Главная Культура 08:02 15 Ноября 2012 145
Лукавые рейтинги: правда жизни или полет в тумане?

Cпор последних полутора десятка лет - у нас телевидение убогое, потому что его требует зритель, или уровень требований нашего зрителя как раз телевидение и воспитало?

Сергей Беднов

  При этом и у производителей телевизионного ширпотреба, и у их критиков в качестве аргумента звучит одно и то же волшебное слово "рейтинги". "Рейтинги показывают, что криминальные программы очень востребованы аудиторией", - говорят первые. "Вы только о рейтингах и думаете", - возражают вторые. При этом ни те ни другие в самих этих рейтингах сомнения не выражают. А зря.

Рейтинг - это что? Это предпочтения зрителей, выраженные в цифрах. То есть своего рода результат голосования с помощью пульта телеприемника. А ведь как говорил один исторический деятель, не важно, как проголосуют, важно - как подсчитают.

"Первый" против единственного

На состоявшемся в начале месяца конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) генеральный директор Первого канала Константин Эрнст призвал в ближайшее время провести тендер на выбор компании, которая займется в России медиаизмерениями вместо TNS, так как телеиндустрия утратила доверие к исследованиям этой компании. "Достоверных данных о том, как россияне смотрят телевидение, у нас нет уже несколько лет, - заявил он. - Русское телевидение летает в полном тумане по разбитым приборам".

Для непосвященных: TNS - международная исследовательская компания, специализирующаяся на СМИ и рекламе. Ее структура TNS Gallup Media является практически монополистом на российском рынке медиаисследований, в том числе и телевидения. Специалисты именно этой компании, используя мировой опыт и учитывая нашу специфику, выясняют, в частности, рейтинги всех передач наших каналов, то есть называют процент от общего числа жителей, которые эти передачи смотрели.

Ну а если цифры ошибочны, что это означает? Не только то, что производители товаров и услуг, разместившие свою рекламу в самых, как им казалось, рейтинговых программах, зря потратили деньги. Главное то, что телевизионщики имеют искаженное представление о предпочтениях зрителей.

Зачем нас считают?

Успешность книги определить просто. Раскупили тираж - значит, понравилась. То же с печатными СМИ и музыкальными альбомами. А телепередачи? Сколько там человек у телеэкрана: 10, 100? Или 10 млн? А как работать, если не знаешь, насколько востребован твой труд? Это в советские времена все было просто. В адрес Центрального телевидения нескончаемым потоком шли письма. Популярные программы получали их мешками. Непопулярные - тощими стопочками. Количество писем и их содержание определяли живучесть программ и их положение в эфирной сетке. На ЦТ работали огромные отделы писем, сотрудники отвечали гражданам. То есть существовала живая обратная связь. С наступлением новых времен сначала перестали отвечать. А потом и писать.

Но это все из области лирики. Телевидение - это индустрия, в которой вертятся гигантские деньги. Доходы от рекламы исчисляются миллиардами долларов. Понятно, что любой производитель товаров и услуг жаждет разместить рекламу своей продукции именно в самой популярной программе. А какая - самая? Вот для того, чтобы определить это, нас и считают.

Впервые аудиторию стали считать в конце 1920-х годов в США. Сначала это делалось при помощи анкет, рассылаемых по почте, потом в ход пошли телефонные опросы. В начале 1940-х появился прибор под названием "аудиометр". Он подключался к стационарному радиоприемнику и фиксировал режим его работы.

Эволюция измерений телевизионной аудитории была похожей. Проводились и анкетирование, и телефонные опросы, но наибольшее распространение получил все-таки дневниковый метод. Суть его в следующем. Отбиралась группа респондентов, которые на платной основе в течение недели заполняли таблицы, показывающие, что и когда смотрели зрители. Но эти методы были несовершенны, поскольку упирались в конкретного человека, которому может быть свойственна забывчивость и даже тенденциозность.

Наконец, в 1970-е годы появились приборы, позволяющие определять предпочтения зрителей с помощью электроники. Они получили название "пиплметры" и фиксировали все манипуляции с пультами телевизоров. Пиплметры прошли долгий путь усовершенствования и сегодня являются самым универсальным, хотя и самым дорогим механизмом измерения аудитории. Они же используются и вышеупомянутой компанией TNS.

Как это работает

Компания заключает с вами договор и подсоединяет к вашему телевизору штуку, которая фиксирует все нажатия на кнопки пультов: и ваши, и ребенка, и тещи. Так исследователям становится известно, какого возраста респондент на протяжении какого времени смотрел ту или иную передачу. Данные всех респондентов суммируются, после чего вычисляется, какой процент населения города (страны) смотрел конкретную программу. Понятно, что чем больше семей-респондентов и чем более типичными для данного населенного пункта они являются, тем точнее данные.

В чем же заключаются претензии к компании TNS, если все делает автоматика?

Первая и самая главная. Наибольшим спросом результаты исследования пользуются у рекламодателей. А им неинтересна неплатежеспособная аудитория. Отсюда может появиться тенденциозность при отборе домохозяйств для установки пиплметров. Кому нужны, например, жители депрессивных моногородов с пустыми кошельками? Хотя в итоговых таблицах и будет написано "вся Россия". Константин Эрнст так и говорит: "Нужен измеритель, который исследует не только рекламоемкие города, но всю страну, и проведет исследования в интересах выяснения вкусовых предпочтений жителей России, а не исключительно в целях продажи рекламы".

Второе. Респонденты должны быть абсолютно беспристрастными и, следовательно, анонимными для всех, кроме TNS. Между тем в своей речи на конгрессе НАТ глава "Первого" намекнул на то, что базу данных заполучить с помощью продажных системных администраторов не так уж и невозможно. Потом с помощью недорогих подарков создатели телепрограмм могут значительно поднять свой рейтинг.

Третье. Растет аудитория, смотрящая телепрограммы по интернету, пользующаяся услугами "отложенного просмотра" и "просмотра по заказу". Она никак не учитывается в исследованиях TNS.

Тем не менее от услуг компании из крупных каналов отказался пока только "Первый". Там стали проводить собственное изучение аудитории и убедились в правоте своих претензий. Поэтому Константин Эрнст полагает, что заниматься медиаизмерениями в России должна другая компания, которая будет работать не только в крупных городах. А для этого руководителям крупнейших каналов и рекламных агентств надо не вести тайную войну за рейтинги друг с другом, а собраться и договориться, кто и как должен "замерять" российских зрителей.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 25639
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5637
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5521
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?