Эти чудеса рядом с нами. Кажется, только руку протяни — и вот они, возникшие из памяти, из детских ощущений, которые и спустя десятилетия не выцветают, не утрачивают запахи и звуки. Многие громкие события, имевшие, как пишут в учебниках, «важное историческое значение», напрочь растворились во времени, а путешествие с дедушкой в библиотеку за книжками, происходившее целую жизнь назад, осталось и до сих пор греет душу. Именно так и бывает, важно только в суете не растерять то главное, что с нами случилось.
Дмитрий Шеваров «Три чудесных детства»
Если бы каким-то чудесным образом все школьники и их родители прочитали эту книгу, всмотрелись в бережно собранные фото и рисунки, то, уверена, в метро у пассажиров в руках появились бы книжки вместо телефонов. Дмитрий Шеваров так интересно, трепетно, с такой теп-лотой, но без капли назидательности знакомит нас с книжками своего детства, что эти любовь и нежность передаются читателю. Увы, тираж у его произведения невелик, а пережевывание телефонной жвачки так прочно вошло в нынешнюю жизнь, что увещеваниями тут не поможешь. И все-таки не зря с первой главы автор призывает: «Не складывайте лап!». Вот мы и не складываем, а вступаем в диалог с замечательными людьми, писавшими и рисовавшими для детей. Крапивин, Ершов, Аксаков, Мамин-Сибиряк, Шмелев, Драгунский, Берестов, Богат: Сорок творческих портретов писателей, поэтов и иллюстраторов детской книги предстают перед нами.
А вы помните свою первую книгу, которую прочитали сами? Напрягите память — и нам будет о чем поговорить.
«Душа музыканта. Рассказы русских писателей о музыке»
Под этой обложкой собраны удивительные истории о музыке и музыкантах, написанные русскими классиками — от Пушкина, Толстого, Чехова до Загоскина, Одоевского, Куприна и Паустовского. Загадочная смерть Моцарта, о чем который век спорят исследователи; слепой мальчик, познающий мир благодаря музыке; гениальный скрипач, мечущийся между скрипкой и бутылкой; городок, упрятанный в музыкальной табакерке: Обо всем этом рассказано настоящими мастерами слова. Ни одного проходного сюжета, и есть о чем подумать. То, что многим кажется лишь формой развлечения («сходить в концерт, послушать оперу»), здесь предстает то великим даром, то наваждением. И все это она, Музыка!
После знакомства с книгой мне почему-то вспомнились «Правила поведения за столом» от Андрея Вознесенского: «И прогрессист и супостат, / мы материалисты с вами, / но музыка — иной субстант, / где не губами, а устами».
Юрий Сапрыкин, Станислав Гридасов, Марина Крылова «Свидетели Игр»
Еще одно путешествие во времени. Кажется, не так уж давно все это происходило, 55 лет назад, а целая эпоха позади. Олимпийские игры — 1980 в Москве вспоминаются даже тем, кто родился позже. Ведь свидетельствами того события стали не только протоколы олимпийских состязаний, но и такие вполне материальные артефакты, как отечественная пепси-кола и финский сервелат, появившиеся на прилавках наших магазинов, гостиница «Космос» и мишка, улетающий в ночное небо под песню Александры Пахмутовой «На трибунах становится тише». А тут еще совпавшие с Олимпиадой события: ввод войск в Афганистан, смерть Высоцкого, бойкот Игр: И все-таки, что это было и какие последствия имело? Взглянуть на те события из сегодняшнего далека помогают трехкратный чемпион московской Олимпиады пловец Владимир Сальников, журналисты, врачи и переводчики, работавшие с олимпийцами.
Из их рассказов и складывается картина, из которой становится понятно: те Игры были больше чем просто очередные старты.