Главная Культура 17:37 15 Июня 2012 164
Открой лицо, Россия!
В Историческом музее завершилась пилотная часть проекта «Национальная портретная галерея»
Елена Широян

Выставка-презентация снискала похвалы специалистов и популярность у массового зрителя, собрав четверть миллиона посетителей – примерно столько же, как гастроли Театра-музея Сальвадора Дали, самый успешный проект Пушкинского музея в 2011 году. Однако о такой ли реализации идеи думали ее инициаторы? Может ли столь крупный проект национального значения ограничиться лишь интернет-пространством или ему все же нужен постоянный физический центр в виде здания и экспозиции реальных шедевров? Должно ли собрание включать портреты современников? Могут ли наряду с положительными героями появляться и отрицательные? И кому решать, достоин ли персонаж места в живописном пантеоне? «Труд» попытался ответить на эти вопросы.

Экспонировавшаяся в ГИМе последние три месяца выверенная подборка полотен и скульптур из трех сокровищниц, славных своими коллекциями портретов, – самого ГИМа, Третьяковки и Русского музея, – знаковое начало для Года отечественной истории. Сто лиц и три столетия в одном зале – это не просто выставка портретов выдающихся россиян, от царей и полководцев до ученых и поэтов. Это эскиз, ядро будущего музея, точнее, галереи, которая пока даже не планирует обретать собственные стены. Возможно, никакого здания в столице ради нее строить или искать не будут – ведь теперь есть Глобальная сеть. Потому и собрать артефакты и раритеты из разных музеев можно лишь на время, не стремясь поразить числом.

Для сравнения: один лишь ГИМ хранит 6 тысяч живописных портретов, 1,5 тысячи скульптурных, а уж рисованных и гравированных не счесть; если к ним прибавить еще и лица на медалях и фотографии… Нет, оставим в покое арифметику! Хотя нельзя не учитывать ее в реализации столь важного проекта, инициативу которого поддержал президент Владимир Путин. Впрочем, идея носилась в воздухе с позапрошлого века, воплотить ее пытались – хотя бы отчасти – и выдающиеся деятели культуры, например Павел Третьяков, и российские государи, и даже русские эмигранты первой волны: именно от них вернулся к нам амбициозный замысел.

Итак, сославшись на идею зарубежных соотечественников, в январе 2010 года Путин поручил министру культуры создать Национальную портретную галерею, где были бы представлены наиболее выдающиеся деятели России. Времени на раздумья было мало – уже в конце 2011 года Минкультуры РФ приняло решение: галерея откроется как межмузейный сетевой проект и мультимедийный портал. А первым этапом проекта стала выставка-презентация, представившая в лицах и по хронологии историю России от правления первых царей дома Романовых до 1910-х годов. Экспонаты выбрали в трех крупнейших собраниях. Исторический музей хранит множество портретов представителей разных сословий Российской империи – дворянства, купечества, крестьянства, духовенства, военных. В Русском музее собраны сокровища императорского Петербурга, начиная с эпохи Петра Великого, включая коллекцию царских и сановных портретов. А в Третьяковке находится уникальная галерея портретов властителей дум второй половины XIX века: философов, писателей, поэтов, ученых – словом, российской пореформенной интеллигенции. Выставка сложилась как ансамбль уникальных образцов русского портрета конца XVII – начала XX века и обозначила концепцию НПГ как общего портрета выдающихся представителей всех сословий старой России.

Но можно ли остановиться на пороге ХХ века, говоря о российской истории? Пример зарубежных аналогов, из которых самый авторитетный – Лондонская НПГ, предполагает включение в этот «портрет» лиц современников, не говоря уже обо всем прошлом столетии. Правда, до 1969 года в Лондоне избегали показывать портреты при жизни героя, но теперь и этот барьер преодолен – и в Англии, и в Шотландии, обладающей собственной НПГ. Когда в Лондоне в 1856 году создали первую в мире Национальную портретную галерею – по инициативе общественности, но при поддержке королевы Виктории, а вслед за ней и Палаты лордов, выделившей 2 тысячи фунтов стерлингов, – она мыслилась как хранилище образов значимых исторических личностей Великобритании, арт-составляющая была на втором плане. Теперь же это классическая художественная галерея, однако в ее стенах – не только картины, но и прочие виды портретов известных людей, вплоть до фото и карикатур. Тот же принцип действует в Вашингтонской НПГ, созданной в 1968 году при Смитсоновском институте. Призванная отразить историю США от самых истоков, она содержит как галерею портретов президентов, так и образы индейцев-аборигенов и завоевателей. В изобилии – деятели культуры, шоу-бизнеса и даже спортсмены: отдельные разделы названы «Американцы ХХ века», «Браво!» и «Чемпионы». Передать их образы дозволяется и живописи со скульптурой, и фотографии, и видеоклипам.

Будет ли так же у нас? Возобладает ли отбор экспонатов по принципу высокой художественности либо энциклопедический подход? Из какого материала будут портреты – только ли традиционные живопись, мрамор и бронза? А может быть, в собрание попадут наряду с фотографией благодаря современным техническим средствам и видео-, а то и 3D-изображения? На эти и другие острые вопросы помогут ответить результаты социологического опроса в ГИМе – прелюдия широкой общественной дискуссии. Организаторы НПГ так и задумали: выставка – начальный этап изучения общественного мнения о критериях отбора исторических  персонажей для формирования Национальной галереи в России.

Обратная связь

Для ХХ века нужна отдельная галерея?

Около двух месяцев в ГИМе шел социологический опрос зрителей от 17 до 85 лет (столько старейшему посетителю НПГ), независимо от уровня образования. Помимо анкетирования, с каждым вели беседу: как он попал на эту выставку, кого считает достойным галереи? Тех, кто забрел случайно, оказалось мало: 70% пришли осознанно, сработали не только СМИ, но и «сарафанное радио», что говорит о большом интересе к выставке.

Музейный социолог, кандидат исторических наук Дина Кириллова уверена: проект НПГ заставил задуматься и о судьбах России, и о роли личности в истории. Отрицательных отзывов практически нет, напротив, люди благодарили за выставку, просили отметить, что им было очень интересно. 66% посетителей считают, что этап истории с конца XVIII по начало ХХ вв. был представлен достаточно полно. Однако 20% категорически сказали «нет». Люди не единодушны и в вопросе о «формате» изображения НПГ: 58% высказались за любую технику, 38 % за «только живопись», а не то исчезнет дух истории. И лишь 7% согласны на «современные цифровые технологии», но при возможности всё же хотят увидеть подлинник.

Еще больше разброс мнений по поводу того, сколько лиц должна вместить НПГ: 31% опрошенных предлагают сотню, 34% - тысячу, а 19% считают, что и тысячи мало. Есть и такой вариант ответа: количество портретов может быть любым, главное, чтобы вошли все исторические личности. Особенно в случае, если галерея будет существовать в виртуальном пространстве (это пока предмет совещаний в Минкультуры).

Самое сильное впечатление на зрителей,  по словам социолога, произвели как портреты Екатерины II, Петра I, молодого Николая II и его супруги Александры Федоровны, так и образы патриарха Никона, писателей Владимира Даля и Чехова. Далее шел вопрос: какими свойствами должен обладать портрет, включенный в НПГ? За узнаваемость голосуют 44% посетителей, за достоверность – 61%, за художественность – половина опрошенных, и лишь 9% сказали: портрет должен соответствовать моему представлению об этом человеке, 2% отметили, что они хотели бы видеть живые глаза, личность.

Ну, а ХХ век вызвал дебаты. Вопрос о том, могут ли войти в НПГ образы россиян XX-XXI вв., расколол аудиторию: 70% -- «за», но 22% -- «против», впрочем, мотив ясен – прошло слишком мало времени для объективной оценки. Из тех 8%, кто выбрал вариант «иное», многие хотели бы видеть только людей Серебряного века либо не переходить за грань 1950-х. Звучало и такое: для ХХ века должна быть отдельная галерея! К сожалению, пока не подсчитаны окончательно ответы на самый сложный вопрос: перечислить исторические персонажи XX-XXI вв., достойные НПГ. Но уже ясно, говорит Кириллова, что людей больше стала интересовать личность, ее склад, эмоциональный мир, детали быта и воспитания, атмосфера эпохи. Посетители называли многих, кто способствовал вкладу России в мировую науку и культуру, от писателей-классиков до нобелевских лауреатов, ученых и космонавтов. При этом часто вспоминали такие фигуры, как Ленин, Сталин, Солженицын, Жуков, но гораздо реже – Дзержинского или Брежнева. Все эти ответы, по убеждению социолога, дают срез мнений в разных слоях общества: лишь чуть больше половины посетителей – москвичи, около 40% приехали из разных регионов России и СНГ. А главное, наши современники задумались о переломных моментах в российской истории, о судьбе России.

Мнение

Никита Лобанов-Ростовский, эмигрант первой волны, коллекционер искусства, автор идеи Национальной портретной галереи России:

– Значимость портрета по сравнению с письменной биографией персонажа заключается в том, что наши глаза и мозг по самому своему устройству воспринимают гораздо больше информации именно из наблюдения лиц, чем из какого-либо другого источника, причем эта информация усваивается неизмеримо скорее: один взгляд на изображение может сказать больше, чем объемистая книга. Лицо можно назвать главным экраном человеческих эмоций. Не зря основатель Лондонской национальной портретной галереи историк Томас Карлейль сказал: «Любой портрет природой своей как бы превосходит полдюжины биографий… Я вижу портрет, как горящую свечу, при свете которой нужно читать эти биографии. Тем самым достигается человеческое их понимание».

Миссия Национальной портретной галереи – дать эталонное визуальное напоминание о могуществе России и величии ее истории. Ее задача – создание положительного образа страны, объединяющего в себе героическое прошлое, многовековой опыт содружества всех народов, преемственность традиций служения Отечеству. Одной из важных задач я бы назвал включение в единый культурно-образовательный комплекс галереи художественной школы-студии «Академия портрета» для эффективного развития двух родственных направлений – художественно-образовательного и музейно-выставочного.

Меня чрезвычайно порадовало известие о том, что в Москве был сделан первый шаг к созданию национального собрания портретов в виде выставки в Государственном историческом музее. Есть и сообщения из Русского музея – там тоже собираются создать портретную галерею. Но хочу заметить, что это не отвечает моей концепции, высказанной в начале 2010 года Владимиру Путину, поддержанной им и переданной тогдашнему министру культуры Александру Авдееву как поручение – найти для галереи постоянное помещение. Тогда же было определено и само помещение – бывший Музей Ленина, теперь одно из подразделений Государственного исторического музея. Но поручение Путина завязло в недрах Минкульта и до сих пор не выполняется. Главной причиной называют отсутствие 25 млн долларов на ремонт и переоборудование здания. Я бы предложил – если все дело в этой сумме, то, может быть, какой-то из российских миллиардеров пожертвовал бы ее, при условии, что он сам бы контролировал работы и свел к минимуму нецелевое использование средств. В таком случае я и сам бы охотно принял участие в финансировании проекта.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3450
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3349
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3177
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

Роман о «грязном мире российской олигархии», который написала Риз Уизерспун, попал в топ бестселлеров The New York Times

Труд
Откуда Риз известны реалии Рублевки, звезда «Блондинки в законе» не уточняет. Фото: Giada Papini Rampelotto/EuropaNe, globallookpress.com

Обладательница премии «Оскар» Риз Уизерспун совместно с автором детективов Харланом Кобеном написала роман. Главная героиня — военный хирург Мэгги Маккейб. Ее муж погибает, сама она из-за ошибки лишается медицинской...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?