Необычной свадьбе предшествовали довольно острые коллизии на эту тему на Земле. Американцы не возражали, но против такого нестандартного бракосочетания, как писали газеты, жестко выступил главком ВВС, генерал-полковник Владимир Михайлов: мол, российский офицер, да еще космонавт, не должен участвовать в шоу, вести себя как кинозвезда. Представитель Росавиакосмоса тут же заявил, что в Кодексе поведения космонавта на МКС, утвержденном российским агентством и НАСА, ничего не говорится о возможности заключения брака во время полета. Юрию Маленченко напомнили также, что, как военный человек, допущенный к госсекретам, он не может вступить в брак с иностранкой, не получив соответствующего разрешения. Дело приняло довольно крутой оборот, и Маленченко вынужден был сообщить в Хьюстон, что, к сожалению, от необычной, не лишенной эксцентричности идеи придется отказаться.
Таким образом, начальственное предостережение генерала Михайлова как будто возымело действие. Но неделю назад министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов, главный куратор Росавиакосмоса, проявил более терпимый, так сказать, современный подход и сделал публичное заявление: "Эта заочная свадьба в космосе была бы хорошей и красивой акцией". Как отмечала пресса, Клебанов "с недоумением" отнесся к тому, что Росавиакосмос запретил находящемуся на орбите российскому космонавту сыграть заочную свадьбу с американкой. Мгновенно изменил свою позицию и представитель Росавиакосмоса: мол, мы ничего не запрещали, это личное дело Маленченко, даже неплохо в конце концов, что и здесь мы будем первыми...
Может быть, именно этот поворот дал основание российскому космонавту вернуться к первоначальному варианту проведения заочной свадьбы, а может, он сознательно решил до конца пройти дорогой модернизации обычаев. Как бы то ни было, 10 августа необычное действо состоялось. В прежние, советские времена после такого космонавт стал бы "невыездным". Теперь, полагаю, никакие санкции Маленченко не грозят (он возвращается в октябре с.г.). Очень громким был бы международный скандал... Молодожены между тем планируют совершить венчание в России, а медовый месяц провести в Австралии.
В Звездном городке мнения космонавтов по поводу воскресного события тоже разделились: одни поддерживают смелый шаг Юрия, другие, в частности, говорят, что "громкое шоу, в которое превратилась свадьба, могло травмировать бывшую жену (с ней Юрий развелся) и 19-летнего сына Дмитрия"...
Российский Центр управления полетами демонстративно не принимал никакого участия в организации связи с Хьюстоном во время церемонии бракосочетания. По неофициальной информации, руководители Росавиакосмоса приняли решение включить в контракт, который заключает каждый космонавт перед полетом, специальный пункт, запрещающий подобные свадьбы. Так что бракосочетание Маленченко и Дмитриевой может стать уникальным в своем роде событием.