Главная Культура 00:08 13 Марта 2014 7030
«Голос. Дети» вызвал неоднозначную реакцию зрителей и критиков

Насколько уместно участие детей в мире телевизионного бизнеса

Сергей Беднов

Телевизионный конкурс «Голос. Дети» вызвал неоднозначную реакцию у зрителей и критиков. С одной стороны, есть атмосфера праздника, есть настоящие таланты. С другой — программа спровоцировала дискуссию о том, насколько уместно участие детей в мире телевизионного бизнеса.

Когда дети участвуют в программах для своих сверстников, этических вопросов не возникает. Таких передач много на канале «Карусель».

Дело в нюансах

Вот детишки в студии программы «Давайте рисовать» под руководством феи Фиалки изучают азы изобразительного искусства. А вот Тишка-мишка учит развивающим играм. Все очень мило. Дети вовлечены в игровой процесс и чувствуют себя вполне комфортно. Между ними нет соперничества, от качества их работы не зависит прохождение на следующий этап...

«Голос. Дети» детям-то как раз и не предназначен. Программы для детей не начинаются в 10 вечера. Это развлекательный продукт для взрослых дядей и тетей. Это шоу-бизнес, в котором дети выступают в качестве рабочего материала. Здесь детская непосредственность отступает на второй план, а на первый как раз и выходит соперничество, при котором каждый за себя, а лучшим может быть только один.

Но не все ли телевизионные детские конкурсы таковы?

В случае с «Голосом» волей-неволей вспоминается программа 20-летней давности «Утренняя звезда». Тоже дети, тоже пели, тоже проходили тур за туром. Из программы Юрия Николаева вышли Валерия, группа «Тату». Между прочим, Пелагея, ныне выступающая в «Голосе» в качестве мэтра-наставника, тоже из «Звезды». Но знаменитостями-то стали полтора десятка человек, а всего через программу прошли десятки тысяч! И «вылетевшие» тогда, наверно, переживали не меньше, чем сегодняшние.

И все же, в отличие от «Голоса», «Утренняя звезда» не вызывала ощущения, что ей не хватает букмекера, принимающего ставки на участников. Почему?

«Утренняя звезда» позиционировалась как детская передача. Она шла по воскресеньям утром. В то самое время, когда у нас вообще почему-то принято показывать передачи для детей, словно они не люди и не хотят в выходной поспать лишний часок. В зрительном зале были в основном школьники. Они дружно хлопали в конце каждого выступления, а не вскакивали в едином экстатическом порыве, как взрослые зрители «Голоса».

В «Звезде» отсутствовали подробные пересказы «творческого пути» конкурсантов, их не сопровождали большие группы поддержки. То есть не было искусственно подогреваемой истерии. Все должно было выглядеть, как будто нашла команда Николаева юный талант в глубинке и привезла его в столицу. Ведущий и его помощники строго блюли несколько правил. Они не употребляли в лексиконе слова «лучший» и вообще по возможности избегали оценочных категорий. Детям категорически запрещалось надевать костюмы, имитирующие взрослые, а также использовать грим. Перед выступлениями детей умывали в буквальном смысле. Родственникам не разрешали вступать в контакт с членами жюри, дабы избежать давления на них. Между прочим, на детском «Евровидении» также запрещено использовать взрослые костюмы. А слова песен не должны содержать эротического подтекста.

На «Звезде» детей перед выступлением не натаскивали многочисленные педагоги: вот здесь улыбнись, здесь прикрой глаза рукой. Они сами должны были почувствовать песню — как могут в силу своего возраста и таланта.

Нет, я отнюдь не идеализирую «Утреннюю звезду». Во многом она повторила судьбу КВНа, превратившегося из массового движения в хорошо отлаженную коммерческую структуру. На волне популярности «Звезда» также переросла в массовое явление. Во всех регионах России происходили конкурсы под одноименным названием. Как и всегда бывает в подобных случаях, массовость движения иногда оборачивалась надувательством. В городах и весях с родителей конкурсантов стали брать деньги за переход в следующий тур. Появились самозваные «утренние звезды», не имеющие никакого отношения к проекту Николаева.

И все же «Звезда» не оставляла того чувства неловкости, которое временами оставляет детский «Голос».

Двигатель торговли в памперсах

Еще один вид телевизионного бизнеса, эксплуатирующего образ детей — реклама. Ах, как это трогательно: «Мой цыпленок, мое солнышко, мой зайка!» Понятно, что делаются эти ролики вовсе не от чрезмерной любви к детям. И направлены они не столько на детскую аудиторию, сколько на их родителей.

Ребенок в рекламном клипе — залог успеха. Очаровательный младенец вызывает положительные эмоции, которые автоматически переносятся на рекламируемый бренд. Вообще-то в российском законе о рекламе есть пункт, согласно которому использовать образ детей можно только там, где рекламируется продукция, имеющая непосредственное отношение к детям (детское питание, средства гигиены и т. д.). Но пункт этот легко обходится. Всем наверняка хорошо известна реклама колбасных изделий под слоганом «Папа может». С одной стороны, колбасу трудно назвать сугубо детским питанием. С другой — почему бы и нет? Все-таки участвуют в роликах не грудные младенцы, а школьники младших классов. Кто сказал, что колбаса для них вредна?..

А еще очень просто обойти тот самый пункт, рекламируя товары для всей семьи. Тут уж нет предела фантазии: соки и йогурты, автомобили и лекарства. Преуспевающий папа, очаровательная мама, послушные детки. Купи — и обретешь такое же сусальное семейное счастье.

Подготовка детей для рекламного бизнеса поставлена на поток. Газеты пестрят объявлениями различных школ, готовящих юных артистов для съемок в рекламе. Довольно часто в качестве педагогов в них фигурируют имена известных актеров. От желающих туда поступить нет отбоя. Когда любящие мамаши приводят своих чад на кастинги, экзаменаторы им строго объясняют, что берут в школу далеко не всех, а только талантливых детей. Но это неправда. Берут как раз всех, ведь обучение в таких заведениях платное. Главный манок — перспектива появиться на телеэкране. На практике это случается крайне редко. Клипмейкеры, как правило, снимают в роликах детей знакомых или отпрысков нужных людей.

Моя дочь — Барби

Большая удача, что у нас не привились хотя бы детские конкурсы красоты, столь популярные на американском ТВ. Это страшное зрелище: 10-летние девочки с накладными ресницами, завитыми головками, в платьях с декольте. Особый писк — сделать из ребенка куклу Барби.

У горячих поклонников подобных конкурсов своя аргументация. По их мнению, девочки приобретают там умение подать себя с помощью походки, жестов, улыбки. Застенчивые становятся раскованными. К тому же есть возможность попасть в модельный бизнес. Кстати, подобные конкурсы красоты на западном ТВ построены очень рационально. Там все участницы получают какой-нибудь титул, чтобы не было обидно.

Аргументы противников тоже хорошо известны. Во-первых, это не конкурсы между участницами, это конкурсы родительских амбиций. А во-вторых, участие в них плохо влияет на детскую психику. У юных созданий развивается звездная болезнь, с обычными сверстниками им неинтересно. Наконец, искусственно культивируемая ранняя сексуальность негативно сказывается потом на личной жизни.

Компетентно

Макс ГРИШИН, продюсер

— Дети на телеэкране были, есть и будут. И не только в детских передачах. Разве может их не быть в сериалах, например? Вот только работать с детьми на площадке надо корректно. Они должны понимать, что актерство не идентично звездности. Актерство — прежде всего тяжелый труд. Для юных актеров установлены трудовые нормы. Рабочий день детей до трех лет не превышает трех-четырех часов. А вот дети старше 12 лет работают уже наравне со взрослыми, то есть по 10-12 часов, но и гонорары получают уже вполне взрослые, а не по 5-6 тысяч рублей. Если роль сложная, со сценами жестокости, надо бы иметь в группе детского психолога. Но этого чаще всего не случается. Впрочем, все на площадке бывают очень внимательны к детям.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 25617
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5637
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5521
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?