Пушкинский едва успевает сменять выставки к своему столетию. Вслед за поклоном легендарному музею от главных арт-коллекций планеты (уникальная экспозиция «Воображаемый музей» со всего мира) в ГМИИ развернулась фотовыставка, посвященная истории самого Пушкинского.
В центре Белого зала еще весной появилась «триумфальная арка», осеняющая экскурс в славное прошлое, а в ее просвете — монитор с кадрами старой фото- и кинохроники. Теперь сквозь арку мы проходим к фотоработам 29 наших современников — от молодых авторов до старейшин вроде Игоря Пальмина или Франциско Инфантэ, — на которых сиюминутное столкнулось с вечным.
Жизнь экспонатов, открывающуюся не каждому зрителю, уловили Михаил Каламкаров, придумавший серию «Жизнь скульптуры», и Вадим Гущин, светотеневой моделировкой в серии «Атрибуты искусства» превращающий привычные гипсовые фигуры в почти живые существа. Великолепны свежие снимки патриарха архитектурной фотографии Игоря Пальмина — и как несхожа одна и та же колоннада центрального фасада у него, у строгого минималиста Михаила Розанова и у пикториалиста Георгия Колосова, чьи снимки заливает почти мистический свет...
А какой эмоциональной энергетикой поражают старые работы мастеров фотографии! Оно неслучайно: возможно, сами тогдашние зрители испытывали больше эмоций, чем наши избалованные современники, идя в ГМИИ
Замечательно, что фотоверсии живут не в безвоздушном пространстве: они вступают в активный диалог с сегодняшним музеем — его зрителями и теми самыми экспонатами, которые существуют одновременно в материальной реальности и на снимках. История переплетается со взглядом на нее.