Главная Культура Афиша 00:13 16 Сентября 2016 4723
О мама миа - Рафаэль в Москве!

Корреспондент «Труда» узнал секрет, как в толпе остаться с глазу на глаз с титаном эпохи Возрождения

Елена Широян

В первый день выставку «Рафаэль. Поэзия образа» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина посетили три тысячи счастливчиков. Больше камерный зал экспозиции вместить не смог. Ради сохранности бесценных экспонатов действуют строгие ограничения: не более 11 сеансов в день, каждый длительностью 45 минут. Уже раскуплены онлайн-билеты на месяц вперед, но, к счастью для ценителей прекрасного, выставка продлится до середины декабря.

В России прежде не было выставок этого великого художника, несмотря на близкое с ним знакомство. Конечно, главной для нас была и остается «Сикстинская Мадонна», которую в 1955 году показали в ГМИИ вместе с другими шедеврами из Дрезденской галереи перед их отправкой в ГДР. Тогда вокруг ГМИИ стояли огромные очереди, люди жгли костры и дежурили ночами, а «церемония прощания с Дрезденкой» собрала более 1200 тысяч зрителей.

А в нашем главном музее, Эрмитаже, когда-то было целых четыре картины Рафаэля. Увы, в 1931 году две были потеряны в ходе сталинских «распродаж»: уже давно «Мадонна Альба» и «Святой Георгий» украшают Национальную художественную галерею США. По счастью, большевики не сошлись в цене с американским миллионером Эндрю Меллоном, иначе по его завещанию в Вашингтоне могли бы висеть еще и «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство». Но оставшиеся в Эрмитаже картины гения Ренессанса не были включены в состав эпохальной выставки. Концепция ее иная: итальянцы предложили показать Рафаэля из своих собраний. И галерея Уффици совместно с ГМИИ в рекордный срок, всего за полгода, реализовали замысел.

На выставку работ Рафаэля Санти прибыли восемь живописных и три графические работы из трех городов Италии. В их числе «Автопортрет» (1506), хранящийся в Уффици (Флоренция), «Мадонна Грандука» (1505) и парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены (1506) из Палатинской галереи, а также «Немая» из Урбино и «Экстаз святой Цецилии» из пинакотеки Болоньи.

По времени проект совпал с приближающимся 500-летием со дня смерти Рафаэля. Однако темой выставки стала не скорбная годовщина (а внезапную смерть Рафаэля в возрасте 37 лет, в точности как Пушкина, оплакивала не одна лишь Италия), но восприятие творчества маэстро в российской культуре. Отсюда и придуманные кураторами пересечения с литературой: затемненный зал увешан цитатами из стихов самого Рафаэля и его современников, а также наших поэтов, прежде всего Державина и Пушкина. В строках «солнца русской поэзии» Рафаэль упоминается не раз, с юношеских виршей вплоть до трагедии «Моцарт и Сальери».

Пожалуй, это главное, что нужно знать о выставке тем, кто решится на нее пойти. Сделать это просто, несмотря на ажиотаж. Купите билеты заранее, лучше всего — в интернете. По слухам, весь сентябрь и даже октябрь раскуплены, да и с выходными беда. Но практически у всех есть шанс. Самым нетерпеливым можно рискнуть и встать в очередь к кассе, где на каждый 45-минутный сеанс выделено 70 билетов. Конечно, неуютно стоять в очереди под ветром и дождем без гарантии, что билет вас дождется. Зато если вы запасетесь билетиком онлайн, можно и сэкономить: утренние сеансы дешевле вечерних (400 рублей против 500).

Предварительно прочтите о художнике хотя бы статью в интернете, полистайте альбомы. Рафаэль прожил короткую жизнь, испытал много горя (в 9 лет он потерял мать вместе с новорожденной сестрой), был сыном художника при дворе герцогов да Монтефельтро, после ранней смерти отца был отправлен дядей на обучение в Перуджу, откуда переехал во Флоренцию. Все это сказалось на творчестве. Манера художника менялась, от каждой картины, словно круги по воде, расходятся волны ассоциаций и отсылок к другим его работам. Например, юношеский автопортрет спроецирован в гигантскую знаменитую фреску «Афинская школа», где Рафаэль явил себя и великим портретистом, и архитектором, и новатором композиции. Там десятки изображений выдающихся современников, включая Леонардо и Микеланджело, а в углу можно найти и портрет самого автора рядом с художником Содомой.

О Рафаэле еще при жизни ходили легенды, в том числе из-за его удивительно доброго нрава: он умудрялся ни с кем не ссориться, хотя не знал отбоя от заказчиков и учеников. А если вы заглянете в биографии и очерк творчества нескольких старших его коллег (Перуджино, Антонелло да Мессина, ван Эйка, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи), то легче будет понять, чем отличался его «почерк» и почему он стал воплощением классического стиля.

Идите смело, испытывайте грусть, удивление и восторг. Главное достоинство творчества Рафаэля — гармония и грация, за что еще при жизни его называли божественным. И постарайтесь пробиться сквозь затейливую концепцию выставки, ведь Рафаэль в самом деле много значил в русском искусстве и литературе.

Берите с собой фотоаппарат, но не палку для селфи! Снимать на выставке разрешено, но в зале темно, и увековечить себя в формате «я и Рафаэль» вряд ли выйдет. Вспышка не нужна — картины освещены ярко, направленным пучком света. Почти как в кинозале, но, к счастью, попкорн строго воспрещен.

А еще вспомните, не завалялся ли в вашем доме бинокль, хотя бы театральный. Не факт, что пробьетесь близко к картине, а каждая из них полна мелких, но многозначительных деталей. Например, украшение в виде единорога с самоцветами и барочной жемчужиной на груди Маддалены Строцци, чей свадебный портрет, парный с изображением ее жениха, богатого торговца Аньоло Дони, символизирует союз старой аристократии с новой буржуазией: Загадочен по сей день скорпион на диадеме герцогини Элизабетты Гонзага...

Пересекать невидимую красную черту не рекомендую — не дай бог потерять равновесие и задеть экспонат. Это может вам дорого стоить! Выставка застрахована почти на полмиллиарда евро, каждая картина — на сумму от сорока до ста миллионов.

Войдя в зал, следите за тем, где меньше скопление голов. Смело идите туда, где плотная толпа вдруг образует брешь — возможно, удастся побыть с портретом пусть не наедине, но и не в жестком кольце блокады. Но если вдруг рядом окажется группа экскурсантов, постарайтесь выдохнуть, занять как можно меньше места и послушать. Молодые экскурсоводы могут рассказать любопытные подробности, пусть даже их версии не совпадают с классическими трактовками.

На всякий случай прихватите с собой веер: в зале довольно душно, а уходить раньше времени обидно. Особенно если помнить, что в галереи Уффици и Палатина во Флоренции стоят длинные очереди, а в родной город Рафаэля — сказочный средневековый Урбино, откуда привезли «Немую» (портрет незнакомки в зеленом платье), — еще и надо долго ехать. Твердо знайте, что ваши 45 минут у картин Рафаэля в ГМИИ — это почти целый час чистого, беспримесного счастья.

P.S. Остается добавить, что выставка «Рафаэль. Поэзия образа» в ГМИИ имени Пушкина открыта под высочайшим патронатом президента РФ Владимира Путина и президента Итальянской Республики Серджо Маттарелла. К счастью, бессмертные произведения искусства сильнее и выше санкций, придуманных недальновидными политиками.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4925
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3651
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3067
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2388
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2111
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1945
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1757
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1613
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 158
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?