Власти Москвы не раз пытались сделать велосипедистов равноправными участниками дорожного движения. Вот и у резиденции российского правительства недавно появилась велостоянка. Но люди на двух колесах — все еще экзотика на московских улицах. Почему же в Берлине велосипеду удалось стать реальным конкурентом авто?
Хотя всего лишь лет 10-15 назад ситуация на берлинских улицах очень напоминала Москву. На здешних автострадах безраздельно господствовали автомобилисты. И если в поток машин пробовал вписаться смельчак-велосипедист, его быстро «ставили на место». Такое снисходительное отношение водителей к владельцам двухколесного транспорта превращало их, по словам немецких полицейских, в «особую группу дорожного риска».
Сегодня ситуация с берлинскими велосипедистами изменилась самым кардинальным образом. Из транспорта для чудаков и бедных велосипед превратился в серьезного конкурента автомобилю, а сами велосипедисты — в равноправных участников городского движения. Вот лишь одна цифра: в прошлом году на долю двухколесного транспорта в немецкой столице пришлось около трети всех пассажирских перевозок. С точки зрения моих московских знакомых, цифра фантастическая. Однако для Германии это лишь средний показатель. Есть немецкие города (например, Мюнстер), где на велосипедах перемещается более половины населения. А в Гамбурге вообще планируют через 20 лет освободить город от частных автомобилей. На смену им придут велосипеды и общественный транспорт.
Как выглядит на практике такое повсеместное внедрение велосипеда, можно увидеть в том же Берлине. Здесь по утрам лавины велосипедистов мчатся в сторону центра, где расположены офисы компаний, учебные заведения и министерства. Причем крутят педали все, невзирая на различия в возрасте и социальном положении. На велосипедных дорожках можно встретить и студентов, и клерков, и даже депутатов бундестага, в чем я не раз убеждался лично.
Впрочем, несмотря на демократичность двухколесного транспорта, вопрос статуса и здесь играет определенную роль. Понятно, что глава даже средней компании будет выглядеть неуклюже, если подъедет к офису на допотопном велике. С учетом изменившихся запросов покупателей автомобильный концерн Mercedes-Benz освоил выпуск современного супервелосипеда — элегантного двухколесного красавца. Он оснащен по последнему слову техники и рассчитан на самых искушенных последователей моды. Стоит эта мечта велосипедиста около 4 тысяч евро. То есть столько же, сколько подержанный, но вполне приличный автомобиль... Однако ездить на таком супервелосипеде считается не в пример престижнее, чем на скромном, потрепанном жизнью авто.
Освоив массово велосипед, берлинцы решили не останавливаться на достигнутом и начали настойчиво пересаживать на двухколесный транспорт приезжих соотечественников и иностранных гостей. Велоэкскурсия по Берлину — одна из самых модных фишек современной столичной туриндустрии. Тем же из гостей, кто не имеет соответствующих навыков или просто ленится крутить педали, предлагается велорикша. Этот весьма экзотический вид транспорта, завезенный из Юго-Восточной Азии, получает все большее распространение в Берлине. А сейчас, в разгар лета, в центре города велорикши составляют острую конкуренцию такси.
Можно привести еще массу забавных фактов и деталей, которые говорят о том, что велосипед прочно вошел в повседневную жизнь берлинцев. Однако здесь интереснее другое. Как удалось за 15 лет превратить нацию поголовных автомобилистов в заядлых велосипедистов? В том же Берлине власти провели несколько пиар-кампаний, убеждая жителей столицы пересесть на велосипед. Дело здесь не только в экологии, но и в перегруженности транспортных артерий, в то время как многим берлинцам доехать до работы — что называется, рукой подать. Так, например, согласно проведенному исследованию, только половина жителей столицы ФРГ должны проехать около 20 км в день, чтобы добраться из дома до работы и обратно. Тогда как остальная половина берлинцев преодолевает для этого более короткие дистанции (в среднем 4-10 км). В столичной мэрии подсчитали, что если хотя бы часть жителей Берлина, которая живет в непосредственной близости от работы, пересядет на велосипед, то это заметно сократит количество пробок на дорогах. И что не менее важно — уменьшится выброс вредных веществ в атмосферу.
Немецкие экологи утверждают, что если каждая вторая поездка до 5 км в ФРГ будет совершаться на велосипеде, вредные выбросы в атмосферу углекислого газа сократятся на 6 млн тонн!
Мэрия Берлина много сделала для того, чтобы велосипедисты чувствовали себя комфортно на столичных улицах: заметно увеличили число велодорожек, а также стоянок для двухколесного транспорта. В немалой степени популярности велосипеда способствовало и то, что при желании жители Берлина могут комбинировать виды транспорта. Например, с полным правом перевозить свои велосипеды в городских скоростных электричках и метро.
Сейчас власти немецкой столицы готовят план, согласно которому весь Берлин должен быть покрыт плотной паутиной велосипедных дорожек, создаваемым по всем правилам транспортной логистики, то есть со своими кольцевыми и радиальными линиями, которые позволят легко добраться из одного конца города в другой.
Все эти факты говорят о том, что велосипед в Германии из «транспорта для чудаков» превращается в модный тренд, о чем свидетельствует и статистика: в последние три года велосипедов в ФРГ стало продаваться больше, чем автомобилей.