Нечастый случай: выставка «Дягилев и русский балет, 1909–1929 годы: Когда искусство танцевало с музыкой», вот уже несколько месяцев проходящая в престижной Национальной галерее искусств в Вашингтоне, не завершилась в установленные сроки, а продлила свою работу до 6 октября. Это и свидетельство не снижающегося интереса публики к русской культуре, и оценка усилий организаторов и спонсоров проекта. Экспозиция в престижном музее подготовлена в сотрудничестве с Музеем Виктории и Альберта в Лондоне при поддержке компаний «Роснефть» и ExxonMobil.
Выставка вобрала множество свидетельств «Русских сезонов». Здесь раритетные эскизы декораций к спектаклям, картины художников, которые сотрудничали с Дягилевым, скульптуры, плакаты, рисунки. На старинных фото предстают действующие лица – сам Дягилев, танцовщики его труппы (например, Нижинский и Карсавина), хореографы, ставившие спектакли, композиторы, писавшие для них музыку, живописцы, создавшие новаторскую сценографию...
В центре уникальной для Америки выставки – яркая личность основателя «Русских балетов» Сергея Павловича Дягилева. Великий импресарио, (сегодня его назвали бы выдающимся продюсером), страстный пропагандист русской культуры, он когда-то выбрал своим девизом фразу «Удиви меня!». И слова эти ничуть не выцвели за прошедший век – Дягилев до сих пор удивляет просвещенный мир.
Именно он в начале ХХ века открыл искусство России западной аудитории. Главное детище Дягилева – антреприза «Русские балеты». Впервые труппа из Петербурга выступила в парижском театре «Шатле» 19 мая 1909 года, показав «Павильон Армиды», «Половецкие пляски» и «Пир». Взыскательный Париж, сам привыкший диктовать моду, был ошеломлен яркостью красок, изысканностью декора и оригинальностью танца звезд русских императорских театров. «Дягилев сыграл огромную роль в истории русского и мирового искусства», – писал позже хореограф Михаил Фокин. Быстро покорив Европу, дягилевская антреприза открыла путь к мировому признанию русского модерна и авангарда – они востребованы и сегодня. В дальнейшем труппа прибыла с гастролями в США, и нынешняя выставка, оживляя события почти столетней давности, будто вторит тому давнему успеху.
Экспозиция в залах Национальной галереи приурочена к столетию скандальной парижской премьеры одного из главных творений дягилевской антрепризы – балета Игоря Стравинского «Весна священная» в постановке Вацлава Нижинского. Чуть витиеватая формулировка в названии выставки – «Когда искусство танцевало с музыкой» – подчеркивает гигантскую роль Дягилева в развитии не только хореографии, но и визуальных искусств и музыки. Ведь он вовлек в свой мегапроект десятки композиторов, от Дебюсси до Прокофьева и Хиндемита, и художников от Добужинского до Пикассо, нашедшего в труппе жену и музу – Ольгу Хохлову.
Изюминкой дягилевского проекта в Вашингтоне-2013 стали оригинальные костюмы, сохранившиеся от легендарных спектаклей. В Вашингтоне стремились как можно точнее воспроизвести хронологию дягилевских сезонов. В экспозиции возникли тематические зоны, отданные первым, еще классическим сезонам, «ориентализму», «русской» теме, а также авангарду – русскому и международному. Особый раздел посвящен Вацлаву Нижинскому: здесь костюмы, в которых он танцевал «Жизель» и «Праздник», и серьги для партии Раба в «Шехерезаде».
В создании спектаклей, костюмов и афиш участвовали известные художники: Александр Бенуа, Анри Матисс, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Николай Рерих, Джорджо де Кирико, Лев Бакст, Жан Кокто и Пабло Пикассо. Среди их работ, восхитивших Вашингтон, костюмы к балету «Весна священная» по эскизам Рериха, созданные в пору, когда Дягилев и его труппа начинали покорять Европу. Удачно вписались в контекст портрет Модильяни работы Бакста и портрет Ольги Хохловой от Пикассо из запасников музея.
До сих пор впечатляют и огромные, размером 16 на 10 метров, декорации Натальи Гончаровой к балету «Жар-птица». Национальная галерея прежде не показывала столь огромных экспонатов – для них пришлось перестроить залы и поднять потолки. Едва ли уступает им занавес к балету «Голубой экспресс», созданный по эскизу Пикассо: 10,5 метра в высоту и 12 в длину.
Лондонский Музей Виктории и Альберта прислал в Вашингтон около 80 экспонатов, многие другие прибыли из Музея танца в Швеции, Национальной галереи Австралии и частных коллекций. Выставку дополняет серия концертов, балетных постановок и мастер-классов. А титулованный шеф-повар Майкл Ричард открыл здесь Café Ballets Russes – тоже в память о «Русских сезонах» в Париже.
На вернисаже директор Национальной галереи искусства Эрл Пауэлл III особо отметил: «Для Национальной галереи искусства это первая выставка подобного масштаба. Более 150 оригинальных костюмов, эскизов декораций, скульптур, эстампов и рисунков, фотографий, постеров и видеоклипов рассказывают о самых знаковых и успешных примерах арт-сотрудничества, инициированных Дягилевым. Нам очень повезло, что этим проектом заинтересовались компании «Роснефть» и ExxonMobil, благодаря чьей поддержке проведение выставки стало возможным».
По словам куратора выставки Сары Кеннел, проект «Дягилев и русский балет» – «это уникальная возможность сквозь призму истории современного искусства и танца увидеть, что единство музыки, дизайна и хореографии родилось в русском балете. Мы очень благодарны компаниям «Роснефть» и ExxonMobil за поддержку».
Голоса
Рекс Тиллерсон, глава ExxonMobil
– Выставка «Дягилев и русский балет» будет способствовать лучшему взаимопониманию между народами США и России. Для нас большая честь объединить усилия с компанией «Роснефть» и Национальной художественной галереей в развитии диалога, взаимодействия и коммерческих отношений между двумя странами.
Игорь Сечин, президент «Роснефти»
– Этот проект – историческое событие и веха на пути развития партнерских отношений между ОАО «Роснефть» и ExxonMobil. Теперь мы можем сказать, что занимаемся поиском не только новых нефтяных месторождений в интересах будущей энергетической безопасности, но и новых глубин нашего культурного наследия в интересах достижения взаимного понимания и уважения.
Владимир Васильев, танцовщик, хореограф
– История действительно расставляет точки над i. Дягилев – яркий тому пример. Сегодня страна гордится своими сынами – теми, кто и уехав за ее пределы, не прервал с ней связи и много сделал для укрепления в сознании миллионов людей уважения к России. Всю жизнь Дягилев старался открыть миру десятки имен, ставших символами русского искусства. Парижские «Русские сезоны» стали откровением для Европы, установив моду на все русское, а для выдающихся деятелей театра, музыки, живописи они послужили импульсом для открытия новых идей и новых форм. Прошло больше ста лет с тех пор, а образ Сергея Павловича Дягилева продолжает будоражить воображение наших современников. Предпочтение он отдавал балету, в котором все компоненты музыкального театра сливались в единое целое, поражая новизной и талантом. Иначе как чудом это не назовешь. И вашингтонская выставка – еще одно тому доказательство.