Главная Работа Люди 00:20 12 Января 2024 4692
Высоко прожитая жизнь

Два случая из жизни пилота Виктора Савина

Анатолий Журин
Так теперь выглядит аэродром с памятником Ми-8. Фото из личного архива

Виктор Савин налетал тысячи часов на всех типах российских гражданских вертолетов, после чего пересел в кресло командира летающего грузовика Ил-76. Повидал в небе всякое, не раз попадал в передряги, из которых, казалось, выхода не было. Но выход находился. Однако два случая из богатой летной практики не дают по сей день спокойно спать. О них он рассказал корреспонденту «Труда».

Дело было в приполярной Ухте, в канун Нового года. Беременную жену бросил муж, оставил с двумя малолетними детьми на руках, да еще в интересном положении. От отчаяния та обратилась к знахарке. Аборт оказался неудачным, потеря крови угрожала жизни. Времени на спасательную эвакуацию было в обрез, а лететь до поселка Тиман — почти 230 километров. К тому же по пути следовало забрать еще одну роженицу и больного с прободной язвой.

— И вот, представьте, сижу как на иголках, — вспоминает Виктор Георгиевич. — Наготове дежурит бригада медиков, а синоптики из-за тумана и низкой облачности не дают моему Ми-8 разрешения на взлет.

Видимость для ночного полета по минимуму — 300 метров, а облака не желают подниматься выше 220. И тогда в отчаянной решимости Савин набрал служебный телефон знакомой сотрудницы метеослужбы: «Люба, прошу тебя, зафиксируй видимость на разрешенной высоте. Надо лететь — там люди погибают! Не волнуйся, я не подведу, пройду низом, по руслам рек».

На месте срочно потребовалось переливание крови. В Тимане медики нашли только одного человека с отрицательным резусом и IV группой. Тот после забора 250 миллилитров потерял сознание, пришлось приводить в чувство спиртом и крепким чаем. К утру, когда возвратились в Ухту вместе со спасенными, их ждали в аэропорту реанимобили и скорые...

Разве такое забудешь? Тот полет в Тиман, где добывались все минералы таблицы Менделеева, Савин считает знаковым и, пожалуй, самым счастливым в своей летной биографии.

... Его путь к штурвалу оказался неблизким. В 15 лет Витя Савин, ученик Ивановского ремесленного училища, приписал себе год, чтобы пройти отбор в секцию парашютистов от ДОСААФ. На первый прыжок пришли меньше половины из записавшихся, а набрались духу покинуть самолет только двое. С тех пор на его счету 49 прыжков. Потом летал на учебном Як-18. А после летного училища Савина направили в Печорский объединенный авиаотряд, где он последовательно освоил вертолеты Mи-4, Ми-2, Ми-8 и дорос до заместителя командира эскадрильи. Дальше был командный факультет Академии гражданской авиации в Питере, откуда он вернулся командиром летного подразделения Ухтинского авиаотряда. Оттуда последовал перевод в Печору командиром местного авиаотряда.

Виктора Георгиевича в том северном городе вспоминают добрым словом по сей день. А в память о том крылатом времени остался установленный по инициативе Савина в местном аэропорту вертолет Ми-8. Нынче вокруг винтокрылого монумента повзрослели посаженные когда-то деревья. Неслучайный эпизод: спустя время в столичном районе Щукино, куда Савин переехал с Севера, он, приобщая местную детвору к спорту, многие годы лично заливал каток на дворовой площадке, проект которой сам и разработал...

Но все это будет потом. А в зрелые годы его летная биография совершила крутой вираж — он освоил Ил-76. Что толкнуло вертолетчика пересесть в кабину 190-тонного летающего грузовика? Савин говорит так: «В вертолете мне не хватало скорости, а еще хотелось повидать мир. На Ил-76 из Домодедово я в первом же полете через восемь часов приземлялся в китайском Тяньцзине. При всей любви к вертолетам — почувствуйте разницу!»

Любопытно, но у Савина этот вираж произошел без промежуточного в подобных ситуациях освоения самолетов среднего класса. Редкий случай, но тоже вполне красноречивый. А еще судьба подарила Виктору Георгиевичу работу в Непале. Хотя как считать — подарок ли это был? Ведь там ему предстояло летать на самой макушке Земли, среди высот Джомолунгмы, где каждый полет на его любимой «восьмерке» — как испытание на профессионализм и мужество. В Катманду из Москвы он потом летал не однажды. Так, в 1996-м его позвали туда помочь снять с двух с лишним тысяч метров неудачно приземлившийся вертолет Ми-17-IV, арендованный непальцами. То еще приключение вышло!

Впрочем, был еще один полет, который наш герой вспоминает с содроганием.

— Я в своей жизни мухи не обидел, но однажды, можно сказать, поучаствовал в убийстве медведя. Просто вынужден был тогда искать хоть какую-то работу...

На Камчатку его тогда позвал однокашник по ленинградской летной академии. То были трудные не только для авиаторов, но и для всех 90-е. Лишившись любимой работы, вчерашние пилоты вынужденно уходили в таксисты, отправлялись челноками в зарубежье.

— Он позвал меня работать, — вспоминает Виктор Георгиевич, — сказал, что требуется пилот-инструктор для полетов на Ми-8. Я, недолго думая, прилетел, а работы-то нет. И тут вдруг объявился заказчик. «Нужно быть через час на точке, там скажут, что делать». Полетели. Получаем такое задание: некий состоятельный британец, наняв бригаду опытных охотников, желает убить русского медведя. Разрешение на отстрел диких животных у него имеется, но все равно Савину стало не по себе.

С высоты заметили двух мишек — семья! Охотники командуют: самца отогнать, а ее, мол, трогать нельзя. Отогнали мишку на поляну, зависли. С испугу зверь присел, через бойницы его обездвижили блистером. А после приземления знатный «охотник» добил зверя из винтовки. После такого успеха англичанину захотелось привезти еще и рога в качестве трофея. Тут уже Савин дал волю накопившимся чувствам. Всех слов англичанин, к счастью, не понял, но про то, что лосей здесь не было и нет, уловил. А Савин от следующего «коммерческого» полета отказался наотрез и навсегда покинул Камчатку.

Сегодня член Клуба высшего руководящего состава гражданской авиации Виктор Георгиевич Савин считается ведущим специалистом по выполнению полетов и летной эксплуатации всех отечественных вертолетов гражданской авиации. Еще бы — с таким-то опытом! В составе вертолетных групп он обеспечивал выполнение миссии ООН в Югославии, участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, работал в Королевстве Непал, в Камбодже, Колумбии, где занимался оценкой летной подготовки местных пилотов, переученных для полетов на наших «восьмерках». Его общий налет на различных типах воздушных судов, в том числе на вертолетах и самолете Ил-76 ТД, составляет 10 876 часов. Это что касается профессиональной деятельности. А ко всему этому стоит добавить, что они с супругой Евгенией вырастили троих детей, один из которых тоже летал на Ил-76. А еще Савин-старший гордится семью внуками, которые в деде души не чают.

В общем, можно сказать так: высоко прожитая жизнь.

Несколько мгновений - и вся жизнь Анатолия Квочура

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Anvar Galeev, globallookpress.com

Не стало знаменитого летчика-испытателя, Героя России Анатолия Квочура. Зарубежная пресса его называла «русской летающей ракетой». За годы работы в ОКБ имени Микояна он первым поднимал в небо МиГ-23, МиГ-25,...

Люди 00:17 / 05 Апреля 2024 6237
Пожарные бунтуют

«Да гори оно синим пламенем!» - за такие-то деньги...

Алекс Зверев
Труд
Власти предупреждают: в этом году пожароопасный сезон в России может пройти сложнее, чем прошлый. Фото: Денис Бочаров/news.ru, globallookpress.com

«Лето в России станет самым жарким за всю историю наблюдений», — напугали страну еще в начале года синоптики. Ссылаясь на неназванных экспертов, они предсказали в июне среднюю по стране температуру...

Чем больше человек принадлежит своему народу, тем больше он сможет сделать для всего мира. К нему это относится в полной мере

Елена Исупова, переводчица статей и книг Дж. Кьезы
Труд
Фото: Andrea Ronchini/Zumapress.com, globallookpress.com

Шел 2008 год. Мама сказала мне, что по первой программе покажут фильм про 11 сентября, который снял Джульетто Кьеза, итальянский журналист, умеющий докопаться до правды. Мама нечасто кого-то хвалила, но имя мне показалось...

Президент поручил обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже семи процентов

Александр Киденис
Труд
На первых порах вывести из бедности предлагается около 3,5 миллиона россиян. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

На сайте Кремля в списке поручений президента появился пункт: обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже 7%, среди многодетных семей — ниже 12%. Ответственным назначен премьер Михаил...

20 иностранцев были привлечены к административной ответственности, восьмерых выдворили из России

Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Сотрудники управления Федеральной службы безопасности России по Донецкой Народной Республике провели в Мариуполе рейд по выявлению мигрантов, находящихся на территории РФ незаконно. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-релиз силового...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?