Главная Культура 00:01 12 Января 2024 3449
«Так хочется в тревожное время подарить людям кусочек спокойствия и счастья…»

Арфистка Софья Кипрская – о музыке, способной связать людей, города и страны

Сергей Бирюков
Софью и ее арфу полюбила публика лучших залов мира. Фото из личного альбома

Тысячи меломанов, посещающих спектакли и концерты Мариинского театра, знают Софью А. Да и как не обратить внимание на золотистый звук ее арфы и на саму красавицу, виртуозно владеющую этим инструментом? Но все ли области искусства Софьи нам хорошо известны? Недавно я набрел в интернете на ее сольное выступление — и был потрясен. Оказывается, на арфе можно сыграть и грандиозную органную токкату, и даже целую симфоническую поэму, да так, что ты реально услышишь весь этот многокрасочный звуковой массив в сотнях оттенков тембра одного-единственного инструмента. Чудом Софья нашла время в невероятно плотном расписании спектаклей и гастролей Мариинки, ее собственных перелетов по стране и планете, чтобы рассказать «Труду» о своем восхождении на высоты прекрасного мира арфовой музыки.

— Софья, почему арфа? Понимаю, красиво, но в футляр, как скрипку, не положишь, с собой не возьмешь...

— Со скрипки и началось — семья у нас музыкальная, меня в пять лет отдали учиться на этом инструменте. Но не скажу, чтобы меня это сильно радовало. То и дело просила бабушку: можно я лучше сериал по телевизору посмотрю?.. Однажды мама взяла меня на концерт в Малый зал филармонии. Дала цветочек, сказала: подаришь тому музыканту, который тебе больше понравится. И как только я увидела арфистку с арфой — судьба цветка, а заодно и моя собственная была решена... Меня отдали в школу-десятилетку при консерватории. Мама говорит — всякий раз, когда она забирала меня с занятий домой, я целовала арфу на прощание. А в третьем классе папа продал свою «Волгу», и мне купили мой первый собственный инструмент. Соседи по дому (ангелы!) привычно засыпали под мои пассажи и фортепианные штудии брата, доносившиеся из наших комнат до двух ночи часов. Только спрашивали: что у нас сегодня в репертуаре?

— По своему студенчеству в консерватории хорошо помню: самые красивые девушки вуза были в арфовом классе. Как это сложилось, что арфа почти исключительно женский инструмент?

— Так было не всегда. В Африке, случалось, женщинам и руки отрубали, если они прикасались к местному подобию арфы... Но в России действительно одно из первых свидетельств арфового музицирования — известное полотно Левицкого, изображающее придворную даму Екатерины II Глафиру Алымову. В XIX веке ученицам Смольного института арфу преподавали наравне с фортепиано и скрипкой. Отличной арфисткой была императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. Специально званные из Европы композиторы писали для нее и ее фрейлин пьесы, которые затем на двести лет канули в архивы. Недавно мы с музыковедом Георгием Ковалевским отыскали эти ноты, и я записала два диска очаровательнейшей музыки.

Но основателем петербургской арфовой школы все же считается мужчина — Альберт Цабель, музыкант Мариинского театра, профессор консерватории. Он и смолянку Екатерину Вальтер-Кюне выучил, она — Ксению Эрдели, та воспитала целую плеяду советских исполнителей... Так линия дошла до Энны Львовны Барвенко и ее воспитанницы в Петербургской консерватории, с которой вы сейчас разговариваете.

Однако вы правы, в ХХ и XXI веках арфистов-мужчин в самом деле немного. Один из них, он же композитор — Николай Парфенов, написавший для горячо любимой им Ксении Эрдели замечательный арфовый концерт. К сожалению, Николая Григорьевича расстреляли в 1938 году: он в оркестре Большого театра сидел рядом с правительственной ложей, и ему предъявили абсурдное обвинение в намерении убить Сталина. Эрдели только раз сыграла посвященное ей произведение, а потом писала и говорила, что партитура утеряна. И вдруг московский музыковед Александр Баранов находит оркестровые голоса! Композитор Валерий Кикта вместе со своим учеником Богданом Радичем восстанавливают партитуру, я получаю ноты, мгновенно влюбляюсь в эту музыку и играю ее у нас в Мариинском театре на фестивале «Северная лира», носящем имя Йоко Нагаи Ческины — в память о замечательной арфистке, графине, меценатке, великой поклоннице Мариинского театра.

— Вы уникально рано, в 16 лет попали в Мариинский театр...

— Впервые — даже в 14: почему-то спектакль «Сказание о невидимом граде Китеже» остался без второй арфистки, и меня попросили закрыть брешь. Я до того вообще ни разу в жизни не сидела в оркестре. А в 16 лет уже официально позвал на работу директор оркестра Владимир Андреевич Иванов, я еще 11 класс не успела окончить... С тех пор театр — мой второй дом. Каждый день учусь у его солистов, у коллег-оркестрантов сообща делать музыку. Конечно, главный учитель — Валерий Абисалович Гергиев. Не знаю другого дирижера, у которого жест так ярко передавал бы музыкальную фразу. И произведение в целом он потрясающе выстраивает. Притом фантастически доверяет исполнителю. Как-то мы в Афинах должны были играть Пятую симфонию Малера. Со знаменитым Адажиетто, которое знают миллионы даже далеких от музыки людей: кинорежиссеры обожают использовать его в самые возвышенные моменты своих фильмов. Маэстро прошел со мной начальные три такта. Спросил: первый раз играешь? Я ответила: да. Он улыбнулся: сегодня вечером будет второй, а сейчас переходим к следующей части...

Валерий Гергиев — главный учитель Софьи

— Глупо, наверное, спрашивать, что вы любите больше — оперу или балет. Но мне кажется, в балете арфу оценили раньше и полнее — вспомним хоть мощные каденции-разливы в «Лебедином озере» или «Щелкунчике».

— А знаете, кто помогал Чайковскому писать их? Альберт Цабель, мой арфовый прапрадедушка. Но, как ни удивительно, при всей любви к балету я фанат оперы. Приезжайте к нам на «Тангейзера» Вагнера. Или на его «Нюрнбергских мейстерзингеров», я более богатого и остроумного использования арфы не знаю. Под нее и главные герои про любовь поют, и завистник Бекмессер смешно «выщелкивает» свою серенаду, и все это надо изобразить совершенно разными звуковыми красками... Кстати Вагнеру тоже наш Цабель помогал!

— Вы начали рассказывать про фестиваль «Северная лира», а я, похоже, уже догадался, кто его затеял...

— Ну сами посудите, это же несправедливо — арфовых фестивалей в мире совсем немного. А сколько великолепных исполнителей посвящают свою жизнь этому инструменту. И Валерий Абисалович мою идею горячо поддержал, и смотр наш сразу стал одним из самых престижных. И композиторский интерес к арфе он усилил — например, мой брат Эдуард написал концерт для трех арф с оркестром! Уже названный мной Валерий Кикта сочинил «Шотландскую рапсодию» для мужского хора и инструментального ансамбля с участием очень интересной разновидности арфы — кельтской. А Эдуард Артемьев, царствие небесное, специально для финального концерта сделал переложение своей знаменитой темы из фильма «Раба любви» для десяти арф!

Без музыки Родиона Щедрина тоже невозможно представить себе репертуар Мариинского театра и его арфистки

— Сейчас многие беспокоятся о том, как в новой ситуации, когда Валерий Гергиев назначен генеральным директором Большого театра, будут взаимодействовать петербургские и московские музыканты...

— Не возьмусь говорить о наших многотысячных коллективах в целом, но арфисты обоих городов дружат давно, вот и к нам на фестиваль мы приглашали музыкантов Большого театра, московских оркестров, и все они потом с благодарностью говорили, что по-настоящему сдружил их именно Петербург, наш арфовый праздник.

— Слышал, вы хотели и всемирный конгресс арфистов в родной Мариинке провести.

— Этот конгресс регулярно проходит в разных странах мира, и я в нем участвовала, представляла Россию. Ради такой чести готова была на любые испытания. Знаете, как летела на сиднейскую встречу в 2017 году? С гастролей в Риге — в Москву, оттуда — в Абу-Даби, а там мне сказали, что на мой рейс перепродажа мест — и отправили в Джакарту, оттуда на Бали... Пять рейсов вместо трех, причем уже после второго куда-то канул мой багаж — а в нем ключ для настройки арфы, теплая одежда (в Южном полушарии в это время зима)... Но в Сиднее меня взяла под крыло мама дирижера Владимира Фаншиля, одессита, давно уехавшего в Австралию, много сотрудничающего с Мариинским театром. Лиля отдала свой свитер, помогла купить концертное платье. В успехе двух моих австралийских концертов, можно сказать, немал и ее вклад. Еще одно доказательство того, что музыкантская дружба — громадная сила.

И вот после двух лет переговоров у нас было готово практически все, чтобы следующий конгресс прошел уже в Санкт-Петербурге. Да и кто бы его принял лучше, чем Мариинский театр с его множеством сцен и прекрасных фойе, которые легко превращаются в концертные залы. Но грянула пандемия, затем — политическое обострение... Тем не менее недавно я получила письмо от артдиректора конгресса французской арфистки Изабель Перрин, которая верит, что наша идея обязательно осуществится.

— А как пришла мысль играть органные и даже симфонические опусы?

— Наша душа вмещает в себя больше музыки, чем написано для конкретного инструмента. А еще — я настолько люблю арфу, что считаю просто необходимым породнить ее с величайшими музыкальными сокровищами мира. Со всем тем, что люблю сама, что хотела бы донести до моего слушателя. Задача музыканта, по моему убеждению — звуками рассказать то, что ты сама знаешь о мире. Чтобы твоя публика хоть на пару часов забыла о бытовых проблемах и окунулась в прекрасную вселенную музыки. Люди должны поддерживать друг друга. Особенно в такое непростое время.

— Находится ли при вашей занятости время для отдыха, спорта, кино?..

— Расскажу вам, как провела небольшой отпуск минувшим летом: полетела в Вену, где мои друзья-шахматисты проводили турнир, и им захотелось... чтобы я поиграла им на арфе. А завтра лечу в Нижний Новгород играть на фестивале моей подруги, замечательной московской флейтистки Ирины Стачинской. Переключение в работе и смена обстановки — вот главный способ отдыха. Но, конечно, без спортзала тоже нельзя — иначе спина не выдержит постоянного сидения за инструментом и его перетаскивания с места на место. А в редкие свободные часы так здорово в прекрасных лесах Ленинградской области заняться скандинавской ходьбой!

Одно из увлечений Софьи — художественная фотография

Из фильмов особенно люблю нашу советскую классику, ленты про Великую Отечественную войну — они настоящие и правдивые. Обожаю киномузыку Джона Уильямса. Могу с удовольствием послушать Майкла Джексона, рэперов. Вот попса — не мое. Зато Стинга мы с ребятами из чудесного ансамбля ударных инструментов Renaissance Percussion часто играем на бис.

— Только что пресс-служба Большого театра сообщила, что в феврале впервые за многие годы состоятся обменные гастроли двух прославленных коллективов, и Мариинский в честь 180-летия Римского-Корсакова привезет к нам «Псковитянку», «Ночь перед Рождеством» и «Китеж»...

— Очень приятное известие! Я вообще многого жду от 2024 года. Интересный проект должен состояться в московской «Новой Опере» в начале марта. Мы с гениальным виолончелистом Александром Князевым исполним дуэтные обработки классических вещей, какие до нас никто не делал и не играл. Еще постараюсь вернуть к жизни замечательные арфовые концерты советских композиторов, сегодня незаслуженно забытые. Вовсю идет подготовка к VIII международному фестивалю «Северная лира», он в апреле. Также получила приглашение в жюри нескольких музыкальных конкурсов. Так хочется в нынешнее тревожное время подарить людям кусочек спокойствия и счастья на наших концертах. Обнять мир музыкой.

В любое, даже самое тревожное время есть место улыбке

Чуть не забыла: если вы 12 января в Петербурге, приходите в Мариинский театр, у нас как раз в этот вечер мои любимые «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

На экраны выходит новая экранизация знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», окруженного загадками и мистическими историями

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Заглавных героев новой экранизации сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта книга обрела в нашей стране культовый статус. Дело не только в неоспоримых достоинствах романа, но и в его поистине мистической судьбе. Булгаков начал работать над своим главным произведением в конце 1928 года....

Культура 00:01 / 12 Января 2024 7023
Слово чушпана

Субъективные заметки о сериале «Слово пацана»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Бандитские разборки с эффектным мордобоем и разливанным морем клюквенной крови – хорошо продающийся на кинорынке товар. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Завершившийся в канун Нового года сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» до сих пор будоражит умы и вызывает дискуссии. Я не люблю смотреть сериалы в онлайн-кинотеатрах на гребне хайпа, предпочитаю...

Телезрители ждали новогоднего эфира с особым чувством

Сергей Беднов
Труд
В то, что ТВ вырежет отовсюду проштрафившегося Киркорова, мало кто верил. Но Филиппа нигде не было. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Покажут? Не покажут?» — гадали они и жали на кнопки, чтобы найти ответ на животрепещущий вопрос. Потом звонили знакомым — поделиться наблюдениями. В то, что ТВ вырежет отовсюду...

У звезд - те же проблемы, что и у обыкновенных людей, убежден популярный телеведущий

Александр Славуцкий
Труд
Проект «За гранью» готов предоставить его участникам реальную поддержку, вплоть до врачебной и юридической. Фото предоставлены телеканалом НТВ

Популярная программа телеканала НТВ «За гранью» встретила 2024 год с новым ведущим — актером театра и кино Тимуром Еремеевым. Он хорошо знаком публике по фильмам и сериалам «Неравный...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 3914
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Он ушел из жизни в возрасте 38 лет

Фото: yanna, kino-teatr.ru

Скончался российский актер и каскадер Александр Захаренков. Об этом сообщается на сайте kino-teatr.ru. Захаренков умер 12 января, но это стало известно только сейчас. Ему было 38 лет. О причинах смерти не собщаетсмя. За свою карьеру Захаренков...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Знаменитый сериал «Клан Сопрано» отметил серебряный юбилей

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Ровно 25 лет назад — 10 января 1999 года — вышла первая серия знаменитого сериала НВО «Клан Сопрано». Эта черная криминальная драма, выдержавшая шесть сезонов (86 эпизодов), хорошо известна и нашему...

Новогодний концерт обязательно состоится

Анжелика Заозерская, Белгород
Труд
Тимур Халиуллин не представляет себе жизнь без белгородского органа и публики прекрасного южнорусского города. Фото из открытых источников

Вот уже 12 лет белгородские меломаны не представляют себе музыкальную жизнь города без Тимура Халиуллина — пианиста, органиста, клавесиниста, исполнителя на карильоне (род колоколов). 31 декабря в здешней...

8 января литератора сбила машина на нерегулируемом пешеходном переходе

Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Известный российский поэт и публицист, член Союза писателей РФ Лев Рубинштейн скончался на 77-м году жизни в столичном НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Об этом вечером пятницы, 12 января сообщили ряд российских Telegram-каналов. По сведениям...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?