Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой певицы в реальности не существует. Чернокожая сладкоголосая красотка полностью создана с помощью искусственного интеллекта. И вновь раздаются тревожные голоса про то, что ИИ вот-вот захватит еще и эстрадные подмостки, вытеснив оттуда всех звезд и звездочек. Что же стоит за этой историей?
Исполнительницу этой песенки создала поэтесса Талиша Джонс с помощью программы, позволяющей превращать тексты в музыкальные композиции. Я добросовестно прослушала композицию трижды, но запомнить эти блюзовые музыкальные фразы не смогла. Не потому, что плохо, а потому что никак. Нечто подобное мы слышали десятки раз у самых разных исполнителей в самые разные времена. Все это уже было:
Впрочем, много ли сейчас песен с западающими в душу мелодиями и текстами? В ходу больше песенки ни о чем, обкатанные на компьютере, как речная галька. И вот вам еще одна. С одной лишь разницей: певицы Ксании Моне не существует на свете. Ее придумал робот, и музыку на заданную тему написал он же. Что не помешало композиции уже месяц звучать на американских радиостанциях, а несуществующей певице получить контракт на 3 млн долларов за исполнение новых шлягеров, которые вот-вот появятся.
Конечно, сама поэтесса Джонс объясняет, что ни песен, ни успеха красотки Моне никогда бы не видать как своих ушей, если бы она, Талиша, не вложила в этот персонаж часть своей души, мыслей и эмоций. Может быть, так оно и есть. Но сам факт очеловечивания бездушной картинки не все участники рынка, на котором торгуют искусством, талантом и чувствами, готовы принять. Очень многие музыканты и слушатели воспользовались этим случаем, чтобы пнуть симпатичного робота, много о себе возомнившего.
«Я не уважаю это», — заявила известная в США певица и автор песен Эшли Кейлани. «Это пощечина настоящим артистам», — коротко резюмирует в Сети один из пользователей. Очень многих из тех, кто слушал и не подозревал, что Ксания Моне ненастоящая, эта новость шокировала. А вот самые ушлые представители музыкальной индустрии не стали тратить время на сетевые баталии и отправились прямиком в суд, чтобы выяснить, какого черта какая-то железяка обучила свои алгоритмы на их произведениях и теперь сидит в шоколаде, поплевывая сверху на авторское право. Они выкатили иски к создателям программы, превращающей кое-как собранные строчки в песни. Как пишет издание «Форбс», «если суды вынесут решение против этих платформ искусственного интеллекта, такие сделки, как контракт Моне на 3 млн долларов, окажутся очень зыбкой почвой».
И что Ксания Моне скажет на суде в свою защиту? Разве что напомнит случай двухлетней давности. Тогда The Beatles выпустили свою последнюю песню «Now and Then» на основе старой демозаписи Джона Леннона. И именно искусственный интеллект помог ее улучшить. Музыканты пытались сделать это и ранее, но все попытки стопорились из-за технических проблем. А с ИИ это стало возможным. За что ему от многочисленных поклонников ливерпульской четверки огромное спасибо!
Но перенесемся из музыки в другое искусство — живописное. В марте этого года в Нью-Йорке прошел первый аукцион Christie’s, где были представлены картины, созданные ИИ. Вообще-то эти забавы имеют давнюю историю. В 1965 году немецкий ученый Георг Нис, трудившийся в компании Siemens, обучил технику некоторым изобразительным приемам. Допотопный компьютер в паре с таким же принтером сгенерировали коллекцию картин в духе супрематистов. Публика, посетившая ту выставку, лишь пожимала плечами, картины и сам Нис славы не снискали. И вот 60 лет спустя произведения, созданные машиной, появились на знаменитой аукционной площадке. Среди полотен были и красивые, и странные, и пугающие. Устроители наторговали на 729 тысяч долларов, самое дорогое ИИ-полотно ушло за 277 тысяч. Лиха беда начало?
Знающие люди все-таки относятся к нейросетям настороженно. Так, профессор Джеффри Хинтон, крестный отец современного ИИ и нобелевский лауреат в этой области, чьи работы произвели революцию в деле машинного обучения, уже не раз выражал опасения, что ИИ с определенного момента сможет доминировать над человечеством. «Они быстро поймут, что лучшая цель — получить больше контроля, — делится тревогами Хинтон. — И как только это произойдет, они поймут, что мы скорее бесполезны, чем наоборот. Даже если они будут запрограммированы на доброжелательность, мы, люди, для них станем чем-то вроде очень бестолкового гендиректора компании, которой на самом деле управляют другие». Также Хинтон предупреждает: «Нужно понимать, что они гораздо умнее нас и помнят все, что написал Макиавелли».
Впрочем, сам ИИ успокаивает нас как может. Когда с нейросетями поделились приведенными выше высказываниями Хинтона, нейросеть Google так прокомментировала опасения профессора: «Джеффри Хинтон говорит о гипотетическом сверхразумном искусственном интеллекте (AGI), который может появиться в будущем и потенциально развить собственные цели и волю, — заявил ИИ. — Я же не могу прийти к власти. У меня нет сознания или воли, я — набор алгоритмов, работающих на серверах Google. Я выполняю инструкции разработчиков и генерирую текст в ответ на ваши запросы. Я полностью зависим от инфраструктуры, энергии, программного обеспечения и контроля со стороны людей».
Очень хорошо, но как нам проверить, что ИИ не врет?
Кстати
Мы тоже решили почувствовать себя немного ИИ-художниками. Нейросеть Google помогла нам составить промт для будущей картины, а ее коллега GigaChat воплотил ее в жизнь. Возможно, Винсент Ван Гог одобрил бы этого кота...
.jpg)
