- Замечательный советский певец и актер Леонид Утесов свои мемуарные воспоминания начал со слов: «Я родился в Одессе. Нет, это не хвастовство. Я действительно родился в Одессе». Если когда-то мне придет в голову написать воспоминания, если жизнь подарит мне достойные темы и если к тому времени еще останутся читающие люди, я мечтал бы похожим образом начать свое повествование: «Я родился на Урале. Нет, это не хвастовство. Я действительно родился на Урале». Потом еще и уточню – в могучем городе Челябинске.
Говорю это потому, что мне безумно неприятна реплика пусть и комедийной актрисы одного известного фильма: «Ты что, с Урала?» Потому что подразумевалась в этой репризе дремучая провинциальность, даже лоховатость выходцев с европейской географической окраины.
А так уж по семейной судьбе получилось, что мне довелось поучиться в учебных заведениях главной европейской гордыни – Британии. Причем, в самых статусных и рейтинговых колледжах. К счастью, вернулся домой. «Где родился – там и пригодился».
Мог бы долго рассказывать наивным, как и чем угнетает чужбина. Для нас, уральцев, ценящих все естественное, натуральное, настоящее, Запад – пытка, прежде всего, искусственностью, подделками, имитацией. Здесь фальшивы не только пресловутые улыбки. Здесь искусственны и самые высокие чувства.
Бесит, например, штатовский вымученный, натужный патриотизм: «Не спрашивай, что Америка сделала для тебя. Спрашивай, что ты сделал для Америки!» А я не люблю, когда диктуют, о чем и кого мне должно спрашивать.
Не меньше раздражает и фейковый либерализм чопорной Британии. На уровне деклараций свобода личности – превыше всего. В реальности – ты туго, как кокон шелкопряда, опутан условностями, неписанными чуждыми правилами, чужими традициями и тем, что у нас метко именуют «бесовщиной».
Но не об этом хотел бы сказать. Меня побудила к этим заметкам наша, вроде бы, местная пылкая дискуссия. На деле имеющая далеко не местное значение.
Речь идет о неких продолжающихся пересудах. Да, что там «пересуды». Откровенно назову – бурный «сетевой срач». По поводу свадьбы сына одного уральского магната.
Народ разделился. Одни осуждают его за то, что на свадьбу любимого чада потратил чуть ли не половину того, что жертвует на лечение неимущих деток и реабилитацию героев СВО. Другие восторгаются широтой души бизнесмена – мол, тратит на несчастных детишек и славных воинов в два раза больше, чем на свадьбу родного сына. Кто прав? А не надо сравнивать!
Один известный целитель назвал нынешний Урал «больной поясницей» державы. К этому чуть позже вернусь подробнее. А пока просто зафиксирую факт того, что боль возникает в точке, где пересекаются противоположные, взаимоисключающие сигналы мозга.
На богатом, ресурсном, обильном Урале сегодня пересекается «свет» двух полярных источников. С одной стороны – уже погасшей звезды – предыдущей власти страны. Та учила жить сугубо для себя, своих удовольствий, прихотей, амбиций. «Берите, сколько можете!» – это был не только совет регионам (на который, кстати говоря, чуть не попался простодушный Урал). Это был и прямой настоятельный совет каждому гражданину, которому многие следуют до сих пор.
Хотя, как не следовать, если по этим заветам поныне вещает Центральное ТВ. Такое впечатление, что у его «эффективных менеджеров» все еще звучит в ушах гнусавое кредо тогдашнего президента: «Обогащайтесь!»
Но, к счастью, зажглись и новые светила (если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно. Ведь так?). И вот их пока еще разгорающийся свет и подсвечивает, что русский (в широком смысле) человек живет сам, пока помогает другим. «Спасать и защищать!» – это ведь не формальный лозунг МЧС, а реальный модус выживания полноценной личности.
В этом плане бизнесмен, который спасает здоровье детишек или восстанавливает славных воинов державы, рано или поздно осознает следующее. Он не им что-то жертвует, он себя строит. Как гражданина, личность, профессионала. Как русского человека. Как уральца!
То есть названные траты, сравнение которых спровоцировало спор, просто не сопоставимы. Они гомогенны. Так как все – про себя родного. Другая история – и то и другое не стоит афишировать. Афиширование личных трат – голимые понты, архаичное тщеславие. Афиширование общественных миссий – ложный пафос, гламурный патриотизм.
Но все это – сфера такта, «тонких материй» сверхновой русской жизни. Этому магнатов не учат. Это либо приходит само, либо так и не приходит. Тогда сам человек уходит – с тех ролей в бизнесе, обществе, державе, на которые «не тянет».
А можно ли, все же, чему-то научиться в этой сфере хрупкого баланса между собственными удовольствиями и социальной ответственностью? На уровне, который определяется высоким материальным состоянием, неординарными возможностями, статусной ролью.
Попробую ответить на личном примере. На Западе в барах пишут на стенах напоминание для клиентов, которые много разглагольствуют, но мало заказывают: «Если ты такой умный, то где ж твои денежки?»
А у нас я бы высек в малахите: «Если ты такой богатый, то где ж твой ум?» Для меня ум состоятельного человека – постоянный переход на более высокие профессиональные, общественные, гражданские орбиты. Без громких слов. Постоянное напряжение. Без ложного пафоса. Постоянная самоотдача. Без позерства.
Одному из самых богатых магнатов Российской империи, бывшему крепостному, а потом «железнодорожному королю» Петру Губонину был дарован государем вместе с дворянством девиз: «Не себе, а Родине». Но об этом выдающийся меценат и великий металлург никому не рассказывал…
Извините, теперь опять о собственном опыте. Так просто нагляднее. С двадцатого года я начал работать в многопрофильном центре медицины и реабилитации «Увильды». А со временем и возглавил этот курорт.
.jpg)
Ясно, что одной из наших профильных тем стала задача реабилитации бойцов СВО. Мы даже первыми в стране получили именование «курорт-волонтер». Хотя мне теплее и ближе традиционный термин «доброволец».
Работая над оздоровлением наших парней, коллектив центра с изумлением обнаружил, что не только мы оздоравливаем, возвращаем силы и возможности нашим замечательным пациентам. Они меняют нас!
Я встречал прошедших невероятное испытания совсем юных воинов, которые буквально завораживают своей верой, мужеством, стойкостью. Практически всю жизнь профессионально занимаюсь спортом, связан с единоборствами, знаю, что такое травмы, боль, преодоление себя. Но это не идет ни в какое сравнение с силой характера и крепостью духа, которые демонстрируют совсем молодые ветераны. И мы – персонал центра медицины и реабилитации – часто больше получаем от них жизненной энергетики, чем они от нас лечебных услуг!
Поражает то, что многие после немыслимых испытаний и ранений стремятся вернуться в зону боев. Я, как специалист и просто гражданин, не мог не проанализировать этот феномен. Если очень коротко, пришел к следующим выводам. Да, очень важно, что воины, благодаря заботе государства, решают все свои бытовые проблемы – достойное вознаграждение, соцпакет, забота профильных структур о детях и родителях. Все это очень важно. И нам бы этот уровень сделать привычным для других сфер жизни.
Но самое главное то, что «за ленточкой» многие находят достойную цель и миссию жизни. А человек, особенно русский человек, так устроен, что смысл своей жизни всегда проверяет масштабом целей этой жизни. У кого цель Родина, всегда счастливее того, у кого цель – колбаса.
И, безусловно, в зоне спецоперации отваги, чувства дружбы, взаимопомощи, коллективизма проявляются на порядок больше, чем в рутинном быту. В последнем мы годами не знаем соседа по лестничной площадке, а «там» всегда рядом друзья, готовые рисковать ради тебя жизнью…
Вот самые очевидные мотиваторы добровольцев СВО. И они нам подсказывают как исцелить всю нашу большую государственную жизнь. Она ведь больна многими уже застарелыми недугами – эгоизмом, потребительством, равнодушием, апатией, отчуждением…
Поэтому я с таким воодушевлением прочитал о том, что уже есть энтузиасты, которые пытаются совместить методики исцеления персонального и государственного уровней. Действительно, как профессионал, я убедился, что есть много общего в исцелении человека и державы.
И есть у меня мечта. В самом центре Урала существует заведение, которое, на мой взгляд, заражало целые поколения всеми теми недугами, от которых я и сбежал с «райского Запада». Но только сейчас многопрофильная экспертная комиссия МГУ пришла к выводу, что пресловутый «Ельцин-центр» транслировал «ценности», вредоносные русскому миру, нашей цивилизации, шире говоря. То есть, это был фактически очаг заражения Урала, всей державы в целом.
Вот бы превратить его в глобальный Центр исцеления. И гражданина, и страны. Собрать там лучшие методики реабилитации воинов, просветления сознания граждан, лучшие наработки укрепления страны и избавления ее от вредоносных вирусов, разрушающих наш социально-исторический код, духовный канон. Получился бы грандиозный функциональный Центр-патриот. Без ложного пафоса и елейного трезвона.
И мои земляки, приезжая в любую точку необъятной державы, и даже за ее пределы, с переполняющей душу гордостью заявляли бы: «А мы с Урала!»