
«Мы не собираемся устраивать всепрощение для всех осужденных, — пояснил замглавы комитета по госстроительству Юрий Синельщиков. — Но процедура помилования, по грубым расчетам, коснется 230-250 тысяч человек». А это, между прочим, едва ли не половина нынешнего контингента сидельцев. Директор ФСИН Аркадий Гостев еще в 2023 году сообщал, что в России «за ненадобностью» ликвидированы 24 исправительных учреждения — после того как заключенные в массовом порядке начали записываться в добровольцы на СВО.
По словам все того же Аркадия Гостева, доля содержащихся в местах лишения свободы осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений превысила 83%. Более 57% ранее были судимы. Так кого же нынче предлагается амнистировать?
«Мы распространяем амнистию на участников боевых действий, в том числе речь идет об участниках СВО, — говорят депутаты от КПРФ. — В проекте ЛДПР не выделяли участников СВО, но, по разным данным, в обоих проектах предлагаются к помилованию «военные, сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лица -гражданского персонала Российской армии, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в боевых действиях».
Между тем в 2022 году в России впервые за 20 лет выросло число убийств и покушений на убийство. Как утверждает зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Ирина Панькина, среди причин роста насилия — возникающий у участников боевых действий и пострадавших гражданских лиц «синдром посттравматического стрессового расстройства» (ПТСР). Есть и конкретные цифры: за 2,5 года убийцами стали 246 помилованных или условно освобожденных, а также 180 прочих военнослужащих. Вернувшись с Украины, они совершили как минимум 211 смертельных преступлений, в результате которых 242 человека погибли, еще 227 получили увечья. Ловившие их правоохранители говорят: «Бывшие заключенные убивали чаще, чем остальные военные, и чаще убивали женщин».
Не получит ли страна от новой массовой амнистии еще одно «холодное лето 1953 года»? Или все-таки под амнистию не должны подпадать люди, осужденные за насилие в любом виде и в любых условиях? Зато в честь великой даты — 80-летия Победы — можно и нужно рассмотреть вопрос освобождения тюрем и колоний от преступивших закон членов предпринимательского сообщества. И не только по причине гуманности, но и в сугубо практических целях: после завершения СВО в приграничье и на новых территориях потребуются титанические усилия для восстановления экономики.
В 2013 году уже была предпринята такая попытка — после того как за предыдущее десятилетие в стране по экономическим статьям были осуждены 3 млн предпринимателей. И требовалось вернуть бизнесменов в экономику, в нормальный оборот жизни. Правда, намеревались выпустить порядка 10 тысяч, а на свободу вышли менее 3 тысяч. Хотя Владимир Жириновский предлагал переселять всех амнистированных в регионы Дальнего Востока — может быть, они бы сделали этот край процветающим? Хотя бы по опыту Австралии, куда переселяли преступников с берегов Туманного Альбиона...