Как интересны старые книжки, сколько новых адресов они могут нам подсказать! Так оно и случилось с книгой Михаила Пришвина, изданной еще при жизни писателя в 1946 году. Именно в его знаменитом «Календаре природы» мы узнали о существовании на территории нынешней Ярославской области, неподалеку от знаменитого Плещеева озера, Жданой горы. Пришвин писал, что там еще в XII веке произошла битва суздальцев с новгородцами, «которая вдруг обнаружила силы суздальской земли, и с того момента надо считать начало Великороссии». Писатель предполагал: «На Жданой горе, наверное, остались следы той битвы». Чем не повод проверить догадку замечательного писателя?
Мимо Жданой горы (или Ждановой, а еще Ждань-горы, как ее называли в совсем уж глубокой старине) проходил древний речной путь из Новгорода в Ополье, где находился Суздаль. И несколько столетий на этой самой горе существовало поселение суздальцев с небольшой крепостью — Ждан-городок. Мимо проходила и сухопутная дорога, остатки которой и сегодня можно обнаружить в окрестных лесах. У этого тракта в XVIII веке появилось еще одно название: Губернская дорога.
Расположенная в юго-западной части Переславского района возле существовавшей когда-то деревни Кузьминка, Жданая гора включена в длинную цепь возвышенностей, вдоль которых протекает река Кубрь. Она поросла сплошным лесом, где сегодня можно встретить разве что охотников. Забытые, глухие места. Но именно здесь 26 января 1135 года произошло сражение между ростово-суздальской дружиной Юрия Долгорукого и новгородским войском во главе с князем Всеволодом Мстиславичем. Новгородцы тогда отправились в поход, недовольные тем, что жившие на плодородных черноземных пространствах суздальцы заломили цену за хлеб, который они поставляли Новгороду с его неплодородными землями. Да еще обложили высокими пошлинами провоз товаров новгородских купцов. Впрочем, это могло быть лишь предлогом: новгородцы тогда всеми силами стремились закрепиться в Ополье. Шла междоусобная война за сферы влияния в Древней Руси.
В лютый мороз по льду рек Дубна, Сулоть и Кубрь новгородцы добрались до Ждан-городка и захватили его. Независимость Ростовского и Суздальского княжеств оказалась под угрозой. Но выступившим навстречу врагу суздальцам удалось освободить Жданую гору. Их войско разделилось на две части. Отряд под предводительством хорошо знавшего окрестные места воеводы Короба Якуна зашел в тыл противнику и устремился с высот навстречу основным силам суздальцев. Его появление и предопределило исход битвы. Новгородцы потерпели поражение, оставив на склонах Жданой горы много убитых и раненых и потеряв обоз...
.jpg)
В память о погибших у Жданой горы в Новгороде возвели церковь Успения на Торгу.
Сражение, случившееся за 90 лет до монгольского нашествия, стало ярким примером той жестокой междоусобицы, которая ослабляла Русь и делала ее беззащитной перед ордами Батыя. О битве упоминает знаменитый историк С.М. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен». В ходе ее погибли знатные новгородцы — посадник Иван Павлович и его предшественник Петрило Николаевич. Что же касается самого князя Всеволода Мстиславича, то, судя по всему, он повел себя в сражении не лучшим образом. Летописец ставит ему в вину: «В битве при Ждановой горе князь прежде всех побежал из полку».
В память о погибших у Жданой горы в Новгороде возвели существующую и поныне церковь Успения на Торгу, она расположена на правом берегу реки Волхов на Ярославовом дворище. Что же касается победителей, то после того сражения Юрий Долгорукий повелел укрепить рубежи северо-восточной Руси. В 1152 году возникла крепость в нынешнем Переславле-Залесском, а в 1154-м в Дмитрове с появлением еще одного укрепления был установлен контроль над судоходством по рекам Яхроме и Дубне. При Долгоруком появляется и крепость на реке Москве, ставшая в дальнейшем столицей нашего государства. Так что можно сказать, что возникновение Москвы явилось отголоском сражения при Жданой горе.
Та битва получила своего рода продолжение в 1170 году, уже при Андрее Боголюбском — сыне Юрия Долгорукого. На сей раз уже суздальцы, почувствовав свою силу, отправились на завоевание Новгорода. Началась осада города на реке Волхов. Казалось, ничто не спасет новгородцев. Но тут произошло чудо. Согласно преданию, накануне осады новгородский архиепископ Иоанн пришел в церковь Спаса на Ильине улице, где хранилась икона Знамение Пресвятой Богородицы, и перенес ее на Софийскую сторону, на другой берег Волхова. Икону установили на оборонительной стене города. Когда началась осада, суздальские стрелы поразили образ Богоматери и исторгли из нее слезы. Икона отвернулась от вражеского войска. Суздальцев покрыла тьма, после чего они стали избивать друг друга.
.jpg)
Икона «Чудо от иконы Богоматерь Знамение. Битва новгородцев с суздальцами» XV века хранится в Третьяковской галерее. Другая икона того же времени и с тем же сюжетом входит в коллекцию Новгородского музея-заповедника.
Древняя легенда в дальнейшем получила воплощение в виде относящейся к середине XV столетия иконы «Чудо от иконы Богоматерь Знамение. Битва новгородцев с суздальцами», ставшей шедевром древнерусской иконописи. Она хранится в Третьяковской галерее. Другая икона того же времени и с тем же сюжетом входит в коллекцию Новгородского музея-заповедника. На обеих иконах можно увидеть и сам образ Богородицы, и исторические сцены: переговоры перед осадой, разгар сражения, существовавшие в XIV веке новгородские укрепления, храмы, в том числе церковь Спаса на Ильине, где первоначально хранилась икона...
И вот мы в пути. Не доезжая по трассе Москва — Архангельск 8 км до Переславля-Залесского, повернули налево и направились в сторону деревни Голоперово. Свернув с асфальта, оказались на грунтовой ухабистой дороге, каких еще немало в Ярославской области. Медленно, объезжая колдобины, миновали несколько безлюдных деревень и километров через 10 подъехали к Голоперово. У местных дачников выяснили: увидеть контуры Жданой горы можно с того места, где когда-то располагалась деревня Кузьминка. На ее месте несколько лет назад устроили турбазу «Кабанчики». Но хозяева недавно обанкротились, и ныне заброшенные домики вместе со всем остальным хозяйством выставлены на продажу. А еще выяснилось, что дорогу туда трудно назвать проезжей. «Но ничего, — подбодрила нас хозяйка одной из усадеб, — лесовозы-то проезжают».
Ее слова мало утешили. Известно, что грунтовки, по которым ездят лесовозы, быстро становятся непроезжими для легковушек. Но мы все же решились и, проехав километра три по грязи и огромным лужам, оказались у поваленного дерева, за которым виднелся шлагбаум. Почерневший от сырости указатель приглашал посетить турбазу, ныне не существующую. Возле покинутых домиков мы не увидели ни души, зато заметили следы раскопок. Несколько десятилетий назад тут были обнаружены черепа, подковы, наконечники стрел — свидетельства того самого давнего сражения. Но ясных контуров Жданой горы увидеть не удалось: они слились с вытянувшейся с юга на север грядой холмов, подступы к которым заросли непроходимым лесом. И это всего в каких-то 15 км от трассы «Холмогоры», со-единяющей Москву с Архангельском!
Что же, отправимся в деревни Кошелево и Романка, откуда раньше, если верить справочникам, открывался отличный вид на Жданую гору. Однако местные жители поспешили разочаровать нас: со стороны их деревень Жданую гору скрывают глухие леса. Так что требуется серьезная подготовка, для того чтобы приблизиться к Жданой горе и подняться на нее. Поход может занять не один день. Непростое это дело — приобщиться в наши дни к событиям далеких времен, описанным еще века назад.
Но мы не отступаемся. Мы еще вернемся к тебе, Жданая гора.