Он знакомился с будущими жертвами на выставках русских художников: в Третьяковке, Пушкинском музее, в московских галереях, на крайний случай — на вернисаже в Измайлово. Видный, хорошо одетый, 60-летний, вступал в диалог с обеспеченными любителями искусства, очаровывал эрудицией и представлялся экспертом по живописи. Потом предлагал купить редкие картины русских мастеров начала XX века, якобы из запасников. Люди соглашались.
Приезжали к нему в номер, в гостиницу «Измайлово», и покупали, как вы, возможно, уже поняли, подделки. На настоящий момент следствием установлен факт продажи 273 поддельных живописных, акварельных и графических работ на общую сумму 13 млн рублей только в течение 2011 года.
Надо отдать должное, качество фальшивок было отменным. Как рассказал «Труду» заместитель начальника
А подельники, конечно, были — и все, на удивление, родственники. Наш главный герой (1952 года рождения, прописанный в Смоленской области) поставил бизнес на широкую ногу, основав целую семейную компанию — нечестную, но преуспевающую. Его главными помощниками были
Установлен и «художник», столь умело и производительно поставлявший на рынок точные копии Малевича и Кандинского. Обыски по ряду адресов в Десногорске Смоленской области позволили сотрудникам МВД изъять производственные ресурсы семейной фирмы: готовые подделки произведений исскуства, специальные краски, искусственно состаренные полотна, «липовые» авторские штампы известных художников и так далее.
«Подделывают не только картины, — говорит Игорь Мезинов, — но и скульптуры, иконы, антикварные изделия, предметы вожделения филателистов и нумизматов. Реализуются фальшивки либо через интернет, либо, как в настоящем случае, посредством личного знакомства с будущей жертвой в специализированных салонах, на выставках, аукционах. Выявляемость преступлений же в этой сфере очень невысокая по двум причинам.
Отдельный вопрос: почему покупатели не проверяют дорогие картины на подлинность? Да потому что это совсем не просто. Визуальный анализ у реставратора гарантией подлинности не является — мошенники умеют старить полотна и краски, делать трещины и набивать их «древней» пылью. Анализ у эксперта также не гарантия, потому что серьезный поддельщик учитывает и химический состав красок, которыми писал мастер, и вид деревянной основы (например, итальянцы писали на тополе, голландцы — на дубе, а испанцы — на сосне), и особенности грунта. Настоящей гарантией качества могут быть только результаты углеродных и изотопных анализов полотна, но тогда их стоимость будет превышать цену самой картины.
В отношении бывших торговцев подделками