Дело непростое, но прибыльное. Они покупают сильно подержанные представительские иномарки и страхуют их по КАСКО с завышенной в несколько раз стоимостью. После чего устраивают ДТП с «тотальным» исходом и получают многомиллионные выплаты.
В некоторых регионах количество таких преступлений выросло вдвое, а совокупный ущерб страховых компаний за первые 10 месяцев 2025 года превысил 3,5 млрд рублей. Если так пойдет и дальше, то для некоторых категорий транспортных средств полисы резко подорожают.
Эпидемия таких подставных ДТП отмечена в разных регионах. К примеру, целый ряд подобных случаев фиксируется в Смоленской области. По оценке автоэкспертов, до 5% страховых выплат в этом регионе достается мошенникам. Причем это касается только тех преступлений, которые удалось выявить. В реальности же обороты преступников могут быть в разы выше.
Схема проста и эффективна, как все гениальное. Аферисты покупают на рынке видавшие виды представительские автомобили европейских брендов, делают косметический ремонт, скручивают пробег и не без помощи заинтересованных агентов страхуют эти «ведра с гайками» на суммы, втрое превышающие их реальную стоимость. Дальше остается только правдоподобно обставить ДТП с сильными повреждениями транспортного средства и получить выплату по полису. Самый простой сценарий — выезд на обочину с последующим столкновением со столбом или деревом...
Каждая из таких постановок обходится страховой компании в 3-5 млн рублей. Солидный куш, учитывая, что вложения в «совсем как новый» автомобиль укладываются в сотни тысяч. При этом преступники не действуют в одиночку, работают дружным коллективом и могут каждый месяц «списывать с баланса» по несколько иномарок.
Схема начала набирать популярность еще в 2022 году, когда цена автомобилей на вторичном рынке резко пошла вверх. Дефицит ликвидных авто быстро привел к тому, что любые авто с европейскими или японскими шильдиками, способные самостоятельно перемещаться в пространстве, стали стоить немилосердно дорого. Редкие экземпляры в хорошем состоянии сравнялись в цене с подмосковной недвижимостью.
Это обстоятельство позволило нечистым на руку агентам чувствовать себя свободно и безнаказанно. Умело инсценированное ДТП и заключение заинтересованного эксперта снимают с них всякую ответственность. Тем более что по документам у аферистов все красиво: скромный пробег, хорошие фотографии, а тот факт, что автомобиль на самом деле был сваренным из четырех кусков Франкенштейном, — дело десятое. Сегодня это явление стало массовым. Ущерб от деятельности КАСКО-мошенников составил 3,9 млрд рублей. С учетом имеющейся динамики в уходящем, 2025 году следует ждать новых рекордов.
Чтобы не разориться, страховым компаниям придется повышать стоимость добровольного страхования. Произойти это может по одному из сценариев.
Самый простой вариант — равномерно поднять цены на все без исключения полисы. Однако гендиректор Frank Auto Ирина Франк считает, что было бы справедливее локализовать подорожание для автомобилей из группы риска. «Статистика говорит о том, что преступники чаще работают с иномарками премиум-класса возрастом от 6 до 12 лет, логично, чтобы для этой категории авто стоимость полисов в 2026 году выросла на 15-20%, — считает эксперт. — При этом сумма страхового взноса для более доступных и массовых автомобилей может остаться прежней или подорожать на считаные проценты».
Однако что первый, что второй подходы имеют большой недостаток: они сохраняют норму прибыли для бизнеса, но никак не влияют на первопричину проблемы — разгул преступности. Основные претензии здесь нужно адресовать правоохранительным органам, которые не в состоянии эффективно противостоять мошенникам.
Хотя и к страховщикам есть вопросы. Например, такой: почему, имея на руках такую статистику преступлений, они до сих пор не пересмотрели правила добровольного страхования? Если бы оформлению полиса в 100% случаев предшествовали независимая диагностика реального технического состояния автомобиля и обязательная проверка его истории (в том числе и зарубежной), мошенничеств с КАСКО было бы на порядок меньше. По всей видимости, переписать правила страхования гораздо сложнее, чем повесить убытки в несколько миллиардов похищенных мошенниками рублей на остальных автовладельцев.