайта

Газета «Нью-Йорк таймс» составила список 100 лучших фильмов мирового кино, вышедших в прокат с 1 января 2000 года. Для этого опросили более 500 деятелей кино — актеров, режиссеров, продюсеров. В их числе...

Культура 00:02 / 06 Июня 2025 6237
Музыка их связала

Гитарист легендарного коллектива Алексей Горбашов рассказал, как сейчас живет группа «Мираж»

Кристина Ульянова
Труд
Екатерина Болдышева и Алексей Горбашов давно счастливы вместе. Фото MIRAGE.SU

Группа «Мираж» не нуждается в особом представлении: кто не знает ее суперхиты «Музыка нас связала», «Наступает ночь»... С недавних пор песни коллектива обрели вторую жизнь, попав в сериал...

В мультяшном царстве пора наводить порядок!

Сергей Беднов
Труд
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений на встрече с молодежью назвал «Симпсонов» примером традиционных семейных ценностей, на который стоило бы равняться российским мультикам

В минувшем году в учебных заведениях появился новый предмет — «Семьеведение». В следующем будут преподавать «Духовно-нравственную культуру России». По поручению свыше началось составление...

Культура 00:02 / 06 Июня 2025 5667
Календарь: 6 июня

Сегодня отмечается Пушкинский день России

Труд
Памятник А.С. Пушкину, Москва. Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

1671 На Красной площади в Москве казнен бунтарь Степан Разин. Палач сначала отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено, но он не показал ни малейшего знака страдания. А когда его...

Народный артист России, худрук питерского Молодежного театра на Фонтанке поделился с «Трудом» своими ощущениями в преддверии юбилея

Татьяна Болотовская, Санкт-Петербург
Труд
По словам Семена Яковлевича, в нем есть и подросток, и тридцатилетний муж, и отец, и старец, умудренный опытом. Фото Юлии Кудряшовой, предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

На следующей неделе народному артисту России, художественному руководителю Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Семену Спиваку исполняется 75 лет. Уже 35 лет он руководит этим театром, а значит, все...

Междусобойчик для своих и тех, кто на этом зарабатывает

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Artem Priakhin, globallookpress.com

Кто в советское время окончил школу и всем классом шел к Неве, тот навсегда сохранил в душе парусник с алыми парусами в обрамлении набережных великого города, застывших в белой ночи. Тихо, торжественно плыл...

Россию на «Интервидении» будет представлять Шаман. А куда ж без него

Сергей Беднов
Труд
Ярослав Дронов победил в народном голосовании. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В феврале, сразу после того, как президент подписал соответствующий указ, в «Труде» появился материал под названием «Неужели и тут Шаман, или Пять простых вопросов про «Интервидение». На днях...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Paco Freire, globallookpress.com

Слова, вынесенные в заголовок этой колонки, принадлежат автору бестселлеров, французу Андре Моруа. И с ним трудно не согласиться, если вспомнить, сколько замечательных писателей вышло из когорты людей с медицинским...

Режиссер и продюсер рассказала о съемках фильма «Моя Африка»

Марина Суранова
Труд
Фильм был целиком снят в Африке. Фото: Han Xu/Синьхуа, globallookpress.com

Нынешним летом на экраны выйдет фильм «Моя Африка» от режиссера и продюсера Ольги Акатьевой. Работа над картиной завершается, но те отрывки из ленты, что мне удалось увидеть, как и сама история,...

Так уже повелось, Александр Сергеевич за все у нас отвечает, все знает, остальное чувствует и нам разъясняет

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
В Москве любого останови и попроси прочесть что-нибудь из поэта, и каждый подумает да прочтет. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Вся наша жизнь Пушкиным прошита, пропитана. Любую тему, волнующую живущего в России человека, можно обсудить, чувствуя незримое, но живое присутствие человека, ушедшего от нас 188 лет назад. Оказывается, такое возможно, и я вам...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?