Главная Культура 16:03 17 Января 2019 2426
«О, тепленькая пошла!..»

Что такое актерская импровизация и как Москва стала ее столицей

Нина Катаева
Максим Драченин (на сцене и на экране) - инициатор и ведущий чемпионата. Фото предоставлено устроителями соревнования

В столице победой Театра На Юго-Западе завершился чемпионат актерской импровизации, уже второй по счету. Что такое импровизация в актерском деле, как она уживается с жесткими требованиями нашего века высоких технологий?

Импровизации – вещь такая же древняя, как само искусство. Никакие технологии тут не властны: кино не только ее не отменило, но дало новое поле для развития. Кто из зрителей не знает коронных фраз Юрия Яковлева в «Иронии судьбы» – «О, тепленькая пошла!» или «Какая гадость эта ваша заливная рыба!». Последняя, кстати – вполне реальная оценка актером вкуса поднесенной ему продукции из киношного буфета.

Без импровизации были бы немыслимы рязановские комедии «Служебный роман» и «Берегись автомобиля», как и гайдаевские «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница». Помните реплику, брошенную Этушем Мкртчяну, когда они отправляются угощать Варлей: «Шляпу сними!» – этих слов не было в сценарии. Как и ответа Балбеса-Никулина на фразу Труса-Вицына «Жить, как говорится, хорошо!» – «А хорошо жить еще лучше!».

Если углубиться в театральную историю, можно вспомнить крылатую фразу – «А сапог-то был отравленный!» Есть разные версии ее происхождения, одна такая. Шел спектакль Малого театра «1919». В финале комиссар должен был застрелить шпиона, тянущегося к секретному рубильнику, но уронил наган в оркестровую яму. Через секунду раздумий запустил во врага своим кирзовым сапогом. Тот, тоже не растерявшись, вскрикнул от боли, сообщил зрителям страшную догадку – и упал замертво. Как и полагалось по сюжету.

Уверена, подсознательно все эти истории владели умами актеров Театра на Юго-Западе, когда пару лет назад они вместо не состоявшегося по какой-то причине спектакля показали зрителям перформанс – импровизационную игру двух команд: трое заслуженных артистов против троих молодых. Инициатором был Максим Драченин, однокурсник тех самых молодых.

Игра понравилась и коллегам, и зрителям. И в театре решили устроить домашний турнир из шести команд. Играли осенью, весной, летом, подвели итоги на экспериментальном чемпионате с участием трупп «Содружество», РАМТ и Театра на Малой Бронной. Инициативу поддержали в Департаменте культуры, и в 2017-м уже прошел первый Московский чемпионат по актерской импровизации. К нему присоединились, кроме инициаторов, театры имени Ермоловой, Романа Виктюка, Мастерская Петра Фоменко. Прогнозируемо победила команда «Юго-Запада». В конце 2018-го на Втором чемпионате ряды участников пополнили «Табакерка», «Сфера», «Эрмитаж». Бессменный ведущий и мотор всех игр – Максим Драченин.

Мне довелось видеть импровизационный баттл 2018 года – состязание восьми команд в семи играх и в три этапа. Длилось оно два месяца. Система – олимпийская: проигравший выбывает. После отборочной стадии в полуфинал попали инициаторы и Театр имени Ермоловой, «Сфера» и Мастерская Петра Фоменко. Финальную игру принимала у себя «Новая опера».

 

По увлекательности, доложу вам, это ничуть не уступает КВНу в его лучшие времена. И залы полны, и зрители реагируют бурно – а как иначе, ведь половину заданий (весьма непростых) конкурсанты получают из публики. Например, надо было наглядно представить, что такое любовь и кто убил Кеннди. Или – как сдать ЕГЭ, фигурно подстричь куст, съесть несвежую рыбу, вызвать дух огня. Или – изобразить плот, скотч, гербарий, манекен. Показать, как вести себя в ситуации, когда, например, в химчистке вам испортили костюм за тысячу евро или в стоматологической клинике вырвали здоровый зуб…

Сами судьи, среди которых немало театральных педагогов, известных режиссеров и актеров, заразились азартом соревнующихся. Профессор ГИТИСа Михаил Скандаров, судивший схватку «Юго-Запада» с «Эрмитажем», поразился мгновенности эмоциональных переключений участников. Заведующий кафедрой режиссуры Театрального института им Щукина, профессор Михаил Борисов признался, что молодые импровизаторы дали ему ответ на вопрос «о смысле абсурда»: то, что кажется на первый взгляд бессмыслицей, зачастую дает нам больше знаний о жизни, чем построения с самой железной логикой. Педагог по актерской импровизации Анастасия Имамова восхитилась «невероятным обаянием» подопечных.

Сам же Максим Драченин сожалеет, что жанр актерской импровизации нынче преподают не во всех театральных вузах. Импровизация, убежден он, – сердцевина актерского мастерства. Ведь даже в заученном до последней запятой спектакле что-то от раза к разу неизбежно меняется – в первую очередь это эмоциональное состояние исполнителей, которое просто не может быть всегда одинаковым. И настроение публики предсказать невозможно…

Актерский баттл Максиму тем более симпатичен, что здесь, в отличие от рэперских состязаний, жестко действует стилистика 12+ и не допускается никакой юмор ниже пояса. А заслуженный артист России Иван Рыжиков вообще считает заявил, что в формате баттла родился новый «экстремальный» вид театра.

Финальную игру в «Новой опере», где сражались команды «Юго-Запада» и «Сферы», судили худрук театра «Модерн» Юрий Грымов, директор «Театра на Таганке» Ирина Апексимова, основатель и худрук Детского музыкального театра юного актера Александр Федоров, актрисы Анастасия Имамова, Яна Поплавская, актер и продюсер Сергей Нетиевский. Кубок вновь завоевал Театр на Юго-Западе. Приз зрительских симпатий вручен театру «Сфера», команду которого назвали открытием чемпионата. Победители позвали на сцену всех игроков и по ключевым словам, присланным зрителями, тут же сымпровизировали и на удивление слаженно спели финальную песню: «Я не знаю, где еще на белом свете есть такая же игра...».

Мы попросили худрука Театра на Юго-Западе, заслуженного артиста России Олега Леушина поделиться своими впечатлениями от чемпионата.

– На мой взгляд, именно импровизация отличает нас от биороботов. Ты не можешь каждый день одинаково размеренно произносить на сцене заученный текст. Да и ситуации случаются нестандартные – свет не загорелся, музыка не заиграла, реквизит не положили, выстрел не прозвучал. Одни легко выходят из положения, другим это дается сложнее. Допустим, мы с партнером лет по 20 играем: я Меркуцио, он Тибальда, и вдруг у него выпадаает из памяти кусок текста. Ему надо сказать – «Ромео, надеюсь, ты читал мое письмо, а если нет, то коротко словами», а он произносит «Ромео…» и – молчит. Начинаю ему помогать – «Тибальд, наверно, ты хотел спросить – читал ли я твое письмо…», ну, дальше он уже подхватывает…

– Насколько допустима импровизация на современных студиях?

– Моя карьера в кино начиналась в 1986 году, когда снимали еще на пленку, которую покупали за доллары, в ходу были дубли, перед которыми репетировали весь съемочный процесс. Сейчас я не так много снимаюсь, но то, что зачастую происходит на съемочных площадках, мне кажется почти сплошь импровизацией. Судите сами: у всех куча параллельных проектов, артистам вечером бежать на спектакль, их припудрили, загримировали, текст они судорожно заучили, в момент осознали, что с ними должно происходить в кадре, – и вперед, все остальное импровизация.

– Ваши актеры второй год подряд выигрывают чемпионат. Чем берут?

– Наверное, той энергетикой, которая была заложена основателем театра Валерием Беляковичем. Он не терпел пассивного существования на сцене. Я пытаюсь сохранять эту школу. Посмотрите на нашу команду – Володя Курцеба, Денис Шалаев, Ника Саркисова – бойцы, ну и Ольга Авилова, дочка Виктора Авилова, одного из основателей театра: кто скажет, что она не переняла магнетизм своего папы? У нас есть ощущение команды, понимаем друг друга без лишних слов, ну, и, наверное, самое важное – этот жанр родился в недрах нашего театра. Что я горячо приветствовал.

– Говорят, в прежние времена больше импровизировали на сцене.

– Это где как. В XIX веке в русском театре импровизация была запрещена, особенно в высоком жанре трагедии. Мало того, в мизансцене ты двинуться не мог по-другому. Вот если говорить о площадном искусстве, том, что в Италии называется комедия дель арте, там все спонтанно. Актеры, договорившись между собой, определяли канву, и, надев маски, импровизировали. Сейчас мы уже не в таких жестких рамках, но импровизировать имеет право только тот артист, который тянет спектакль вперед, не ломая предлагаемых обстоятельств. Иными словами, это своего рода знак качества...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23388
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5536
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5423
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3888
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?