Главная Культура 16:03 17 Января 2019 2431
«О, тепленькая пошла!..»

Что такое актерская импровизация и как Москва стала ее столицей

Нина Катаева
Максим Драченин (на сцене и на экране) - инициатор и ведущий чемпионата. Фото предоставлено устроителями соревнования

В столице победой Театра На Юго-Западе завершился чемпионат актерской импровизации, уже второй по счету. Что такое импровизация в актерском деле, как она уживается с жесткими требованиями нашего века высоких технологий?

Импровизации – вещь такая же древняя, как само искусство. Никакие технологии тут не властны: кино не только ее не отменило, но дало новое поле для развития. Кто из зрителей не знает коронных фраз Юрия Яковлева в «Иронии судьбы» – «О, тепленькая пошла!» или «Какая гадость эта ваша заливная рыба!». Последняя, кстати – вполне реальная оценка актером вкуса поднесенной ему продукции из киношного буфета.

Без импровизации были бы немыслимы рязановские комедии «Служебный роман» и «Берегись автомобиля», как и гайдаевские «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница». Помните реплику, брошенную Этушем Мкртчяну, когда они отправляются угощать Варлей: «Шляпу сними!» – этих слов не было в сценарии. Как и ответа Балбеса-Никулина на фразу Труса-Вицына «Жить, как говорится, хорошо!» – «А хорошо жить еще лучше!».

Если углубиться в театральную историю, можно вспомнить крылатую фразу – «А сапог-то был отравленный!» Есть разные версии ее происхождения, одна такая. Шел спектакль Малого театра «1919». В финале комиссар должен был застрелить шпиона, тянущегося к секретному рубильнику, но уронил наган в оркестровую яму. Через секунду раздумий запустил во врага своим кирзовым сапогом. Тот, тоже не растерявшись, вскрикнул от боли, сообщил зрителям страшную догадку – и упал замертво. Как и полагалось по сюжету.

Уверена, подсознательно все эти истории владели умами актеров Театра на Юго-Западе, когда пару лет назад они вместо не состоявшегося по какой-то причине спектакля показали зрителям перформанс – импровизационную игру двух команд: трое заслуженных артистов против троих молодых. Инициатором был Максим Драченин, однокурсник тех самых молодых.

Игра понравилась и коллегам, и зрителям. И в театре решили устроить домашний турнир из шести команд. Играли осенью, весной, летом, подвели итоги на экспериментальном чемпионате с участием трупп «Содружество», РАМТ и Театра на Малой Бронной. Инициативу поддержали в Департаменте культуры, и в 2017-м уже прошел первый Московский чемпионат по актерской импровизации. К нему присоединились, кроме инициаторов, театры имени Ермоловой, Романа Виктюка, Мастерская Петра Фоменко. Прогнозируемо победила команда «Юго-Запада». В конце 2018-го на Втором чемпионате ряды участников пополнили «Табакерка», «Сфера», «Эрмитаж». Бессменный ведущий и мотор всех игр – Максим Драченин.

Мне довелось видеть импровизационный баттл 2018 года – состязание восьми команд в семи играх и в три этапа. Длилось оно два месяца. Система – олимпийская: проигравший выбывает. После отборочной стадии в полуфинал попали инициаторы и Театр имени Ермоловой, «Сфера» и Мастерская Петра Фоменко. Финальную игру принимала у себя «Новая опера».

 

По увлекательности, доложу вам, это ничуть не уступает КВНу в его лучшие времена. И залы полны, и зрители реагируют бурно – а как иначе, ведь половину заданий (весьма непростых) конкурсанты получают из публики. Например, надо было наглядно представить, что такое любовь и кто убил Кеннди. Или – как сдать ЕГЭ, фигурно подстричь куст, съесть несвежую рыбу, вызвать дух огня. Или – изобразить плот, скотч, гербарий, манекен. Показать, как вести себя в ситуации, когда, например, в химчистке вам испортили костюм за тысячу евро или в стоматологической клинике вырвали здоровый зуб…

Сами судьи, среди которых немало театральных педагогов, известных режиссеров и актеров, заразились азартом соревнующихся. Профессор ГИТИСа Михаил Скандаров, судивший схватку «Юго-Запада» с «Эрмитажем», поразился мгновенности эмоциональных переключений участников. Заведующий кафедрой режиссуры Театрального института им Щукина, профессор Михаил Борисов признался, что молодые импровизаторы дали ему ответ на вопрос «о смысле абсурда»: то, что кажется на первый взгляд бессмыслицей, зачастую дает нам больше знаний о жизни, чем построения с самой железной логикой. Педагог по актерской импровизации Анастасия Имамова восхитилась «невероятным обаянием» подопечных.

Сам же Максим Драченин сожалеет, что жанр актерской импровизации нынче преподают не во всех театральных вузах. Импровизация, убежден он, – сердцевина актерского мастерства. Ведь даже в заученном до последней запятой спектакле что-то от раза к разу неизбежно меняется – в первую очередь это эмоциональное состояние исполнителей, которое просто не может быть всегда одинаковым. И настроение публики предсказать невозможно…

Актерский баттл Максиму тем более симпатичен, что здесь, в отличие от рэперских состязаний, жестко действует стилистика 12+ и не допускается никакой юмор ниже пояса. А заслуженный артист России Иван Рыжиков вообще считает заявил, что в формате баттла родился новый «экстремальный» вид театра.

Финальную игру в «Новой опере», где сражались команды «Юго-Запада» и «Сферы», судили худрук театра «Модерн» Юрий Грымов, директор «Театра на Таганке» Ирина Апексимова, основатель и худрук Детского музыкального театра юного актера Александр Федоров, актрисы Анастасия Имамова, Яна Поплавская, актер и продюсер Сергей Нетиевский. Кубок вновь завоевал Театр на Юго-Западе. Приз зрительских симпатий вручен театру «Сфера», команду которого назвали открытием чемпионата. Победители позвали на сцену всех игроков и по ключевым словам, присланным зрителями, тут же сымпровизировали и на удивление слаженно спели финальную песню: «Я не знаю, где еще на белом свете есть такая же игра...».

Мы попросили худрука Театра на Юго-Западе, заслуженного артиста России Олега Леушина поделиться своими впечатлениями от чемпионата.

– На мой взгляд, именно импровизация отличает нас от биороботов. Ты не можешь каждый день одинаково размеренно произносить на сцене заученный текст. Да и ситуации случаются нестандартные – свет не загорелся, музыка не заиграла, реквизит не положили, выстрел не прозвучал. Одни легко выходят из положения, другим это дается сложнее. Допустим, мы с партнером лет по 20 играем: я Меркуцио, он Тибальда, и вдруг у него выпадаает из памяти кусок текста. Ему надо сказать – «Ромео, надеюсь, ты читал мое письмо, а если нет, то коротко словами», а он произносит «Ромео…» и – молчит. Начинаю ему помогать – «Тибальд, наверно, ты хотел спросить – читал ли я твое письмо…», ну, дальше он уже подхватывает…

– Насколько допустима импровизация на современных студиях?

– Моя карьера в кино начиналась в 1986 году, когда снимали еще на пленку, которую покупали за доллары, в ходу были дубли, перед которыми репетировали весь съемочный процесс. Сейчас я не так много снимаюсь, но то, что зачастую происходит на съемочных площадках, мне кажется почти сплошь импровизацией. Судите сами: у всех куча параллельных проектов, артистам вечером бежать на спектакль, их припудрили, загримировали, текст они судорожно заучили, в момент осознали, что с ними должно происходить в кадре, – и вперед, все остальное импровизация.

– Ваши актеры второй год подряд выигрывают чемпионат. Чем берут?

– Наверное, той энергетикой, которая была заложена основателем театра Валерием Беляковичем. Он не терпел пассивного существования на сцене. Я пытаюсь сохранять эту школу. Посмотрите на нашу команду – Володя Курцеба, Денис Шалаев, Ника Саркисова – бойцы, ну и Ольга Авилова, дочка Виктора Авилова, одного из основателей театра: кто скажет, что она не переняла магнетизм своего папы? У нас есть ощущение команды, понимаем друг друга без лишних слов, ну, и, наверное, самое важное – этот жанр родился в недрах нашего театра. Что я горячо приветствовал.

– Говорят, в прежние времена больше импровизировали на сцене.

– Это где как. В XIX веке в русском театре импровизация была запрещена, особенно в высоком жанре трагедии. Мало того, в мизансцене ты двинуться не мог по-другому. Вот если говорить о площадном искусстве, том, что в Италии называется комедия дель арте, там все спонтанно. Актеры, договорившись между собой, определяли канву, и, надев маски, импровизировали. Сейчас мы уже не в таких жестких рамках, но импровизировать имеет право только тот артист, который тянет спектакль вперед, не ломая предлагаемых обстоятельств. Иными словами, это своего рода знак качества...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3431
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3317
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3155
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?