Главная Культура Афиша 00:40 12 Мая 2023 6795
«Господин Вознесенский, вон из нашей страны!»

Выставка к 90-летию знаменитого поэта показывает его с непривычной стороны

Дарья Ефремова
Фото из архива «Труда»

В столичном «Центре Андрея Вознесенского» открылась выставка «Вознесенский. ЕЩЁ», посвященная 90-летию со дня рождения одного из самых знаменитых русских поэтов ХХ века. Автор текстов эстрадных хитов и философических поэтических сборников предстает здесь с неожиданной стороны — как художник-концептуалист, гремевший на всю Европу.

Самый выездной, опальный и обласканный, отмеченный поэтами-классиками и новатор из плеяды «шестидесятников», ниспровергатель поэтических канонов, создатель народных хитов и мудрец, пытающийся угадать, что там, за поворотом истории... И это все он — Андрей Андреевич Вознесенский. А на юбилейной выставке открывается нам еще и как создатель так называемых видеом, покоривших Париж, Берлин и Нью-Йорк.

«Видеомами» и «видухами» (последнее не образчик жаргона, а производное от слова «дух») Вознесенский называл свои графические концептуалистские коллажи, объединяющие текст с рисунком и логически продолжающие его дерзкую, наполненную яркой визуальной образностью поэзию.

В «лихие» нонконформистские девяностые автор экспериментаторских стихотворных циклов «Парадигмы» и «Антимиры», культовой рок-оперы «Юнона и Авось» и бессмертного «Миллиона алых роз» решил вернуться к своей академической специальности архитектора, то есть конструктора форм, и испытать себя в создании арт-объектов и коллажа.

Кстати, вы знаете, что монумент русско-грузинской дружбе (в просторечии — «шампур» или «шашлык»), установленный на Тишинской площади в Москве в честь 200-летия подписания договора о протекторате Российской империи над Картли-Кахетинским царством, был создан Зурабом Церетели в содружестве именно с Андреем Вознесенским? Буквы грузинского алфавита, превращающиеся в зерна и составляющие тело колоса, — идея поэта, предложившего не только читать, но и рассматривать стихи, будто картины.

«Видеомы стали своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в них фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский, Мандельштам. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта», — объяснял замысел Андрей Вознесенский.

Первым таким коллажем стал плакат, нарисованный к столетию Бориса Пастернака, которого Вознесенский считал своим учителем: автор «Доктора Живаго» распят на крестообразных литерах собственного имени. Тогда, в застойном 1980 году, это выглядело настолько непривычно и дерзко, что издательство поостереглось ставить свое название на постере. Но это, конечно, не остановило Андрея Андреевича. И вскоре появился коллаж на красном фоне, посвященный Маяковскому, — со схематическим, но узнаваемым изображением револьвера, барабаном которому служит железный телефонный диск, и размещенным в левом нижнем углу ребусом: «Поэт + пуля = популярность».

Фото из открытых источников

Представленные в экспозиции видеомы снабжены табличками с комментариями автора, которые, конечно, также являются литературными произведениями. Вот, например, тот, что относится к композиции, соединившей цилиндр с белым галстуком-бабочкой и озаглавленной «Оскар Уайльд»: «Да и кто из поэтов не попадал под обаяние блистательно-порочного Оскара? Весь Серебряный век нашей литературы носит на себе его лунный отсвет. Бальмонт, Гумилев, Брюсов переводили его. „А муж ваш носит томик Уайльда, ваш муж презрительный эстет“, — ревниво пел Северянин и фотографировался на свой „Громкокипящий кубок“ с челкой и ракурсом под Уайльда».

Видеома, посвященная Мандельштаму, трагичнее даже распятого Пастернака и выстрела-Маяковского. Символический черный овал на белом холсте (явная аллюзия на «Черный квадрат» Казимира Малевича) облепили три осы. «Медуницы и осы тяжелую росу сосут... И вчерашнее солнце на черных носилках несут». «Эти строки Мандельштама посвящены Пушкину, — писал Андрей Вознесенский, но собственная судьба его неосознанно шептала сквозь строки: «ос, ос, Осип... Эти осы мучительно звенят по всем его строкам: „Оссиан“, „острог“, „особь“, — ос, ос, Осип. Как Татьяна писала на морозном стекле вензель „О“, так и он бессознательно вписывает свои „О“ в морозные узоры четверостиший».

Фото из открытых источников

«Никакое другое искусство не находится столь близко к поэзии, как изобразительное, и чаще всего те образы и метафоры, которые не могут до конца выразиться словами, выражаются в этом, — пояснял Андрей Вознесенский. — Искусство — священные черепки, черепки будущего. Несколько лет назад, когда трещины еще не трещали, а лишь угадывались, я начал рисовать видеомы, и лишь потом я понял, что это осколки, черепки смысла и распадающейся (советской) цивилизации».

В конце 1990-х видеомы Вознесенского стали известны на весь мир. Прохладно встреченные отечественным андерграундным сообществом, его работы взахлеб обсуждались западными искусствоведами. В нем видели наследника знаменитых русских авангардистов и футуристов 1920-х годов.

Не обошлось и без политической сатиры. Целая стена посвящена Никите Сергеевичу Хрущеву — это коллаж из графических портретов-шаржей, запечатлевших генсека в гневе на знаменитой встрече руководителей партии и правительства с деятелями культуры в марте 1963 года, где досталось и Вознесенскому.

«Чем Хрущев отличался от Сталина? — задается вопросом поэт. — Не политически, а эстетически. Сталин был сакральным шоумейкером эры печати и радио. Он не являлся публике, Хрущев был шоуменом эпохи ТВ, визуальной эры. Один башмак в ООН чего стоит! Не ведая сам, он был учеником сюрреалистов, их хэппенингов. Хрущев восхищает меня как стилист». И с присущим ему немного отстраненным, ироничным остроумием вспоминает, как этот «шоумен» внезапно прервал его выступление ревом в микрофон: «Господин Вознесенский, вон из нашей страны, вон!»

Ну и кто из них остался с нами — Никита Сергеевич или Андрей Андреевич? Смешной вопрос. Откройте стенограмму тех совещаний, где глава государства, распаляясь, учит поэтов, художников, скульпторов и писателей уму-разуму, как им Родину любить, а потом побродите по этой выставке в «Центре Андрея Вознесенского». И все сразу станет ясно.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 7068
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?