Главная Культура 00:06 18 Марта 2022 10230
«Я – за музыку надежды»

Разговор с Юрием Башметом – о роковом разрыве культуры и политики

Сергей Бирюков
Юрий Башмет и его Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Фото автора

Юрий Башмет — из тех людей, у кого работы не убывает никогда. Если обламывается в одном месте, с чем российские артисты сейчас массово сталкиваются на Западе, то прибавляется в другом — родном отечестве. Как в сегодняшней новой реальности удается сохранять и строить дальше просветительские проекты? Чем живут руководимые Юрием Абрамовичем коллективы «Новая Россия», «Солисты Москвы» и Всероссийский юношеский симфонический оркестр? Может ли искусство помочь людям, вовлеченным в нынешнюю битву умов, идей и интересов, идущую с применением тяжелого вооружения? Об этом наш разговор с маэстро.

— Украинская спецоперация буквально врезалась в график твоего Зимнего фестиваля в Сочи. Под ударом оказались гастроли одного из лучших в мире оркестров старинной музыки Il giardino armónico под руководством Джованни Антонини, международный конкурс молодых композиторов, интернациональные мастер-классы инструменталистов и оперных певцов...

— Фестиваль задумывался как показ лучшего за все 15 лет его истории — спектаклей «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским, «Гамлет» с Евгением Мироновым, «Кроткая» с Сергеем Гармашем, хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе»... И мы в основном смогли сохранить программу. Даже когда грянули украинские события, довели до завершения и конкурс, и мастер-классы, где проявили себя очень талантливые молодые люди. Например — победившие в нашем традиционном композиторском соревновании имени Альфреда Шнитке Герман Визнер из России (номинация «струнный квартет») и Артем Цесь из Белоруссии («фортепианный ансамбль»). А вот итальянцы, к сожалению, не подлетели. Они уникальные мастера исполнения барокко, и перед «Солистами Москвы» встал выбор — либо заменить их в старинном репертуаре, который мы тоже играем, но это не наш исключительный профиль, — либо сыграть то, что ближе нам. Мы выбрали программу русской музыки, ставшую бомбой: Элегию Чайковского памяти Самарина (первого постановщика «Евгения Онегина»), Фортепианный концерт Шнитке (солировала моя дочка Ксюша) и адажио из Ленинградской симфонии Шостаковича.

Что касается других перемен и отмен — отложились гастроли «Солистов» в Греции и Дубаи. Зато хлынули предложения из самой России. Например, через несколько дней полетим на подмогу Транссибирскому фестивалю Вадима Репина. И только что отыграли в Клину два концерта для беженцев из Донбасса. Днем для их детей выступали наши дети из Юношеского оркестра — скрипачка с пьесами Йозефа Сука, альтистка — с сонатой Шуберта... А вечером «Солисты Москвы» играли «Воспоминание о Флоренции» Чайковского... Для меня тут двойной смысл: на Украине, во Львове, прошло мое детство и юность, и именно там в мою жизнь вошел Чайковский, определив ее дальнейшее направление.

— Как это случилось?

— Я учился в музыкальной школе, но душа принадлежала не классике, а «Битлз». И вот однажды на уроке музлитературы нам включили Шестую симфонию Чайковского. Я не сразу понял, что произошло, но вечером в душе зазвучали какие-то необычные мелодии с гармониями, и только ложась спать я осознал — это то, что нам давали слушать днем. Наутро позвонил своему «однопартнику» Гоге Эдельману и попросил запись Шестой. У него такая нашлась, дирижировал Мравинский, и еще там был Второй концерт Рахманинова с солирующим Рудольфом Керером... В тот вечер я поздно вернулся домой, родители уже спали. Но мне так не терпелось послушать музыку, которой я «болел» уже сутки, что разбудил их, мы включили проигрыватель и вместе получили огромное удовольствие. Для меня этот момент обозначил выход из очень серьезной ситуации — я уже чувствовал, что эпоха «Битлз» проходит, да и сама команда уже распалась, нужно искать в музыке новую опору и смысл.

— Его подсказал Петр Ильич?

— Да, но ты будешь смеяться: сыграл свою роль и другой Ильич — Ленин. К столетию вождя организовался всеукраинский конкурс музыкальных школ и училищ, и меня на него командировали в Киев. Правда, выяснилось, что соревноваться придется... со скрипачами: кроме меня, альтистов не было. И даже хотели отказать мне в участии, но моя учительница Нина Леонидовна Вишневская устроила скандал: мальчик готовился!.. Еще смешнее, что в итоге у меня оказалось больше всех баллов. Тогда председатель жюри Олег Крыса сказал: вы хотите анекдота — на скрипичном конкурсе победил альтист? И нам не стали присуждать лауреатские звания, а назвали всех «переможцами», т.е. победителями, вручили подарки (мне досталась книга Игоря Бэлзы «Бела Барток»). Кстати, мои соконкурсники Миша Вайман, Саша Винницкий, Миша Готсдинер, Саша Брусиловский вскоре стали моими однокурсниками в Московской консерватории.

— Ты назвал некоторые из множества своих музыкально-театральных работ. Где корни этого явления — Театра Юрия Башмета?

— Они восходят к тем временам, когда еще не было той полусотни альтовых концертов и прочих композиций, что написаны для меня ведущими композиторами мира — Альфредом Шнитке, Софией Губайдулиной, Эдисоном Денисовым, Гией Канчели, Андреем Эшпаем... Я играл симфонию Берлиоза «Гарольд в Италии», вообще-то написанную по заказу Паганини как альтовый концерт. Но Паганини эту вещь не играл, хотя заказ оплатил (что для него было исключительным поступком — он слыл скупцом, знакомые даже прозвали его Паганьенте, т.е. «никогда не платящий»). И действительно, там альт использован очень неравномерно: довольно много в первой части, но постепенно к финалу его партия сходит на нет. В общем, мне захотелось придать исполнению больше нерва через театрализацию. Идея пришла в нашем общении со скрипачом Олегом Каганом: я сажусь на стуле где-то в массе оркестра и читаю старинную книгу, стоящую на маленьком пюпитре (этот томик из своей библиотеки мне одолжил Святослав Рихтер), а когда приходит черед играть — делаю несколько шагов к пульту с нотами на авансцене...

Я вообще за эксперименты. Готов играть даже партитуру, в сочинении которой принимал участие компьютер. Но всякий эксперимент должен быть подкреплен хорошим вкусом. Мне не близки фокусы, допустим, Найджела Кеннеди — талантливейшего скрипача, но пошедшего по линии балагана, выходящего на сцену в разных носках, а главное — играющего всякую попсовую ерунду...

Теперь насчет «Театра Башмета», как ты выразился. У него пока нет своего здания: быстро такое не делается. Я ведь замахнулся на крупный проект — с учебным процессом, репетиционной базой, жильем для иногородних участников...

— Остался у тебя на Украине кто-то из друзей юности?

— Один друг переехал в Норильск, его уже, к сожалению, нет. Другой давно в Европе, мы с ним делаем мой фестиваль на острове Эльба. В самом Львове по-прежнему живет человек, с которым мы дружим с пятилетнего возраста, моя мама, можно сказать, его воспитала: он заходил за мной погулять, а я в это время должен был заниматься, так она давала ему интересные книжки и приучила к систематическому чтению... Он не музыкант — повар. Уже много лет помогает ухаживать за могилами моих родных, на это никакая политика не повлияла.

— Мы с тобой люди одного поколения и помним замечательных украинских композиторов — Мирослава Скорика, Левко Колодуба, Лесю Дычко... Ты считаешь нормальным, что за 30 постсоветских лет в Москве не прозвучало почти ни одной ноты украинской музыки? И не мы ли сами отчасти виноваты в отчуждении между нашими народами?

— Я был знаком со Скориком: мой первый учитель еще по классу скрипки — Петя Дрощ, его лучший друг. Что говорить, талантливейший народ. Вспомнить ту же львовскую музыкальную школу имени Саломеи Крушельницкой — там при входе портреты ее международно известных выпускников: скрипача Олега Крысы, пианистов Александра Слободяника, Богодара Которовича... Пианист Юра Лисиченко потом учился и преподавал в Московской консерватории. Скрипач Юра Корчинский — первая премия конкурса имени Паганини в Генуе!.. С одной стороны, ты прав, в разобщении есть и наша вина. С другой — было ли у украинцев большое желание общаться с российской публикой? Вспомни один из первых указов президента Ющенко — считать Гоголя украинским писателем... Там издавна сильна тенденция — стать центром восточнославянской Европы. Не быть им вместе с Россией, а перетянуть на себя эту роль.

— В мире пошла волна отмен русских проектов. Даже не верится: будто бы в Польше запретили играть в концертах Чайковского и Шостаковича, а в театрах ставить Чехова. В Британии Кардиффский симфонический оркестр отменил исполнение увертюры Петра Ильича «1812 год»...

— Насчет Польши это точно. Про Кардифф — сейчас от тебя впервые слышу, но не удивляюсь. И скажу, что уже послал полякам ответку. Есть у нас с «Солистами Москвы», Сережей Гармашем и молодой актрисой Марией Срогович программа, посвященная переписке Чайковского и Чехова. И как раз в день, когда пришло известие о польском запрете, мы ее исполнили в «Зарядье».

После премьеры Реквиема Кузьмы Бодрова (в центре) на стихи Роберта Рождественского, прошедшей с участием Сергея Гармаша

Что до Шостаковича — с этим идиотизмом я уже сталкивался, когда мы с Рихтером собрались играть его альтовую сонату на фестивале в Дуйсбурге. И встретили сопротивление как советских органов, для которых фамилия Шостакович была жупелом (сын композитора Максим, дирижер, тогда не вернулся в СССР с гастролей в Германии), так и некоторых немцев — те не могли забыть Дмитрию Дмитриевичу Ленинградскую симфонию. Слава богу, ситуацию удалось переломить: при всем том тогдашние власти — наша и германская — оказались мудрее и договороспособнее, чем нынешняя польская.

Теперь по поводу того, как за Западе поступили с Гергиевым, Нетребко, Мацуевым... Я давно заметил: там боятся наших музыкантов. Еще в советские времена старались отсечь от международных конкурсов на стадии заявки. Или, если доходит, скажем, выпускница Московской консерватории до очных туров конкурса в Париже, то организаторы сделают все, чтобы премию получил француз, хотя наша девочка на три головы выше в профессиональном отношении.

Возвращаясь к Гергиеву — они хотели, чтобы он открестился от России? Но он россиянин. Чтобы он выступил с политическим заявлением? Но он не политик, а артист. И повел себя, считаю, очень достойно. Ну так кто в этой истории выиграл? Мюнхенская опера? Хороший театр, но таких много — а Мариинка в мире одна, и теперь Гергиев сможет уделять ей еще больше времени.

— Что скажешь о звучащем в Государственной думе требовании к деятелям культуры, не поддержавшим военные действия, уволиться со своих позиций? Якобы Россия даже не заметит этих увольнений. Напомню — речь об Олеге Басилашвили, Алисе Фрейндлих, Евгении Миронове, Андрее Могучем... И как тебе открытие неким Комитетом защиты национальных интересов РФ сайта «Предатели и враги», где таковыми названы Борис Гребенщиков, Данила Козловский, Чулпан Хаматова, Андрей Хржановский?..

— Я, конечно, не могу согласиться с мнением, будто России безразличны Алиса Фрейндлих или мой друг Женя Миронов. Чулпан просто обожаю, а в фильме Андрея Хржановского про Олега Кагана сам снимался. Конечно, любой нормальный человек против войны. И Россия до последнего удерживалась от крайних мер — но что оставалось, когда с той стороны потянулись к ядерной кнопке? Не исключаю, что при ином ходе событий нам в скором времени пришлось бы оплакивать не только детей Донбасса, погибших от обстрелов, но и жителей Ростова, Воронежа, Курска, Москвы...

Башмета много не бывает, решили благодарные сочинцы — и подарили маэстро его портрет

— Каково будущее твоих фестивалей в Туре, на Эльбе?

— До них еще пока изрядно времени. А вот насчет сочинского фестиваля могу сказать: недавно было заседание Европейской федерации фестивалей, и там кто-то предложил исключить его. Но категорически против выступила Сербия, ее поддержали другие — и исключение не прошло. Что касается других планов — из 10 мировых столиц, куда ансамбль «Солисты Москвы» собирался поехать в юбилейный тур в связи со своим 30-летием, меньшая часть отпала, а большинство по-прежнему нас ждет.

— Когда все это кончится, что ты сыграешь?

— Что-то из классики. Например, я очень люблю произведение немецкого композитора Макса Бруха «Кол нидре». Это название еврейской молитвы о прощении. Там начало минорное, а окончание мажорное — не ликующее, а тихое и просветленное. Очень красивая, трогательная музыка надежды. Ну и я уверен, что в самом скором времени у российских композиторов появятся новые яркие произведения, рожденные сегодняшним этапом в истории страны. Просто не могут не появиться...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3343
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3242
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3103
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?