Главная Культура 00:01 12 Января 2024 3594
«Так хочется в тревожное время подарить людям кусочек спокойствия и счастья…»

Арфистка Софья Кипрская – о музыке, способной связать людей, города и страны

Сергей Бирюков
Софью и ее арфу полюбила публика лучших залов мира. Фото из личного альбома

Тысячи меломанов, посещающих спектакли и концерты Мариинского театра, знают Софью А. Да и как не обратить внимание на золотистый звук ее арфы и на саму красавицу, виртуозно владеющую этим инструментом? Но все ли области искусства Софьи нам хорошо известны? Недавно я набрел в интернете на ее сольное выступление — и был потрясен. Оказывается, на арфе можно сыграть и грандиозную органную токкату, и даже целую симфоническую поэму, да так, что ты реально услышишь весь этот многокрасочный звуковой массив в сотнях оттенков тембра одного-единственного инструмента. Чудом Софья нашла время в невероятно плотном расписании спектаклей и гастролей Мариинки, ее собственных перелетов по стране и планете, чтобы рассказать «Труду» о своем восхождении на высоты прекрасного мира арфовой музыки.

— Софья, почему арфа? Понимаю, красиво, но в футляр, как скрипку, не положишь, с собой не возьмешь...

— Со скрипки и началось — семья у нас музыкальная, меня в пять лет отдали учиться на этом инструменте. Но не скажу, чтобы меня это сильно радовало. То и дело просила бабушку: можно я лучше сериал по телевизору посмотрю?.. Однажды мама взяла меня на концерт в Малый зал филармонии. Дала цветочек, сказала: подаришь тому музыканту, который тебе больше понравится. И как только я увидела арфистку с арфой — судьба цветка, а заодно и моя собственная была решена... Меня отдали в школу-десятилетку при консерватории. Мама говорит — всякий раз, когда она забирала меня с занятий домой, я целовала арфу на прощание. А в третьем классе папа продал свою «Волгу», и мне купили мой первый собственный инструмент. Соседи по дому (ангелы!) привычно засыпали под мои пассажи и фортепианные штудии брата, доносившиеся из наших комнат до двух ночи часов. Только спрашивали: что у нас сегодня в репертуаре?

— По своему студенчеству в консерватории хорошо помню: самые красивые девушки вуза были в арфовом классе. Как это сложилось, что арфа почти исключительно женский инструмент?

— Так было не всегда. В Африке, случалось, женщинам и руки отрубали, если они прикасались к местному подобию арфы... Но в России действительно одно из первых свидетельств арфового музицирования — известное полотно Левицкого, изображающее придворную даму Екатерины II Глафиру Алымову. В XIX веке ученицам Смольного института арфу преподавали наравне с фортепиано и скрипкой. Отличной арфисткой была императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. Специально званные из Европы композиторы писали для нее и ее фрейлин пьесы, которые затем на двести лет канули в архивы. Недавно мы с музыковедом Георгием Ковалевским отыскали эти ноты, и я записала два диска очаровательнейшей музыки.

Но основателем петербургской арфовой школы все же считается мужчина — Альберт Цабель, музыкант Мариинского театра, профессор консерватории. Он и смолянку Екатерину Вальтер-Кюне выучил, она — Ксению Эрдели, та воспитала целую плеяду советских исполнителей... Так линия дошла до Энны Львовны Барвенко и ее воспитанницы в Петербургской консерватории, с которой вы сейчас разговариваете.

Однако вы правы, в ХХ и XXI веках арфистов-мужчин в самом деле немного. Один из них, он же композитор — Николай Парфенов, написавший для горячо любимой им Ксении Эрдели замечательный арфовый концерт. К сожалению, Николая Григорьевича расстреляли в 1938 году: он в оркестре Большого театра сидел рядом с правительственной ложей, и ему предъявили абсурдное обвинение в намерении убить Сталина. Эрдели только раз сыграла посвященное ей произведение, а потом писала и говорила, что партитура утеряна. И вдруг московский музыковед Александр Баранов находит оркестровые голоса! Композитор Валерий Кикта вместе со своим учеником Богданом Радичем восстанавливают партитуру, я получаю ноты, мгновенно влюбляюсь в эту музыку и играю ее у нас в Мариинском театре на фестивале «Северная лира», носящем имя Йоко Нагаи Ческины — в память о замечательной арфистке, графине, меценатке, великой поклоннице Мариинского театра.

— Вы уникально рано, в 16 лет попали в Мариинский театр...

— Впервые — даже в 14: почему-то спектакль «Сказание о невидимом граде Китеже» остался без второй арфистки, и меня попросили закрыть брешь. Я до того вообще ни разу в жизни не сидела в оркестре. А в 16 лет уже официально позвал на работу директор оркестра Владимир Андреевич Иванов, я еще 11 класс не успела окончить... С тех пор театр — мой второй дом. Каждый день учусь у его солистов, у коллег-оркестрантов сообща делать музыку. Конечно, главный учитель — Валерий Абисалович Гергиев. Не знаю другого дирижера, у которого жест так ярко передавал бы музыкальную фразу. И произведение в целом он потрясающе выстраивает. Притом фантастически доверяет исполнителю. Как-то мы в Афинах должны были играть Пятую симфонию Малера. Со знаменитым Адажиетто, которое знают миллионы даже далеких от музыки людей: кинорежиссеры обожают использовать его в самые возвышенные моменты своих фильмов. Маэстро прошел со мной начальные три такта. Спросил: первый раз играешь? Я ответила: да. Он улыбнулся: сегодня вечером будет второй, а сейчас переходим к следующей части...

Валерий Гергиев — главный учитель Софьи

— Глупо, наверное, спрашивать, что вы любите больше — оперу или балет. Но мне кажется, в балете арфу оценили раньше и полнее — вспомним хоть мощные каденции-разливы в «Лебедином озере» или «Щелкунчике».

— А знаете, кто помогал Чайковскому писать их? Альберт Цабель, мой арфовый прапрадедушка. Но, как ни удивительно, при всей любви к балету я фанат оперы. Приезжайте к нам на «Тангейзера» Вагнера. Или на его «Нюрнбергских мейстерзингеров», я более богатого и остроумного использования арфы не знаю. Под нее и главные герои про любовь поют, и завистник Бекмессер смешно «выщелкивает» свою серенаду, и все это надо изобразить совершенно разными звуковыми красками... Кстати Вагнеру тоже наш Цабель помогал!

— Вы начали рассказывать про фестиваль «Северная лира», а я, похоже, уже догадался, кто его затеял...

— Ну сами посудите, это же несправедливо — арфовых фестивалей в мире совсем немного. А сколько великолепных исполнителей посвящают свою жизнь этому инструменту. И Валерий Абисалович мою идею горячо поддержал, и смотр наш сразу стал одним из самых престижных. И композиторский интерес к арфе он усилил — например, мой брат Эдуард написал концерт для трех арф с оркестром! Уже названный мной Валерий Кикта сочинил «Шотландскую рапсодию» для мужского хора и инструментального ансамбля с участием очень интересной разновидности арфы — кельтской. А Эдуард Артемьев, царствие небесное, специально для финального концерта сделал переложение своей знаменитой темы из фильма «Раба любви» для десяти арф!

Без музыки Родиона Щедрина тоже невозможно представить себе репертуар Мариинского театра и его арфистки

— Сейчас многие беспокоятся о том, как в новой ситуации, когда Валерий Гергиев назначен генеральным директором Большого театра, будут взаимодействовать петербургские и московские музыканты...

— Не возьмусь говорить о наших многотысячных коллективах в целом, но арфисты обоих городов дружат давно, вот и к нам на фестиваль мы приглашали музыкантов Большого театра, московских оркестров, и все они потом с благодарностью говорили, что по-настоящему сдружил их именно Петербург, наш арфовый праздник.

— Слышал, вы хотели и всемирный конгресс арфистов в родной Мариинке провести.

— Этот конгресс регулярно проходит в разных странах мира, и я в нем участвовала, представляла Россию. Ради такой чести готова была на любые испытания. Знаете, как летела на сиднейскую встречу в 2017 году? С гастролей в Риге — в Москву, оттуда — в Абу-Даби, а там мне сказали, что на мой рейс перепродажа мест — и отправили в Джакарту, оттуда на Бали... Пять рейсов вместо трех, причем уже после второго куда-то канул мой багаж — а в нем ключ для настройки арфы, теплая одежда (в Южном полушарии в это время зима)... Но в Сиднее меня взяла под крыло мама дирижера Владимира Фаншиля, одессита, давно уехавшего в Австралию, много сотрудничающего с Мариинским театром. Лиля отдала свой свитер, помогла купить концертное платье. В успехе двух моих австралийских концертов, можно сказать, немал и ее вклад. Еще одно доказательство того, что музыкантская дружба — громадная сила.

И вот после двух лет переговоров у нас было готово практически все, чтобы следующий конгресс прошел уже в Санкт-Петербурге. Да и кто бы его принял лучше, чем Мариинский театр с его множеством сцен и прекрасных фойе, которые легко превращаются в концертные залы. Но грянула пандемия, затем — политическое обострение... Тем не менее недавно я получила письмо от артдиректора конгресса французской арфистки Изабель Перрин, которая верит, что наша идея обязательно осуществится.

— А как пришла мысль играть органные и даже симфонические опусы?

— Наша душа вмещает в себя больше музыки, чем написано для конкретного инструмента. А еще — я настолько люблю арфу, что считаю просто необходимым породнить ее с величайшими музыкальными сокровищами мира. Со всем тем, что люблю сама, что хотела бы донести до моего слушателя. Задача музыканта, по моему убеждению — звуками рассказать то, что ты сама знаешь о мире. Чтобы твоя публика хоть на пару часов забыла о бытовых проблемах и окунулась в прекрасную вселенную музыки. Люди должны поддерживать друг друга. Особенно в такое непростое время.

— Находится ли при вашей занятости время для отдыха, спорта, кино?..

— Расскажу вам, как провела небольшой отпуск минувшим летом: полетела в Вену, где мои друзья-шахматисты проводили турнир, и им захотелось... чтобы я поиграла им на арфе. А завтра лечу в Нижний Новгород играть на фестивале моей подруги, замечательной московской флейтистки Ирины Стачинской. Переключение в работе и смена обстановки — вот главный способ отдыха. Но, конечно, без спортзала тоже нельзя — иначе спина не выдержит постоянного сидения за инструментом и его перетаскивания с места на место. А в редкие свободные часы так здорово в прекрасных лесах Ленинградской области заняться скандинавской ходьбой!

Одно из увлечений Софьи — художественная фотография

Из фильмов особенно люблю нашу советскую классику, ленты про Великую Отечественную войну — они настоящие и правдивые. Обожаю киномузыку Джона Уильямса. Могу с удовольствием послушать Майкла Джексона, рэперов. Вот попса — не мое. Зато Стинга мы с ребятами из чудесного ансамбля ударных инструментов Renaissance Percussion часто играем на бис.

— Только что пресс-служба Большого театра сообщила, что в феврале впервые за многие годы состоятся обменные гастроли двух прославленных коллективов, и Мариинский в честь 180-летия Римского-Корсакова привезет к нам «Псковитянку», «Ночь перед Рождеством» и «Китеж»...

— Очень приятное известие! Я вообще многого жду от 2024 года. Интересный проект должен состояться в московской «Новой Опере» в начале марта. Мы с гениальным виолончелистом Александром Князевым исполним дуэтные обработки классических вещей, какие до нас никто не делал и не играл. Еще постараюсь вернуть к жизни замечательные арфовые концерты советских композиторов, сегодня незаслуженно забытые. Вовсю идет подготовка к VIII международному фестивалю «Северная лира», он в апреле. Также получила приглашение в жюри нескольких музыкальных конкурсов. Так хочется в нынешнее тревожное время подарить людям кусочек спокойствия и счастья на наших концертах. Обнять мир музыкой.

В любое, даже самое тревожное время есть место улыбке

Чуть не забыла: если вы 12 января в Петербурге, приходите в Мариинский театр, у нас как раз в этот вечер мои любимые «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4246
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 3884
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 3691
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...

Культура 22:01 / 23 Марта 2024 3617
Франшизные страсти

На днях состоялась премьера трейлера сериала «Звездные войны: Аколит»

Труд
Блистательная Керри-Энн Мосс (Тринити из «Матрицы») на этот раз ожидаемо сыграет джедая. Фото: Imagespace/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Как известно, фанаты франшиз с трепетом воспринимают любую новость, касающуюся предмета их обожания. И вот несколько примеров. На днях состоялась премьера трейлера сериала «Звездные войны: Аколит», действие которого...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 3546
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

Популярный актер - о кино, боксе, МХТ и гении Достоевского

Дарья Ефремова
Труд
Актер, спортсмен, глава семьи... Ни в одном из этих качеств невозможно обойтись без труда и самодисциплины, говорит Максим. Фото Ксении Угольниковой из личного альбома артиста

На экранах — нежная и философская мелодрама Тины Баркалая «Сказки Гофмана» с ярким актерским трио Екатерины Вилковой, Евгения Цыганова и Максима Стоянова. Мечтательная чудачка-библиотекарша Надя, загадочный...

Но российская школа - неизменно самая крепкая, утверждает прославленная прима

Дарья Ефремова
Труд
Светлана как ведущая твердо решила - подчеркивать только сильные стороны конкурсных выступлений. Фото предоставлено телеканалом «Россия-Культура»

9 марта на телеканале «Россия-Культура» стартует новый сезон конкурса «Большой балет». Его соведущая, легендарная прима-балерина Мариинского и Большого театров Светлана Захарова уверена, что начинающих...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?