Главная Культура Афиша 00:01 05 Декабря 2025 2067
Дом, где разбиваются сердца и рушатся судьбы

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук падения» на «Оскар».

Сняла фильм Маша Шилински — молодая женщина с бурной биографией. Она родилась в семье немки и француза. Ее мать, режиссер по профессии, частенько брала дочь с собой в экспедиции. Так что детство Маши прошло на съемочной площадке. Когда Маша подросла, она несколько лет отдала бродячему цирку-шапито, выступая в качестве танцовщицы с огнем. Потом выучилась на психолога. Но кинематографические гены взяли свое, и в 2017 году Шилински сняла полнометражный дебют «Дочь», который попал на Берлинский фестиваль, а затем был показан еще на десятках кинофорумов.

Поговаривают, что и «Звук падения» должен был украсить программу Берлинале, но могущественный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо переманил фильм на Лазурный берег. И, похоже, правильно сделал: «Звук падения», премированный в Каннах, стал одним из самых обсуждаемых событий нынешнего киносезона. И если фестивальная публика подарила фильму всего 4 минуты оваций (иным картинам здесь аплодируют по 20 минут), то критики «Звук падения» в массе своей приняли с энтузиазмом. А некоторые горячие головы даже поспешили сравнить фильм Шилински с «Зеркалом» Тарковского и «Амаркордом» Феллини...

«Звук падения» охватывает целое столетие: от начала ХХ века и вплоть до наших дней. Но многие важные исторические события — две мировые войны, крушение социализма, раздел, а спустя полвека воссоединение Германии — таинственным образом оказались за пределами фильма. О них можно будет в лучшем случае догадаться по случайно брошенным репликам и отдаленным отзвукам событий. Странная, прямо скажем, избирательность для эпического по замаху и длительности (150 минут экранного времени) киноромана. Но будем судить «Звук падения» по законам, которые установила для себя автор.

В центре фильма Маши Шилински — не общественно значимые события, а сугубо частные судьбы четырех поколений обитателей фермерского дома в регионе Альтмарк. Стройного сюжета в «Звуке падения» зрителям найти не удастся: действие будет совершать скачки то на четверть века вперед, то назад, в преддверие Первой мировой войны. То в 40-е, то в 80-е, то в наши дни. «Поводырями» зрителей в этом фрагментарном кинопутешествии по разным эпохам окажутся Альма, Эрика, Анхелика, Ленка — дети и юные девы, чьими глазами (подчас через полуоткрытую дверь, замочную скважину или щели в заборе) будут увидены те или иные события фильма.

Детский взгляд по природе своей избирателен, одухотворен и поэтичен. Вот и «Звук падения» завораживает невероятной красотой «картинки». Охряный колорит сумрачных интерьеров поместья, приглушенный свет керосиновых, затем электрических ламп, золото пшеничных нив, зыбкая игра волн в текущей сквозь века местной реке, скульптурно вылепленные мужские плечи и торсы, пленительные очертания юных женских коленок, ключиц и лиц — эта экранная живопись производит гипнотическое воздействие. Любой кадр можно взять в рамку — и хоть сейчас в экспозицию Дрезденской галереи. Довершает дело звуковой ряд фильма, в котором органично слились шепоты и стоны, скрип половиц и жужжание мух, топот голых пяток по стерне и плеск речной воды. И какой-то тревожный гул — не иначе как гул исторического времени.

Тем удивительнее, что этой визуально-звуковой роскоши противопоставлен неизменно убогий, откровенно жестокий мир человеческих связей и отношений. Семилетняя малышка Альма, только входящая в мир на заре ХХ века, будет вовлечена (и мы вместе с нею) в длительные похоронные ритуалы своей семьи. В день усопших ее оденут в черное платье, станут фотографировать на фоне скорбящих родственников, потом будет безмолвный и мрачный поминальный обед. Спустя время ситуация повторится на похоронах ее старшей сестры, бросившейся под колеса тяжело груженой повозки. А еще умрет неизвестный нам мальчик, которому, уже мертвому, муха залезет в рот, потом умрет бабушка, и так по кругу.

Смерть вообще станет одним из главных сюжетообразующих мотивов повествования, ее черное крыло, так или иначе, бросит тень на судьбы всех персонажей фильма. Это не считая пощечин, членовредительств, инцеста, суицида, выхолощенных служанок для удовлетворения сексуальных нужд мужчин, жестоких розыгрышей типа прибитых гвоздями башмаков, чтобы человек, вступив в них, грохнулся на пол во весь рост. В 80-е развлечения станут не столь жестокими, но не менее тупыми: надо будет проехать на велосипеде мимо таза с мерзкими, скользкими угрями и, к ликованию публики, выхватить одного из них. Анхелике, вступающей в пору расцветающей женственности, это удастся, но не получится выскользнуть из скользких лап похотливого дяди...

Режиссер рифмует разные эпохи, избирательно находя в них только боль, родительское предательство, физические и душевные травмы, подлость, трусость, жестокость и снова смерть, смерть, смерть. Как будто в мире вдруг исчезли любовь, жалость, сострадание, сестринская нежность, надежная отцовская опека, тихая материнская ласка. Соглашаться с таким однобоким взглядом на течение человеческой жизни, равно как и человеческой истории, не хочется, несмотря на неоспоримое режиссерское мастерство Маши Шилински. И потому сравнения ее фильма с пронизанными гуманистическим светом фильмами классиков ХХ века кажутся мне завышенным авансом.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4774
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3333
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2863
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2282
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1449
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1143
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 953
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 801
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?