Главная Жизнь 01:01 17 Июля 2008 165
ДЖЕНТЛЬМЕНЫ РУЛЯТ
Многие считают, что, выучив правила движения и соблюдая их от и до, можно считать себя культурным водителем. В общем-то это правильно. Но только наполовину.
Хлыстун Виктор

ПРИКРОЙ НОВИЧКА
Девушка на маленькой машинке пытается перестроиться из левого ряда в правый. Еду за ней и вижу, как она включила поворотник, остановилась. Но ее не пропускают. Один, второй, третий - водители вроде действуют по правилам. А как же! Для них авто девушки - помеха справа, значит, пусть ждет "пробела". Не выдерживаю, сую правый угол своего переднего бампера вправо, под нос "жигуленку" в левом ряду, и мигаю фарами, чтобы красавица ехала - я ее загородил от наглых водил. Молодец, поняла мой маневр, быстро занимает ряд и благодарит: включает "аварийку" - четыре поворотника. Пустяк, а приятно. Но дело не только в этом.
Опытные водители знают, что вежливость сама по себе не появляется с приобретением водительского удостоверения и первой машины. Больше того: если новичок видит, как другие грубят, стараясь пролезть вперед, вытолкнуть кого-то из потока или, наоборот, не пустить в свой ряд, то он просто повторяет эти "приемы". Так появляется привычка. Некоторые водители не согласятся со мной, поскольку уверены: к новичкам надо относиться жестко, чтобы они, прежде чем сесть за руль, получше учились. Но как быть, если в автошколах у нас вежливости и корректности вообще не учат? Многие инструкторы полагают, что знания дорожных знаков, которые определяют, в каких ситуациях нужно уступать дорогу другим участникам движения, достаточно для безаварийной езды. Увы, это не так. Хотя бы потому, что все дорожные нюансы не затолкаешь в рамки правил. Про то, например, что новичкам надо всячески помогать, в ПДД ничего не сказано. А вот профессионалы считают это своей обязанностью. Почему? Да потому, что профессионализм без культуры вождения - пшик на постном масле. Классному мастеру, кроме того, совсем небезразлично, какое впечатление он производит на других. И тщеславие в данном случае только на пользу. А поводов помочь новичку или водителю, который попал на дороге в затруднительное положение, хоть отбавляй. Хотя ситуаций не так уж и много.
* Вы увидели, как кто-то робко пытается занять место в вашем ряду, причем неважно, справа или слева. Сбавьте скорость, мигните фарами или даже покажите кивком головы, рукой, чтобы он проезжал.
* Вы выезжаете на большую трассу с боковой дороги, например на МКАД, а впереди то же самое пытается сделать новичок, но побаивается. Выезжайте с левым поворотником вперед, а начинающему коллеге покажите светом или опять же рукой, что вы его прикрыли и он может спокойно двигаться. Вы-то понимаете, что водителям на трассе издали виден ваш маневр и они всегда примут влево.
* Заметили, как кто-то пытается втиснуться в поток (отъехать от тротуара, вылезти из переулочка и так далее), но не может. Помогите - просто затормозите и пропустите.
* Никогда не подгоняйте гудками, светом фар того, кто слишком медленно едет впереди вас. Новичок может испугаться ваших сигналов и наделать кучу ошибок. Не сигнальте и тогда, когда вас возмутила ошибка другого водителя. На крайний случай погрозите пальцем и улыбнитесь, то есть покажите, что вы увидели промах, но не обижаетесь на это. Показывать злость - значит раздражать себя и других.
КОГО И КОГДА ПРОПУСКАТЬ
В ПДД четко определено, какие машины водитель обязан пропускать, но я все-таки напомню. Нельзя задерживать автомобили "скорой помощи", пожарные, милицейские, специальные с синими проблесковыми маячками. Про трамваи, троллейбусы, автобусы сказано, что они пользуются преимуществом на дороге. А вот большие грузовики таким преимуществом не наделены, они ездят по общим правилам. Маршрутные такси - тоже. Между тем легковые машины очень часто сталкиваются именно с этими видами автомобилей.
Только за один месяц я видел три ДТП, похожих друг на друга как две капли воды, причем в одном и том же месте - на Шереметьевской улице. Грузовику, чтобы выехать из узкого переулка (всего две полосы) на основную дорогу, то есть на Шереметьевскую, надо занять середину этого самого узкого переулка и идти по дуге. Водитель так и поступает. Справа от его машины остается пустое место. Кажется, и новичку должно быть ясно: здесь мертвая зона, которую не видно из кабины грузовика, но, когда он тронется, его задняя часть как раз и пройдет по этой зоне. Но поди ж ты, в эту щелку норовят пролезть легковушки. И попадают. Обиднее же всего, что виновником ДТП гаишники признают водителя грузовика (легковушка была для него помехой справа), в крайнем случае разделят вину поровну. Но справедливо ли это?!
А вообще-то, когда едешь в потоке или на трассе рядом с тяжелыми грузовиками, троллейбусами и прочим крупногабаритным транспортом, надо быть очень внимательным и острожным. Пропускать при каждом удобном случае. И не только из-за того, что можно легко попасть в аварию. Дело в том, что водителям труднее вести такую машину, им хуже видно, что творится на дороге. А если пробки, то при перестроении большая машина сдерживает движение примерно 50-60 автомобилей. Чем быстрее вы уступите ей проезжую часть, тем лучше для всех.
О маршрутных такси говорить, наверное, излишне. Мало того что за рулем сидят неопытные водители, они еще и "гонят план". В то же время им приходится смотреть, что происходит в салоне, собирать деньги, давать сдачу - морока. За дорогой следить некогда. Поэтому уступать дорогу маршруткам - значит обезопасить себя от неприятностей. Сколько ДТП происходит с участием этого вида транспорта, вы и сами прекрасно знаете. Так что лучше не только уступать маршруткам место на дороге, но и вообще держаться от них подальше.
ЖЕЛТЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК
О правилах переезда перекрестков в ПДД сказано очень много. Знать, кто пользуется преимуществом и в каких ситуациях, надо обязательно. Без этого ездить по городу невозможно. Между тем нарушителей хоть отбавляй. Чаще всего водители игнорируют эти правила в то время, когда горит желтый сигнал светофора. В некоторых странах, кстати, на светофорах есть только красный и зеленый сигналы. У нас желтый считается предупреждающим, то есть ехать на него можно лишь в исключительных случаях, когда убедишься, что никому не создаешь помехи. Желтый свет напоминает водителю, чтобы он приготовился к движению или, наоборот, к полной остановке. Поэтому ни в коем случае нельзя пытаться проскочить на желтый. По мнению гаишников, именно такое вот "проскакивание" чаще всего оборачивается авариями, причем очень серьезными. Ведь чтобы успеть проехать, приходится прибавлять скорость. Если же с двух сторон перекрестка летят "джигиты", то столкновение неминуемо. И оно по статистике считается вторым по степени опасности и тяжести после лобового, поскольку происходит под углом 90 градусов. В таких авариях страдают все, кто находится в машине, - и водители, и пассажиры.
В ПДД также говорится о том, что даже при зеленом сигнале светофора нельзя выезжать на занятый перекресток, а при желтом тем более. Водителей, не нарушающих установленный порядок, встретишь очень редко. Из-за этого пробки долго не рассасываются, и сотрудникам ГИБДД приходится дежурить на перекрестках со светофорами в часы пик. Такого нет, наверное, ни в одной стране. Однако я что-то не замечал, чтобы водителя, который выехал на желтый сигнал и загородил дорогу всем, кто едет справа и слева, штрафовали. Да и в Кодексе об административных правонарушениях наказания за это не предусмотрено. Правда, поговаривают, что с введением видеонаблюдения нарушителей такого рода будут примерно наказывать. Как - пока неясно.
ОСТОРОЖНОСТЬ ПО ВЫБОРУ
Водители традиционно возмущаются обилием машин с проблесковыми маячками, мигалками и звуковыми спецсигналами. Похоже, многолетняя борьба ГИБДД с чиновниками разного уровня так и не дала положительных результатов: их автомобили продолжают выделяться на улицах городов, а водители - вести себя так, будто они главнее всех в потоке. Рядовые автомобилисты, не надеясь на то, что будет наведен порядок, борются с мигалками на свой манер. Вот как видит ситуацию Андрей Свинцов, водитель с 25-летним стажем:
- Раз кому-то разрешено ездить с мигалками, то неизбежно появятся и такие, кто захочет воспользоваться ими незаконно. С водителями на таких машинах надо быть особенно осторожными. Ведь если они плевали на запрет, то могут плюнуть и на тебя, если ты не уступишь им место в ряду. Сколько раз видел, как отморозки били стекла авто, а то и самих водителей из-за того, что те не давали им проехать. Зачем доводить до этого?! Я придерживаюсь старой мудрости: в споре выигрывает тот, кто уходит от него. Прешь ты, не обращая внимания на других, - ну и давай себе. В аварию попадешь гораздо быстрее, чем тот, кто отодвинулся и не стал с тобой связываться.
А вот с "мигающими чиновниками" я и мои друзья поступаем так: стараемся им навредить, соблюдая при этом все правила дорожного движения. Кстати, такой позиции придерживаются и многие профессионалы. Недавно один такой "рогатый" (со спецсигналами на крыше) хотел обогнать меня с правой стороны по карману, предназначенному только для общественного транспорта. Я, конечно, разрешил, но в конце кармана не дал ему влезть в мой ряд. Смотрю в зеркало заднего вида. Человек пять поступили так же, как я, - не дали ему выехать. А шестой вообще оказался молодцом: запер машину чиновника, остановился, включил "аварийку" и полез под капот. Вот чиновничий водитель, наверное, матерился. И поделом. Конечно, я понимаю, что тот водитель и я поступили не очень красиво и корректно, но кто-то же должен показывать шишкам на ровном месте, что правила движения - для всех.
С явными грубиянами поступаю однозначно: пользуюсь известным в нашей среде правилом трех "Д" - "дай дорогу дураку".
Я их пропускаю, но сообщаю номер автомобиля ближайшему гаишнику. Точно так же делаю, когда вижу явно пьяного или невменяемого человека за рулем. Часто инспекторы меня благодарили за это и срочно сообщали по линии об опасном водителе своим коллегам, чтобы они остановили его. Возможно, я уберег кого-то от ДТП. Поэтому никаких угрызений совести за то, что "заложил" нахала, не испытываю.
СТАНЬ ЗАМЕТНЫМ
У опытных водителей есть понятие: "выразительная езда". Что это? А то, что вашу машину должно быть заметно на дороге всем, кто едет вокруг. Нет, для того чтобы стать видимым, совсем необязательно раскрашивать кузов или цеплять на него различные тюнинговые прибамбасы. Суть в другом: соседи по потоку или трассе должны не угадывать, как это часто бывает, а твердо знать, какой маневр совершит ваша машина в ближайшее время - повернет направо или налево, остановится, пропустит вас, начнет перестраиваться из ряда в ряд и так далее.
К сожалению, даже заблаговременное включение поворотных сигналов для многих водителей не является обязательным приемом. То ли забывают, то ли не считают нужным - неизвестно. Еду недавно по улице Королева. Парень на хорошей машине слева пытается въехать в мой ряд, но поворотник не включает, а смотрит на меня и мимикой показывает, что он хочет сделать. Открываю окно и кричу ему: "Ты что, Софи Лорен, чтобы на тебя смотреть?! Включи поворотник, пропущу". Хохочет, включает, проезжает без проблем. Улыбаться друг другу, конечно же, надо. Но я знаю и другое: корректные и профессиональные водители всегда или почти всегда пропускают и предупреждают о маневре.
Воспитанный и культурный водитель никогда не будет выказывать перед другими превосходство своей машины, если она у него самая крутая. Да это и не надо. Честно скажу, что необычную тачку, когда она мигает, чтобы проехать вперед, я пропущу. Хотя бы для того, чтобы посмотреть, как она выглядит сзади. Интересно же!
Заметной машину делает и ближний свет. По нашим законам его надо включать только за городом. Но опытные водители включают габариты или даже ближний свет и в городе. И не только в дождь.
Объяснить пешеходам, переходящим дорогу, пусть и в неположенном месте, что вы не собираетесь их давить, можно одним способом: остановиться и несколько раз мигнуть фарами. То же самое надо сделать, если вы решили пропустить машину.
Скажу еще об одной детали, которая не связана с ездой, но говорит о корректности автомобилиста. Речь о парковке. Если машина припаркована так, что загораживает путь пешеходам и выезд другим авто, то это значит, что ее владелец не думает о других. Его вряд ли назовешь воспитанным.
ПОМОГИ СЕБЯ ОБОГНАТЬ
Обгон - дело тонкое и опасное. Конечно, сам водитель должен смотреть, когда можно совершать такой маневр, а когда нет. Но и тот, кого хотят обогнать, должен знать элементарные правила, чтобы помочь сделать это быстро и безопасно. Только неумный шофер, положим "Мерседеса", начнет давить на газ, когда слева его обходит "жигуленок". Воспитанный непременно притормозит и примет немного вправо - обгоняй. Больше скажу: если впереди он заметит что-то, что может помешать обгону, то мигнет левым поворотником, а когда преграда исчезнет - правым, давая понять: путь свободен, проезжай.
Однако особенно помощь нужна обгоняющему в темное время суток и за городом. Но для начала при этом маневре он сам должен выключить дальний свет и перейти на ближний, для того чтобы не ослеплять водителя впереди через зеркала заднего вида. В ответ тот должен также включить ближний свет, когда его обогнали, и ехать с ним несколько минут, пока не станет ясно, что его дальний прожектор не бьет по глазам обогнавшего.
А КАК У НИХ
Американское агентство AutoVantage составило рейтинг городов США, где живут самые вежливые и самые грубые водители. Оказалось, что нахалы обитают в Майами. Не блещут вежливостью и культурой также автомобилисты Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Бостона. Наиболее корректными признаны водители Миннеаполиса, Нэшвилла, Сент-Луиса, Сиэтла и Атланты. Они всегда уступают дорогу пешеходам, пропускают машины, включают поворотники и так далее. Рейтинг составлялся на основе телефонного опроса 2 тысяч взрослых американцев из 20 крупных городов. Среди наиболее раздражающих "дорожных манер" респонденты назвали подрезание, несоблюдение дистанции, беспорядочное мигание поворотниками, болтовню по мобильному телефону во время движения... и демонстрацию среднего пальца коллегам.
ЗАЧЕМ НАДО ЗНАТЬ ПДД
Профессиональные водители считают, что знать правила дорожного движения назубок надо не только для того, чтобы ездить спокойно и безопасно. Того, кто четко соблюдает все требования ПДД, инспекторы ДПС никогда не зачислят в виновники дорожно-транспортного происшествия со всеми вытекающими последствиями. Знать, что ты действовал по правилам, значит экономить свои же деньги, и часто немалые.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Российские войска ведут в городе встречные бои, отражая атаки противника

Кадр видео Министерства обороны России

Вооружённые силы Украины (ВСУ) попытались деблокировать город Купянск в Харьковской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». По данным военных корреспондентов, российские войска ведут в Купянске встречные бои, отражая...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 5502
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Росстат отрапортовал о сокращении разницы в доходах самых богатых и самых бедных россиян

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Federation Council of Russia, globallookpress.com

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — настоятельно советовал когда-то Козьма Прутков. А на этой неделе СМИ облетело очередное бодрое сообщение Росстата...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 3983
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...

Жизнь 19:01 / 29 Ноября 2025 3237
Последняя колонка

В Калининграде задержали похитителя дверных ручек

Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Похититель дверных ручек Когда-то в Риме был снят фильм «Похитители велосипедов». А в Калининграде можно было бы снять кино про похитителя дверных ручек. Региональный Фонд капитального ремонта устанавливает в городе...

Жизнь 19:01 / 13 Декабря 2025 3226
Последняя колонка

Росприроднадзор потребовал выселить крокодила из новосибирского гипермаркета

Труд
Кубинский крокодил (Crocodylus rhombifer). Фото: globallookpress.com

Новые трассы на Эльбрусе На Эльбрусе, самой известной вершине Кавказа высотой 5600 метров, открылся очередной горнолыжный сезон. Минувшим летом на восточных склонах построены еще две канатные дороги и проложены 5 км...

Сумма штрафа составила три тысячи рублей

Фото: Demian Stringer/Zumapress.com, globallookpress.com

Суд Каменска-Уральского Свердловской области оштрафовал на три тысячи рублей местного жителя Сергея Глухих, который был признан виновным в поиске экстремистских материалов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на объёдиненную пресс-службу судов...

Жизнь 19:20 / 06 Декабря 2025 3024
Последняя колонка

ИИ признан научным словом года в России

Труд

Научное слово года: ИИ Лингвисты столичного Института русского языка имени Пушкина подвели итоги опроса «Слова года в науке — 2025». В голосовании участвовали больше тысячи преподавателей технических вузов и лабораторий...

Покупательница недвижимости Полина Лурье сочла предложение неразумным

Фото: «Комсомольская правда»/Роман Денисов, globallookpress.com

Певица Лариса Долина предложила возвращать купившей у ней квартиру Полине Лурье деньги за недвижимость в течение трёх с лишним лет. Об этом рассказала РИА Новости адвокат покупательницы Светлана Свириденко. «Спустя полтора года судебных...

Бывшая замминистра строительства ДНР Юлия Мирваезова обвиняется в краже денег по 14 государственным контрактам

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Сумма ущерба по уголовному делу в отношении бывшего первого заместителя министра строительства Донецкой Народной Республики Юлии Мерваезовой и других фигурантов, обвиняемых в хищении денег у Министерства обороны РФ, превысил девять миллиардов...

Жизнь 00:08 / 21 Ноября 2025 2968
Докажите, что вы не дрон!

Найден еще один способ защитить нас от беспилотников? Жулики аплодируют

Марина Крючкова
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница...

Каких-то десять лет потребовалось правоохранителям на то, чтобы пресечь воровство земель Министерства обороны под Петербургом

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Ущерб государству от самозахвата десятков гектаров может составлять миллиарды рублей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Многолетнюю схему по хищению земель Министерства обороны наконец-то пресекли правоохранительные органы. Их об этом просили добрый десяток лет, но они почему-то так долго запрягали... Председателя правления садоводства «Защита»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?