Главная Культура 00:01 12 Января 2024 6088
«Так хочется в тревожное время подарить людям кусочек спокойствия и счастья…»

Арфистка Софья Кипрская – о музыке, способной связать людей, города и страны

Сергей Бирюков
Софью и ее арфу полюбила публика лучших залов мира. Фото из личного альбома

Тысячи меломанов, посещающих спектакли и концерты Мариинского театра, знают Софью А. Да и как не обратить внимание на золотистый звук ее арфы и на саму красавицу, виртуозно владеющую этим инструментом? Но все ли области искусства Софьи нам хорошо известны? Недавно я набрел в интернете на ее сольное выступление — и был потрясен. Оказывается, на арфе можно сыграть и грандиозную органную токкату, и даже целую симфоническую поэму, да так, что ты реально услышишь весь этот многокрасочный звуковой массив в сотнях оттенков тембра одного-единственного инструмента. Чудом Софья нашла время в невероятно плотном расписании спектаклей и гастролей Мариинки, ее собственных перелетов по стране и планете, чтобы рассказать «Труду» о своем восхождении на высоты прекрасного мира арфовой музыки.

— Софья, почему арфа? Понимаю, красиво, но в футляр, как скрипку, не положишь, с собой не возьмешь...

— Со скрипки и началось — семья у нас музыкальная, меня в пять лет отдали учиться на этом инструменте. Но не скажу, чтобы меня это сильно радовало. То и дело просила бабушку: можно я лучше сериал по телевизору посмотрю?.. Однажды мама взяла меня на концерт в Малый зал филармонии. Дала цветочек, сказала: подаришь тому музыканту, который тебе больше понравится. И как только я увидела арфистку с арфой — судьба цветка, а заодно и моя собственная была решена... Меня отдали в школу-десятилетку при консерватории. Мама говорит — всякий раз, когда она забирала меня с занятий домой, я целовала арфу на прощание. А в третьем классе папа продал свою «Волгу», и мне купили мой первый собственный инструмент. Соседи по дому (ангелы!) привычно засыпали под мои пассажи и фортепианные штудии брата, доносившиеся из наших комнат до двух ночи часов. Только спрашивали: что у нас сегодня в репертуаре?

— По своему студенчеству в консерватории хорошо помню: самые красивые девушки вуза были в арфовом классе. Как это сложилось, что арфа почти исключительно женский инструмент?

— Так было не всегда. В Африке, случалось, женщинам и руки отрубали, если они прикасались к местному подобию арфы... Но в России действительно одно из первых свидетельств арфового музицирования — известное полотно Левицкого, изображающее придворную даму Екатерины II Глафиру Алымову. В XIX веке ученицам Смольного института арфу преподавали наравне с фортепиано и скрипкой. Отличной арфисткой была императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. Специально званные из Европы композиторы писали для нее и ее фрейлин пьесы, которые затем на двести лет канули в архивы. Недавно мы с музыковедом Георгием Ковалевским отыскали эти ноты, и я записала два диска очаровательнейшей музыки.

Но основателем петербургской арфовой школы все же считается мужчина — Альберт Цабель, музыкант Мариинского театра, профессор консерватории. Он и смолянку Екатерину Вальтер-Кюне выучил, она — Ксению Эрдели, та воспитала целую плеяду советских исполнителей... Так линия дошла до Энны Львовны Барвенко и ее воспитанницы в Петербургской консерватории, с которой вы сейчас разговариваете.

Однако вы правы, в ХХ и XXI веках арфистов-мужчин в самом деле немного. Один из них, он же композитор — Николай Парфенов, написавший для горячо любимой им Ксении Эрдели замечательный арфовый концерт. К сожалению, Николая Григорьевича расстреляли в 1938 году: он в оркестре Большого театра сидел рядом с правительственной ложей, и ему предъявили абсурдное обвинение в намерении убить Сталина. Эрдели только раз сыграла посвященное ей произведение, а потом писала и говорила, что партитура утеряна. И вдруг московский музыковед Александр Баранов находит оркестровые голоса! Композитор Валерий Кикта вместе со своим учеником Богданом Радичем восстанавливают партитуру, я получаю ноты, мгновенно влюбляюсь в эту музыку и играю ее у нас в Мариинском театре на фестивале «Северная лира», носящем имя Йоко Нагаи Ческины — в память о замечательной арфистке, графине, меценатке, великой поклоннице Мариинского театра.

— Вы уникально рано, в 16 лет попали в Мариинский театр...

— Впервые — даже в 14: почему-то спектакль «Сказание о невидимом граде Китеже» остался без второй арфистки, и меня попросили закрыть брешь. Я до того вообще ни разу в жизни не сидела в оркестре. А в 16 лет уже официально позвал на работу директор оркестра Владимир Андреевич Иванов, я еще 11 класс не успела окончить... С тех пор театр — мой второй дом. Каждый день учусь у его солистов, у коллег-оркестрантов сообща делать музыку. Конечно, главный учитель — Валерий Абисалович Гергиев. Не знаю другого дирижера, у которого жест так ярко передавал бы музыкальную фразу. И произведение в целом он потрясающе выстраивает. Притом фантастически доверяет исполнителю. Как-то мы в Афинах должны были играть Пятую симфонию Малера. Со знаменитым Адажиетто, которое знают миллионы даже далеких от музыки людей: кинорежиссеры обожают использовать его в самые возвышенные моменты своих фильмов. Маэстро прошел со мной начальные три такта. Спросил: первый раз играешь? Я ответила: да. Он улыбнулся: сегодня вечером будет второй, а сейчас переходим к следующей части...

Валерий Гергиев — главный учитель Софьи

— Глупо, наверное, спрашивать, что вы любите больше — оперу или балет. Но мне кажется, в балете арфу оценили раньше и полнее — вспомним хоть мощные каденции-разливы в «Лебедином озере» или «Щелкунчике».

— А знаете, кто помогал Чайковскому писать их? Альберт Цабель, мой арфовый прапрадедушка. Но, как ни удивительно, при всей любви к балету я фанат оперы. Приезжайте к нам на «Тангейзера» Вагнера. Или на его «Нюрнбергских мейстерзингеров», я более богатого и остроумного использования арфы не знаю. Под нее и главные герои про любовь поют, и завистник Бекмессер смешно «выщелкивает» свою серенаду, и все это надо изобразить совершенно разными звуковыми красками... Кстати Вагнеру тоже наш Цабель помогал!

— Вы начали рассказывать про фестиваль «Северная лира», а я, похоже, уже догадался, кто его затеял...

— Ну сами посудите, это же несправедливо — арфовых фестивалей в мире совсем немного. А сколько великолепных исполнителей посвящают свою жизнь этому инструменту. И Валерий Абисалович мою идею горячо поддержал, и смотр наш сразу стал одним из самых престижных. И композиторский интерес к арфе он усилил — например, мой брат Эдуард написал концерт для трех арф с оркестром! Уже названный мной Валерий Кикта сочинил «Шотландскую рапсодию» для мужского хора и инструментального ансамбля с участием очень интересной разновидности арфы — кельтской. А Эдуард Артемьев, царствие небесное, специально для финального концерта сделал переложение своей знаменитой темы из фильма «Раба любви» для десяти арф!

Без музыки Родиона Щедрина тоже невозможно представить себе репертуар Мариинского театра и его арфистки

— Сейчас многие беспокоятся о том, как в новой ситуации, когда Валерий Гергиев назначен генеральным директором Большого театра, будут взаимодействовать петербургские и московские музыканты...

— Не возьмусь говорить о наших многотысячных коллективах в целом, но арфисты обоих городов дружат давно, вот и к нам на фестиваль мы приглашали музыкантов Большого театра, московских оркестров, и все они потом с благодарностью говорили, что по-настоящему сдружил их именно Петербург, наш арфовый праздник.

— Слышал, вы хотели и всемирный конгресс арфистов в родной Мариинке провести.

— Этот конгресс регулярно проходит в разных странах мира, и я в нем участвовала, представляла Россию. Ради такой чести готова была на любые испытания. Знаете, как летела на сиднейскую встречу в 2017 году? С гастролей в Риге — в Москву, оттуда — в Абу-Даби, а там мне сказали, что на мой рейс перепродажа мест — и отправили в Джакарту, оттуда на Бали... Пять рейсов вместо трех, причем уже после второго куда-то канул мой багаж — а в нем ключ для настройки арфы, теплая одежда (в Южном полушарии в это время зима)... Но в Сиднее меня взяла под крыло мама дирижера Владимира Фаншиля, одессита, давно уехавшего в Австралию, много сотрудничающего с Мариинским театром. Лиля отдала свой свитер, помогла купить концертное платье. В успехе двух моих австралийских концертов, можно сказать, немал и ее вклад. Еще одно доказательство того, что музыкантская дружба — громадная сила.

И вот после двух лет переговоров у нас было готово практически все, чтобы следующий конгресс прошел уже в Санкт-Петербурге. Да и кто бы его принял лучше, чем Мариинский театр с его множеством сцен и прекрасных фойе, которые легко превращаются в концертные залы. Но грянула пандемия, затем — политическое обострение... Тем не менее недавно я получила письмо от артдиректора конгресса французской арфистки Изабель Перрин, которая верит, что наша идея обязательно осуществится.

— А как пришла мысль играть органные и даже симфонические опусы?

— Наша душа вмещает в себя больше музыки, чем написано для конкретного инструмента. А еще — я настолько люблю арфу, что считаю просто необходимым породнить ее с величайшими музыкальными сокровищами мира. Со всем тем, что люблю сама, что хотела бы донести до моего слушателя. Задача музыканта, по моему убеждению — звуками рассказать то, что ты сама знаешь о мире. Чтобы твоя публика хоть на пару часов забыла о бытовых проблемах и окунулась в прекрасную вселенную музыки. Люди должны поддерживать друг друга. Особенно в такое непростое время.

— Находится ли при вашей занятости время для отдыха, спорта, кино?..

— Расскажу вам, как провела небольшой отпуск минувшим летом: полетела в Вену, где мои друзья-шахматисты проводили турнир, и им захотелось... чтобы я поиграла им на арфе. А завтра лечу в Нижний Новгород играть на фестивале моей подруги, замечательной московской флейтистки Ирины Стачинской. Переключение в работе и смена обстановки — вот главный способ отдыха. Но, конечно, без спортзала тоже нельзя — иначе спина не выдержит постоянного сидения за инструментом и его перетаскивания с места на место. А в редкие свободные часы так здорово в прекрасных лесах Ленинградской области заняться скандинавской ходьбой!

Одно из увлечений Софьи — художественная фотография

Из фильмов особенно люблю нашу советскую классику, ленты про Великую Отечественную войну — они настоящие и правдивые. Обожаю киномузыку Джона Уильямса. Могу с удовольствием послушать Майкла Джексона, рэперов. Вот попса — не мое. Зато Стинга мы с ребятами из чудесного ансамбля ударных инструментов Renaissance Percussion часто играем на бис.

— Только что пресс-служба Большого театра сообщила, что в феврале впервые за многие годы состоятся обменные гастроли двух прославленных коллективов, и Мариинский в честь 180-летия Римского-Корсакова привезет к нам «Псковитянку», «Ночь перед Рождеством» и «Китеж»...

— Очень приятное известие! Я вообще многого жду от 2024 года. Интересный проект должен состояться в московской «Новой Опере» в начале марта. Мы с гениальным виолончелистом Александром Князевым исполним дуэтные обработки классических вещей, какие до нас никто не делал и не играл. Еще постараюсь вернуть к жизни замечательные арфовые концерты советских композиторов, сегодня незаслуженно забытые. Вовсю идет подготовка к VIII международному фестивалю «Северная лира», он в апреле. Также получила приглашение в жюри нескольких музыкальных конкурсов. Так хочется в нынешнее тревожное время подарить людям кусочек спокойствия и счастья на наших концертах. Обнять мир музыкой.

В любое, даже самое тревожное время есть место улыбке

Чуть не забыла: если вы 12 января в Петербурге, приходите в Мариинский театр, у нас как раз в этот вечер мои любимые «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22856
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5660
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5466
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5345
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?