СЛЕТАЛИСЬ ВОРОНЫ...
А началось все весной 2001 года. Некто Григорий Акопян надумал обзавестись собственной бандой, причем не обычной, а мобильной, механизированной. Этого требовала та преступная ниша, которую он облюбовал - грабежи и разбои на никем не охраняемых федеральных автотрассах в трех примыкающих друг к другу областях Поволжья. Подельников по преступному промыслу подбирал тщательно.
На предложение Акопяна охотно откликнулись Евгений Ерофеев, Александр Цыганов, Азарт Зябиров, Владимир Наумов и Владимир Викторов. Что удивительно, никто из них ранее судим не был, хотя законопослушанием они тоже особо не отличались.
Первым делом бандиты обзавелись оружием - автоматом Калашникова заводского изготовления, двумя переделанными из газовых в боевые пистолетами, обрезом двуствольного охотничьего ружья, гранатой РГД-5 со взрывателем и запасом патронов. В распоряжении шайки было три легковых автомобиля.
ИМ БЫЛО НЕВЕДОМО СОЧУВСТВИЕ
Жертвой первого "дела" бандитов стала семья Глазневых из трех человек, ехавшая из Ямало-Ненецкого округа на отдых в Запорожье по федеральной трассе Челябинск-Москва. 25 июня 2001 года остановились перекусить у придорожного кафе неподалеку от селения Новоспасское Ульяновской области. Здесь путешественники допустили оплошность: играя в местный "лохотрон", "засветили" имевшуюся у них крупную сумму денег. Об этом находившийся в кафе агент тут же "стукнул" Акопяну.
Банда догнала автомашину Глазневых на трассе и, открыв огонь из пистолетов и автомата, стала прижимать ее к обочине, требуя остановиться. Однако водитель не растерялся: увидев большую колонну автомашин на встречной полосе, он, истекая кровью, успел развернуть свой автомобиль поперек дороги. В этой ситуации разбойники вынуждены были прекратить преследование и скрыться.
Другое преступление на большой дороге было подготовлено более тщательно. На этот раз бандиты получили заказ на ограбление предпринимательницы из города Кузнецка А.Бойко, занимавшейся продажей норковых шкурок. В тот трагический для нее ноябрьский день предпринимательница везла в Ульяновск партию товара на общую сумму 288 тысяч рублей.
Зная маршрут и время передвижения жертвы, преступники устроили на развилке трассы Новоспасск - Кузоватово засаду. Викторов, придерживаясь разработанного плана, остановил свой автомобиль на развилке. Акопян с остальными "братками" на другой машине проехал метров на сто дальше и тоже остановился, имитируя ремонт, открыл капот.
Завидев приближающийся автомобиль Бойко и ее спутников, Акопян дал световой сигнал Викторову. Как только машины поравнялись, тот швырнул в лобовое стекло проезжающего авто заранее заготовленный кирпич. Выстрелами из автомата и пистолета Наумов и Викторов пробили колеса уходившей машины, она вылетела на обочину и перевернулась. Один из пассажиров погиб, двое других получили тяжелые ранения...
От "дела" к "делу" наглость "мокрушников" возрастала, они уже не ограничивались разбоем на больших дорогах. В октябре 2001 года от наводчиков главарю банды стало известно о том, что у супругов Козыревых, проживающих в селе Славкино Николаевского района, скопилась крупная сумма денег, на которую они собирались приобрести автомобиль. Новое преступление "отморозки", как всегда, продумывали до мелочей - добыли автомашину с иногородними номерами, проверили оружие, заготовили маски.
Чудом выжившая Елена Козырева вспоминает: "24 октября около 21.00 в наш дом ворвались четыре человека в масках и с оружием. Гостившего у нас знакомого ударили монтировкой по голове, выбили ему зубы. Нас с мужем и дочерью ударами уложили на пол. Угрожая оружием, стали требовать деньги и драгоценности. Пока один из бандитов держал нас под прицелом, другие переворачивали в доме все вверх дном. В итоге, жестоко нас всех избив, преступники унесли с собой награбленного на общую сумму свыше 150 тысяч рублей".
Со временем, окончательно уверовав в свою везучесть и безнаказанность, Акопян решил подмять под себя еще одну преступную группу, промышлявшую подпольным спиртовым бизнесом в райцентре Николаевском. В кафе "Встреча", где главари-спиртовики Андрей Буреннов и Олег Игнатьев отмечали очередную удачную сделку, вдруг появился Акопян со своими "братками". Слово за слово - завязалась заранее спланированная драка. Младшему брату Акопяна - Николаю сломали ногу.
Повод для решающей разборки нашелся, и Акопян-старший "забивает" своим соперникам "стрелку" на автомобильной стоянке по трассе Челябинск - Москва.
Выйдя из автомашины, Акопян выхватил пистолет и произвел четыре выстрела - в Олега Игнатьева, Андрея Буреннова, Андрея Кукушкина и Алексея Ерофеева. Трое были убиты на месте, в живых остался лишь тяжелораненый Ерофеев.
РАСПЛАТА
После шумного преступления банда Акопяна затаилась. Долгие девять месяцев оперативники межрайонного отдела уголовного розыска Ульяновского УВД вместе с коллегами из соседних областей устанавливали места, где залегли бандиты. Оказалось, все они попытались отсидеться в Пензенской области, под крышей местных преступных авторитетов. Только Владимир Викторов был задержан на Северном Кавказе, в квартире его сожительницы.
- Найти преступников было нелегко, - рассказывает оперативный сотрудник отдела уголовного розыска Сергей Николенко, - но еще труднее оказалось изобличить их. Все они, и особенно их главарь, шли в "глухой отказ". На следственном эксперименте, например, Григорий Акопян на полном серьезе утверждал, что не знал, что его пистолет был боевым, а не газовым. И изображал искреннее недоумение по поводу того, что "братки", которых он вроде бы хотел только попугать, получили смертельные ранения.
Следователям прокуратуры и оперативникам УВД пришлось провести сотни экспертиз, устроить десятки очных ставок, провести сложнейшие баллистические опыты, допросить многих свидетелей и оставшихся в живых пострадавших, чтобы установить "момент истины", оснастить уголовное дело неопровержимыми вещественными доказательствами. Наградой за их самоотверженный труд стал справедливый приговор суда. Акопян и его подручные на федеральные трассы уже не выйдут.