Ценообразование на авиабилеты - непростая наука. Недавно мы с друзьями встретились в самолете, летевшем из Москвы в Екатеринбург. Выяснилось, что на один и тот же рейс мы купили билеты за совершенно разные деньги: мой стоил 2,5 тысячи рублей, а друзья раскошелились на 12 тысяч. Такие ситуации бывают нередко, и чтобы не платить лишнее, надо знать несколько нехитрых способов экономить на перелетах.
Всегда планируйте путешествие заранее
Это самое неудобное, но самое необходимое правило. Дело в том, что авиакомпании, как и магазины, часто устраивают распродажи. У перевозчиков есть так называемые мертвые сезоны - это время, когда спрос на билеты существенно снижается, а потому рейсовые самолеты летают полупустыми. В это время авиакомпаниям нужны деньги на текущие расчеты, и они готовы продавать билеты с максимальными скидками. Самые значительные скидки перевозчики предлагают с середины января по конец февраля, то есть прямо сейчас (на эти месяцы мало кто отваживается планировать отпуск, а зря). Так, например, "Аэрофлот" сейчас предлагает билеты в Ригу всего по 80 евро, в Air France действует специальная акция, приуроченная ко Дню святого Валентина - "два билета по цене одного", "Россия" до 31 марта продает со скидками билеты по стране и зарубежью.
Не доверяйте рекламе
На веб-страницах авиакомпаний зачастую указаны чересчур заманчивые предложения. Например, на сайте S7 (бывшая "Сибирь") билет на рейс Москва - Санкт-Петербург стоит всего 100 рублей, однако при бронировании сумма, которую придется заплатить, вырастет до 1147 рублей. Хитрость заключается в том, что в рекламе авиаперевозчики указывают не окончательную стоимость билета, а только тариф. А пассажиру потом приходится платить еще таксы, топливный сбор и сбор аэропортов. Все эти доплаты в зависимости от авиакомпании составляют от нескольких сотен рублей до 70% от общей стоимости билета.
Чтобы не попасться на рекламную уловку и узнать окончательную стоимость билета до оплаты, надо обязательно пройти все стадии бронирования - от выбора рейса до оформления билета. Если цена не устроит, можно просто закрыть окно сайта.
Еще пример. Допустим, вы решили отправиться в Сочи самолетом авиакомпании Skyexpress за рекламируемую цену 2,5 тысячи рублей. После выбора рейса на сайте появится окошечко с формой на оплату, где будет указана уже другая стоимость - 3875 рублей. Цена билета выросла опять же за счет топливного сбора (1000 рублей) и страховок.
Такую же проверку проделаем с рекламной акцией "Аэрофлота". Отправимся в Ригу за 80 евро. На первой стадии бронирования видно, что тариф в один конец составляет 1860 рублей. Начинаем оформлять, и к тарифу добавляются таксы - 1702 рубля. Итого за билет придется отдать 3562 рубля. Реклама не ввела в заблуждение, а значит, можно приступить к следующему шагу.
Всегда сравнивайте цены
Не надо лениться проходить процедуру бронирования билета и узнавать окончательные цены у максимального количества авиакомпаний. У всех перевозчиков надбавка на "рекламный" тариф разная. То есть если рекламная стоимость самая низкая, не факт, что у других перевозчиков не будет более выгодных предложений. Времени, конечно, потратите много, но и сэкономить ведь можно прилично.
Внимание: совместные рейсы
Многие зарубежные рейсы обслуживаются сразу двумя авиакомпаниями. Например, "Аэрофлот" работает с Alitalia на рейсах в Рим и с "Кубинскими авиалиниями" на рейсах в Гавану. Как правило, самые дешевые билеты в первую очередь кончаются у российского перевозчика, а у иностранного они еще есть. Но случается и наоборот. Узнать стоимость билета несложно, ведь большинство крупных авиакомпаний уже перевели свои сайты на русский язык (например, Air France, Austria Airlines и другие).
Без сборов!
Российские авиакомпании в последнее время стали активно приучать пассажиров к электронным билетам, а потому устраивают акции специально для тех, кто бронирует билеты на перелет по интернету. Пользователям Сети предлагают время от времени купить билет без всяких сборов, например, "Трансаэро", "Уральские авиалинии" и другие.
Скидок на всех не хватит
Билеты на один и тот же рейс одного класса могут иметь разную стоимость. Более дешевые имеют ограничения по обмену и возврату, но если поездка запланирована на все 100%, то переплачивать нет смысла. Поэтому бронировать лучше сразу, как только началась распродажа. Если, к примеру, есть дешевый билет туда, а цена на обратный уже другая - не торопитесь. Возможно, кто-то не успеет оплатить свою бронь и через пару дней в продаже появится скидочный билет.
Платите милями
Большинство авиакомпаний предлагают своим постоянным клиентам бонусные программы. За каждый полет участнику программы начисляются мили. Эти мили можно использовать в качестве оплаты авиабилета или для повышения класса обслуживания. Стоит один раз потратить час и разобраться, как действует бонусная программа, не забывать регистрировать совершенные полеты - и каждый 10-й билет авиакомпании будет вам обходиться бесплатно.
Как узнать окончательную стоимость билета
Цена билета, указанная в рекламе, может значительно отличаться от реальной.
Окончательная стоимость авиабилета складывается из тарифа (обычно он указан в рекламе), топливных сборов, сборов аэропорта и других такс.
Чтобы узнать, во сколько на самом деле обойдется перелет, надо пройти все стадии бронирования на сайте. Сначала выбирайте нужную (а не примерную) дату вылета, затем рейс, после чего приступайте непосредственно к получению счета на оплату.
Только на последних шагах бронирования появится "эффективная стоимость" билета.
В кассе - всегда дороже
Покупая билеты в кассе, пассажир не может самостоятельно сравнить тарифы разных авиакомпаний и вынужден переплачивать за оформление бумажного билета. Зачастую сотрудники офисов вполне сознательно "забывают" рассказать пассажиру, приобретающему билет, о существующих на данный момент специальных акциях и скидках и предлагают билет по стандартному тарифу.