Выстраивая в последние годы репертуар Александринки почти сплошь из классических названий, режиссер Валерий Фокин внезапно сделал скачок в сторону и поставил пьесу современного тольяттинского драматурга Вадима Леванова "Святая блаженная Ксения Петербургская в житии". Вступая на эту заповедную для театра территорию, Фокин наверняка предугадывал все риски, с этим шагом связанные. И дело тут даже не в реакции дураков-мракобесов, которая абсолютно неминуема при всяком обращении театра к религиозным сюжетам. Просто слишком уж деликатен материал, слишком велика опасность впасть либо в кликушество, либо в елейную фальшь.
Первое, что сделал Фокин, - изменил название, убрав с афиши все указания на святость заглавной героини. А первое, что видит зритель, входя в зал, - это не иконописные лики, а скользящая в глубине сцены страница с сайта "Википедия", где в деталях рассказана жизнь Ксении Григорьевны Петровой, которая после смерти мужа сказала всем близким "Это не Андрей Федорович помер, это Ксенюшка померла", переоделась в мужское платье и навсегда оставила мир. Это не агиографический театр, это "вики-спектакль", как бы предупреждает нас режиссер.
Ксению Блаженную играет коротко стриженная, по-мальчишески тщедушная актриса Янина Лакоба. Режиссер дает ей право и на кликушество, и на краткие взрывы отчаяния, но главное, что есть в этой молодой актрисе, - детская удивленная интонация, берегущая спектакль от излишнего пафоса. Фокин без всякой пощады ужал безразмерную пьесу до полутора часов. Почти все это время Ксения в одной ночной рубахе пребывает на авансцене у канавки с водой, которая, видимо, обозначает Фонтанку, и вступает в диалоги то с другими юродивыми, то с обидчиками-мальчишками. Временами она переносится и в наше время, с легкостью творя чудеса даже среди толпы экскурсантов на Смоленском кладбище под аккомпанемент песен Димы Билана.
У Фокина получился спектакль не без фальши, но все же театральную форму он держит строго и благодаря этому в конце концов побеждает. Его спектакль предельно внятен: вовсе не чудеса, свершаемые Ксенией, волнуют режиссера, а способность отказаться от мира ради любви то ли к мужу, то ли к Богу. Эта тема духовного подвига так или иначе всплывала в самых разных спектаклях Валерия Фокина - в конце концов Федор Протасов в "Живом трупе" совершил примерно такой же шаг, как Ксения Блаженная. Видимо, Фокин стремится показать нам, каким именно образом простая человеческая жизнь становится житием.