Главная проблема ОПК, по его мнению, в непрозрачности системы. Эксперты согласны с ним, но говорят, что до сих пор государство, несмотря на демонстрацию внимания к отрасли, не определило многие концептуальные вопросы.
Недавно назначенный заместитель Владимира Путина, курирующий оборонку вместо ушедшего в администрацию Сергея Иванова, берет под свой контроль все больше вопросов. Сначала он замкнул на себе разбирательство с аварией спутника
Лишним подтверждением этому стало прошедшее вчера под председательством Рогозина совещание в правительстве, посвященное проблемам с гособоронзаказом.
Смысл этих операций, по замыслу Рогозина, состоит в том, чтобы сделать оборонный комплекс более эффективным, а от системы гособоронзаказа добиться своевременного исполнения графиков контрактов и адекватных цен. По словам
Под завесой секретности воровать проще
Как пояснил «Труду» заведующий кафедрой военной экономики Института экономической политики Виталий Цимбал, непрозрачность системы ОПК действительно оказывает катастрофическое влияние на себестоимость продукции и эффективность самих предприятий. «Оборонные заводы уже давно пора перевести в открытый режим, иначе он останется коррупциогенным, — говорит эксперт. — Что касается рентабельности, то она с головных изделий перенесена на комплектующие, в итоге завод имеет низкие показатели».
Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов в качестве примера необоснованных издержек привел контракт, в котором в цену подлодки были внесены вложения в строительство свинофермы для нужд личного состава. «Кроме того, директора завода можно заставить подписать контракт по выгодным Минобороны ценам, но поставщики не будут отдавать свою продукцию по дешевке», — уверен он.
А на что нам вообще армия и флот?
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов не может понять, зачем искать собственников этих заводов, чтобы оказывать на них дополнительное влияние: «Большинством предприятий владеет государство, поэтому только от него и зависит, как снизить издержки в отрасли».
Предложенные Рогозиным инициативы, по сути, можно отнести к оперативным мерам «ручного управления». Между тем в ОПК до сих пор не решены многие концептуальные вопросы, что мешает двигаться отрасли дальше. Такого мнения придерживается Александр Коновалов. «Для того чтобы модернизировать системы гособоронзаказа и всего ОПК, государство должно определить приоритеты. Что нам сейчас важнее — обеспечить современными системами сухопутные войска или закупить авианосцы? И вокруг этих приоритетов нужно формировать пул предприятий», — говорит он.
Для понимания этих приоритетов предстоит сделать еще более важную вещь. Власть должна ответить на концептуальные вопросы, вокруг которых строится оборонная стратегия. В какой конфликт может быть втянута Россия в ближайшие годы? Где этот конфликт может произойти? Сколько конфликтов одновременно могут протекать с нашим участием? «Без этой четкой перспективы оборонные заводы будут продолжать бессистемно тянуть одеяло на себя», — резюмирует Коновалов.