Вчера утром в Заводском районе Грозного были найдены убитыми похищенные накануне сотрудники молодежной неправительственной организации "Спасем поколение" Зарема Садулаева и ее супруг Алик Джабраилов. Правозащитники считают, что с ними расправились силовики.
Люди в черном
Садулаеву и Джабраилова похитили в понедельник среди белого дня и при свидетелях из офиса "Спасем поколение" в центре Грозного. Как рассказал "Труду" представитель правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов, в здание ворвались пятеро вооруженных людей, трое из которых были одеты в черную форму.
- Мужчины не представились, посадили Зарему и Алика в "Жигули" с номерным знаком чеченского региона и куда-то увезли, - сообщил Черкасов. - Вскоре незнакомцы вернулись, чтобы забрать мобильный телефон и машину Джабраилова.
Следы из прошлого
Во вторник утром МВД Чечни заявило, что Садулаева и ее муж были найдены убитыми. Их тела с огнестрельными ранениями обнаружили в багажнике машины, припаркованной около республиканского оздоровительного центра.
Следственный комитет при прокуратуре (СКП) по Чечне возбудил уголовное дело по статьям "Убийство" и "Незаконный оборот оружия". В Грозный уже вылетела группа опытных следователей и криминалистов из Москвы.
Кто и зачем убил супругов, до сих пор неизвестно. Коллеги убитых правозащитников считают, что с ними расправились представители силовых служб.
- Похитившие супругов люди пришли без масок, и одна из посетительниц узнала в одном из них оперативника, который ранее задержал ее сына, - рассказала "Труду" близкая подруга Заремы Хэда.
Отметим, что форму черного цвета в Чечне обычно носят бойцы спецполка МВД Чечни имени Ахмата Кадырова, а также сотрудники ОМОНа и других силовых структур.
Версию о причастности силовиков к убийству вчера опроверг президент Чечни Рамзан Кадыров. Он предположил, что Садулаева и Джабраилов стали жертвами кровной мести. Как уже известно, муж Садулаевой ранее был боевиком, после чего его осудили за участие в НВФ, но затем он попал под амнистию и два месяца назад вышел на свободу.
Защитники без защиты
Напомним: это уже не первое убийство правозащитников в Чечне за последний месяц. 15 июля в Грозном была похищена и затем найдена в Ингушетии убитой сотрудница чеченского отделения "Мемориала" Наталья Эстемирова. "Мемориал" обвинил в происшествии Рамзана Кадырова и закрыл свое отделение в республике из соображений безопасности. Кадыров в свою очередь подал на "клеветников" в суд.
А 8 августа в интервью радио "Свобода" Кадыров, первоначально выражавший свое потрясение циничным убийством Эстемировой, объяснил свою непричастность к этому преступлению бесполезностью правозащитницы.
- Зачем Кадырову убивать женщину, которая никому не нужна? У нее чести, достоинства, совести не было никогда, - публично заявил президент Чечни.
Напомним, что "Спасем поколение" работает в Чечне с 2001 года и оказывает помощь детям-инвалидам и сиротам. Это уже не первая трагедия в организации. В апреле 2005 года экс-руководитель "Спасем поколение" Мурад Мурадов был задержан силовиками в ходе спецоперации. Позже его изуродованное тело было возвращено родителям без всяких объяснений.
Фокус "Труда"
Защита как работа
Самые заметные правозащитные организации России - "Мемориал", Московская Хельсинкская группа и уполномоченные по правам человека.
Правозащитниками становятся люди самых разных профессий. "Убитая Наталья Эстемирова была в прошлом школьной учительницей, специализирующийся на защите прав в зоне конфликтов Олег Орлов - биологом, защищающая права мигрантов Светлана Ганнушкина - математиком", - рассказал член правления российского центра "Мемориал" Александр Черкасов. В аппаратах уполномоченных по правам человека работают в основном юристы, адвокаты и бывшие прокуроры. В аппаратах уполномоченного зарплата главного специалиста составляет около 11 тысяч рублей, со всеми премиями - около 25 тысяч, консультанты могут получать до 30 тысяч. Зачастую правозащитники имеют другую, основную профессию, а защитой прав занимаются в свободное время. Однако есть и те, кто неплохо зарабатывает, защищая чужие права: российские правозащитники довольно легко получают гранты от европейских фондов по 150-200 тысяч рублей.