В Москве и Минске в последнее время прошло несколько раундов переговоров на различных уровнях и не только по газу, но и по другим энергоносителям. Встречались премьеры Михаил Касьянов и Сергей Сидорский, вице-премьеры Виктор Христенко и Владимир Семашко, руководители Газпрома и "Белтрансгаза" Алексей Миллер и Петр Петух. Взаимоприемлемых результатов так и не достигли. Некоторые наблюдатели полагают, что дело не только и, может быть, не столько в поставках энергоносителей, сколько в сложном для белорусского руководства вопросе: переводе экономики этой республики на российский рубль как платежную единицу.
Хотя премьер Сидорский уверяет, что "Москва может вводить рубль на территории Белоруссии с 1 января 2005 года и власти республики не будут препятствовать", в это не слишком верится. Ведь раньше белорусские руководители не раз говорили о своей "полной готовности принять российский рубль", но потом дезавуировали свои заявления.
Иногда создается впечатление, что президент Александр Лукашенко намеревается в экономическом споре взять своих российских коллег измором, рассчитывая на то, что Владимиру Путину в предвыборный период будет неудобно проявлять жесткость в отношении братской республики. Но наш президент сумел остаться на прежних принципиальных позициях, всякий раз (в том числе и в телефонных разговорах с Минском) поясняя, что вопрос об условиях поставок российских энергоносителей в Белоруссию является прерогативой хозяйствующих субъектов.
А здесь, повторю, позиции пока достаточно твердые: главное требование к белорусской стороне - платить за энергоносители по рыночным ценам. Газпром настаивает на цене за газ в 50 долларов за тысячу кубометров, РАО "ЕЭС России" готова отпускать электроэнергию при условии, что Белоруссия станет платить за это на 38 процентов больше.
В Белоруссии все громче раздаются голоса, что такое отношение со стороны России может привести к экономическому коллапсу. Так ли это на самом деле?
Повышение стоимости поставок российских энергоресурсов в Белоруссию не является критичным и не приведет к финансовому кризису в республике. Такое мнение высказал глава миссии Международного валютного фонда (МВФ) Томас Ричардсон. Он считает, что даже если Белоруссия будет вынуждена покупать российский газ по ценам, установленным для Польши или Литвы, то нагрузка на платежный баланс республики вырастет максимально на два процента к ВВП. Ричардсон объясняет это тем, что около 50 процентов ВВП Белоруссии приходится на бюджетные средства. Поэтому существует возможность изыскать в бюджете дополнительные ресурсы для компенсации роста цен.
Кроме того, по мнению представителя МВФ, повышение стоимости природного газа будет способствовать ликвидации в республике перекрестного субсидирования в рамках промышленного сектора, когда для отдельных предприятий установлены льготные цены на энергоресурсы.
МЕЖДУ ТЕМ
Газпром по-прежнему не осуществляет поставок в Белоруссию, российский газ туда идет только от независимых поставщиков. Об этом заявил журналистам вечером 10 февраля по окончании переговоров с премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским глава правительства России Михаил Касьянов.
"Контракт у Газпрома на поставки газа не подписан, вопросы цены и объемы не согласованы", - подчеркнул М. Касьянов. Он сообщил также, что у России возник ряд вопросов по уставному капиталу "Белтрансгаза". Работа по созданию совместной газотранспортной организации идет не так интенсивно и энергично, как того хотелось бы.