Главная Культура 17:31 13 Мая 2021 2125
…Так хотя бы допеть!

В Ярославле состоялись мировые премьеры оперы Александра Чайковского и «Реквиема» Кузьмы Бодрова

Сергей Бирюков, Ярославль – Москва
Фестиваль был богат на сюрпризы и премьеры. Фото автора

Традиционный Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле, «запнувшийся» в прошлом году о пандемию (впрочем, отдавший основные концертные долги осенью), в нынешнем мае не только вернулся на свое законное место, но и прошел в 13-й раз без всяких скидок на трудности времени. Публика города, привыкшая к репертуарной интриге и стилевым сюрпризам, встретила многочисленных, в том числе зарубежных гостей, услышала такие раритеты, как псалом «Похвали Иерусалим» для хора и струнных Вивальди, брасс-квинтет русского композитора (по совместительству – крупного ученого-материаловеда) Виктора Эвальда и даже версию Пятой симфонии Бетховена для одних только струнных инструментов. Ну и, конечно, как на любом уважающем себя фестивале, не обошлось без дебютов и премьер, вплоть до мировых.

Так, впервые ярославцы познакомились с камерными оркестрами Les Muffati из Бельгии и «Солисты Загреба» из Хорватии, с турецким этническим трио Kudsi Erguner Ensrmble. Специально для фестиваля Марина Брусникина поставила моноверсию шекспировского «Гамлета» в исполнении Евгения Миронова с музыкой Шостаковича, которую увидела публика Театра имени Волкова. А площадкой для показа нового (премьера была в феврале на фестивале Башмета в Сочи) музыкально-драматического спектакля режиссера Павла Сафонова и композитора Кузьмы Бодрова «Корабль влюбленных» стал современный зрелищно-концертный центр «Миллениум».

Все события фестиваля, включая вернисаж выставки художественного фото, прошли при строгом соблюдении санитарных правил

В «Миллениуме» прошла и мировая премьера оперы-оратории Александра Чайковского «Хроники Александра Невского», которую, как одно из главных событий праздника, организаторы поместили ближе к его финалу. А.Чайковский – давний друг и творческий партнер Юрия Башмета, много писавший для него как альтиста и дирижера. К числу крупнейших таких работ принадлежат оратория «Слово о полку Игореве», хоровая опера «Сказ о Борисе и Глебе». Нынешняя партитура превращает в эту серию в трилогию на древнерусские исторические сюжеты. Александр Невский выбран ее героем не случайно: помимо того что это один из самых почитаемых национальных деятелей и святой Русской православной церкви, он – уроженец соседнего с Ярославлем Переславля-Залесского, появившийся на свет ровно 800 лет назад. Создание крупной музыкально-театральной работы о правителе, воине и монахе стало одним из пунктов плана, составленного всероссийским оргкомитетом по празднованию юбилея легендарного соотечественника.

О серьезности проекта говорит уже состав исполнителей. Это имеющие международную известность хоры – филармоническая капелла «Ярославия» под руководством Владимира Контарева и Камерный хор Московской консерватории под руководством Александра Соловьева, усиленные хором Центрального пограничного ансамбля ФСБ России под руководством Максима Попова. Это интернационально востребованные оперные солисты Мария Лобанова, Игорь Головатенко и Николай Диденко. Это читающие текст сценариста Дмитрия Макарова актеры Владимир Кошевой и Игорь Золотовицкий. И, наконец, это оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.

Хор и оркестр – бесспорно, основа более чем часового музыкального полотна. Краски разнообразны – от едва слышного, словно звучит сам воздух, хорового вокализа до шумового скандирования в батальные моменты, когда не только оркестр, но даже масса вокальных голосов начинает работать как перкуссия. И вместе с тем мелодическое начало здесь тоже представлено – в сольных эпизодах, воспринимаемых как смысловые ячейки-клейма в окладе большой многофигурной иконы. Это ария-молитва баса, давшая шанс Николаю Диденко показать громадный тембровый и тесситурный объем своего голоса. Это арии тенора, где Игорь Головатенко увлек глубиной драматической экспрессии. И это посвященный любви князя и его супруги Александры дуэт Головатенко с Марией Лобановой, теплота интонаций которого, на мой взгляд, восходит – как, впрочем, и общий мелодический строй оперы – к языку Сергея Прокофьева.

Конечно, здесь нет никаких цитат, и даже наоборот – Александр Владимирович, скорее всего, заботился о том, как ему выйти из поля притяжения великого предшественника, написавшего всемирно известную музыку к фильму Эйзенштейна «Александра Невский» и одноименную кантату. И он в этом поле не завяз, найдя свои выразительные приемы – например, ту самую шумовую скороговорку, символизирующую разрушительную суету бытия. Главное же – композитору удалось выстроить драматургию целого, где не меньшим, чем мелодика, смыслообразующим значением обладает ритм. А именно – контраст двух ритмических лейтмотивов: скачки как символа агрессии и шага как символа созидательного пути.

Нашлась в партитуре и страница для Юрия Башмета как альтиста. Перед финалом, в рассказе о смерти Александра при возвращении из Орды в двухстах верстах от Владимира, в Городце, худрук «Новой России» оставил дирижерский пульт, взял в руки инструмент – и слух прорезал скорбный речитатив без слов с разлетом от хрипловатого баска до теряющихся в верхах стонов, в то время как опустевшее место дирижера занял Александр Соловьев – к слову, руководитель всей хоровой части проекта. Эффектный музыкальный прием, ставший и ярким сценическим ходом…

В кульминационный момент Юрий Башмет взял в руки альт, а за дирижерский пульт встал Александр Соловьев

В следующий, финальный вечер фестиваля посетители Ярославской филармонии стали свидетелями мировой премьеры обновленной редакции еще одного крупного вокально-симфонического произведения – «Реквиема» Кузьмы Бодрова на стихи Роберта Рождественского.

Сперва – видимо, по принципу «от противного» – публику взбодрили увертюрой к россиниевской «Сороке-воровке», «скрипичными» номерами из «Лебединого озера» Чайковского (солист Николай Саченко) и романтически-экзальтированным Концертом для двух фортепиано с оркестром Макса Бруха, исполненным при участии Ксении Башмет и Андрея Гугнина (спасибо за просветительство – я, например, и не знал, что у знаменитого в основном скрипичными концертами Бруха есть фортепианный). Наконец на сцену приглашаются чтец стихов Сергей Гармаш, оркестр «Новая Россия» и (вот тут – обновление по сравнению с исполненной в Москве чисто оркестровой версией) хор «Ярославия».

Музыка Кузьмы Бодрова – тоже постоянный спутник Башмета, и это естественно хотя бы потому, что Кузьма – воспитанник класса Александра Чайковского в Московской консерватории. И, как его мэтр, он склонен к большим вокально-оркестровым полотнам. Более того, и в музыкально-языковом плане между композиторами много общего. Так, явно перекликается с «Хрониками Александра Невского» свойственный «Реквиему» общий тон хорала-вокализа-причета. Но у Бодрова, представителя иного поколения, гораздо заметнее интерес к приемам минимализма и к песенной мелодике.

Признаюсь, поначалу этот гимнический пафос, особенно в сочетании с произносимыми Гармашом строками о «великой поступи дивизий, точной поступи солдат», о том, что «был выбор у каждого: я или Родина», «мы в бой поднимались светло и сурово» и т.п. – не вызвал сочувствия: да какой выбор – военкомат или военный трибунал? Да какое «светло» – после всего, что мы знаем о Ленинграде, Ржеве, Сталинграде?.. Лишь постепенно стал доходить тот смысл стихов и сопровождающей их возвышенной музыки, о котором Роберт Рождественский 60 лет назад и помыслить не мог: «…клянемся павшим героям: то, что отцы не допели, — мы допоем! То, что отцы не построили, — мы построим!» Это же горький упрек нам, сегодняшним, и через три четверти века мирной жизни не сумевшим «допеть» и «построить». Мирящимся с тем, что Россия из великой, хоть не всегда ласковой к своим людям державы превратилась в страну-маргинал с нищающим, обираемым властью населением.

Кузьма Бодров (в центре), Сергей Гармаш и Юрий Башмет после исполнения «Реквиема»

Не знаю, того ли добивались композитор с исполнителями, но они предложили публике архисвоевременное, как говаривал популярный в прошлом политик, сочинение. Я – за то, чтобы оно звучало как можно шире. Думаю, тут у нас с Юрием Башметом не будет разногласий.

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 14716
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Его новый обладатель, уверен худрук конкурса Grand Piano Competition, вскоре потеснит звезд мирового музыкального Олимпа

Сергей Бирюков
Труд
Дома Денису тоже останется на чем играть. Фото Евгения Евтюхова

Праздничным концертом в столичном зале имени Чайковского открылся IV международный конкурс юных пианистов Grand Piano Competition. Тем, кто считает, что классическая музыка предназначена для избранных, напомним: аудитория прошлого,...

За право экранизировать великий роман бьются Сергей Урсуляк и Сарик Андреасян

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд

Две эти новости появились в один день. Сначала стало известно, что за экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» взялись канал «Россия» и режиссер Сергей Урсуляк. Часом позже о своих амбициях...

Исполнитель главной роли в сериале «Два берега» – о профессии, отечестве, семье, вере

Сергей Бирюков
Труд
Сергей Горобченко в роли Захара Ермакова. Изображения предоставлены Первым каналом

На Первом канале показывают историческую драму режиссера Ольги Субботиной «Два берега». Сериал посвящен двум крестьянским семьям, которые на протяжении десятилетий разделяет не только река, но и принадлежность...

Писать рецензии на проекты, подобные сериалу «Галка», считается дурным тоном

Сергей Беднов
Труд
«Галка» набрала очень хорошие рейтинги. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Мелодрамы на «России 1» подобны сказкам, где в любую небывальщину следует просто верить. Как правило, в центре сюжета там девушки, чей гений чистой красоты надо принимать целиком и сразу, в противном...

Канал «Пятница!» запускает социальный проект «Обманутые» – в помощь жертвам телефонных мошенников

Сергей Беднов
Труд
Самая типичная жертва «разводил» - пенсионерка. Фото: globallookpress.com

Телефонное мошенничество становится все изощреннее. О нем часто говорят по телевизору, разоблачают злоумышленников, предупреждают доверчивых граждан. Результат практически нулевой. Правоохранители каждый год сообщают, на сколько...

Санкт-Петербургу обещан от инвестора грандиозный концертный зал. На чьих костях будем строить - адмиралтейских?

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Ради нового концертного зала власти Петербурга собрались выселить с Ново-Адмиралтейского острова «Адмиралтейские верфи». Фото: Семен Лиходеев, globallookpress.com

Смольный и ВТБ подписали на недавнем Экономическом форуме соглашение о строительстве в Петербурге концертного зала, сопоставимого по масштабу с московским «Зарядьем». Аплодисменты! Но где будет...

Телеканал НТВ и онлайн-кинотеатр «Иви» снимут сериал о том, как русские офицеры выживали в Константинополе

Труд
В фильме снимутся Оксана Акиньшина и Кирилл Кяро. Фото: «Комсомольская правда»/Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Телеканал НТВ и онлайн-кинотеатр «Иви» приступили к съемкам исторической детективной драмы «Изгои», действие которой происходит в начале 20-х годов прошлого века. Сериал расскажет о том, как русские...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?