Главная Жизнь 00:02 19 Августа 2014 2193
Дорожный просвет полосатого жезла

Российская госавтоинспекция решила взять под контроль строительство автомагистралей

Александр Проценко, экономический обозреватель «Труда»

Намерения, как всегда, самые благие — кардинально снизить аварийность на российских автомагистралях: по данным дорожной полиции, только за семь месяцев 2014 года из-за неудовлетворительного состояния дорог, в том числе несоблюдения требований безопасности при их ремонте и реконструкции, произошло 32,3 тысячи ДТП и аварий. В них погибли 4,3 тысячи человек, а пострадали более 41 тысячи.

С этим пороком и намерена теперь бороться дорожная полиция. По новому регламенту, разработанному в недрах ГИБДД, дорожные инспектора смогут самостоятельно проводить проверки сооружаемых и ремонтируемых автодорог, истребовать от организаций предоставления образцов и каталогов продукции, техническую и технологическую документацию, контролировать применяемые при этом материалы и соблюдение технологий, проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния.

А самое главное — давать предписания на устранение нарушений и «временно ограничивать или запрещать проведение на автомобильных дорогах ремонтно-строительных работ, осуществляемых с нарушением требований». И даже «знакомиться с личными данными граждан, имеющих отношение к строительным и ремонтным компаниям». И будет у нас не дорожная полиция, а новая спецслужба с почти неограниченными полномочиями.

Учтем, что специалистов по автодорожному строительству в ГИБДД пока нет. Соответствующие материаловедческие лаборатории отсутствуют в принципе — как стационарные, так и передвижные. Опыта тоже нет никакого. То есть всю службу придется создавать, на что потребуются гигантские средства — и это в нынешний момент, когда страна начинает затягивать пояса.

А в Москве, например, за качеством дорожного строительства следят Объединение административно-технических инспекций, «Эксперт Автодор», комитет Москвы по надзору в области строительства. «Все эти организации присутствуют на стройках в обязательном порядке, — говорит профессор МАДИ Юрий Васильев. — Встает резонный вопрос: насколько ГИБДД хватит квалификации, чтобы вмешиваться в строительство?»

Аналогичные московским контролирующие организации имеются в других городах и регионах. Правда, не везде они работают с надлежащим качеством.

Но разве российская госавтоинспекция успела прославиться на всю страну безукоризненным исполнением своих прямых обязанностей и высоким авторитетом сотрудников? Как свидетельствуют прокуратура и другие контрольные ведомства, российская ГАИ-ГИБДД традиционно занимает одно из ведущих мест в коррупционной иерархии. И давать в этом состоянии дополнительные права — все равно что лисе поручить охрану соседнего курятника.

Учтем, что ГИБДД уже сегодня обладает немалыми полномочиями. При желании любой дорожный инспектор может даже разорить бюджет города или района, если тамошние власти не следят за надлежащим состоянием подведомственных автодорог. Ибо по действующему госстандарту даже небольшая выбоина на дороге должна устраняться в течение суток, а размер штрафа, который можно накладывать по этому поводу на дорожные службы или местные власти, достигает 300 тысяч рублей.

Но отечественная госавтоинспекция почему-то предпочитает сидеть в «засаде», отлавливая самых беззащитных «клиентов» — невнимательных или не слишком дисциплинированных водителей. В прошлом году, по данным Судебного департамента при Верховном суде, общая сумма административных штрафов за наиболее опасные нарушения ПДД, наложенная на водителей судами, составила 5,5 млрд рублей, при среднем их размере в 2-5 тысяч рублей.

Но аналогичной статистики собранных штрафов по ст. 12.34 КоАП (Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) даже не ведется — такие случаи у нас единичны. Хотя вряд ли в России найдется хотя бы несколько даже федеральных трасс, за состояние которых на виновных нельзя было бы наложить тот самый 300-тысячный штраф.

Зато теперь, объясняют чиновники из ГИБДД, новые наставления включают список из 84 возможных рекомендаций, которые может дать ГИБДД для повышения безопасности движения: от расширения дорог и обочин до организации разделительной полосы или изменения циклов работы светофоров.

Однако все эти возможности имеются у дорожных служб ГАИ-ГИБДД и сегодня. К примеру, в управлении ГИБДД по Республике Татарстан ежемесячно скапливаются груды предписаний местным органам власти с требованием устранить то или иное нарушение в части содержания автодорог. Каждое предписание заканчивается стандартной фразой: в случае невыполнения предписания муниципалитет «будет привлечен к ответственности» по соответствующей статье КоАП. И ведь не шутят — привлекают!

Результат можно увидеть собственными глазами, проехав по дорогам республики, которые содержатся в о-очень приличном состоянии.

То есть татарстанские гаишники не обременяют себя «непрофильными» заботами — созданием дополнительных специальных служб, оснащением их дорогостоящим оборудованием, обучением персонала. Они лишь требуют от хозяев автотрасс, чтобы дорога была ровной и гладкой, с нанесенной разметкой и т. д. Для этого им абсолютно не требуется «знакомиться с личными данными граждан, имеющих отношение к строительным и ремонтным дорожным компаниям».

Увы, в большинстве других российских регионов ситуация совершенно иная. Недавно губернатор Амурской области Олег Кожемяко проехал на автомобиле по федеральной трассе Чита — Хабаровск. И пришел в полный ужас. «При положенной скорости движения в 90 км/ч езда по такой дороге представляла угрозу для жизни. По ней нельзя ездить: яма на яме, просадка на просадке...» — заявил высокопоставленный чиновник.

Спрашивается: какие дополнительные права нужны были местным гаишникам, чтобы давным-давно потребовать от властей обратить внимание на эту трассу? Но, как утверждают журналисты, дважды совершившие здесь свой автопробег еще до губернаторского проезда, «одним из первых открытий стало полное отсутствие на автостраде сотрудников ГИБДД».

Так нужны ли тамошней или всероссийской ГАИ какие-то дополнительные «лычки на погонах», чтобы взяться наконец за исполнение своих прямых обязанностей — контроль не за строительством и ремонтом, а за состоянием российских дорог?

Голос

Илья Романенко, предприниматель

— Я 10 лет назад купил три фуры и занялся транспортными перевозками. Загружаю всякий импорт в портовых терминалах Питера и везу на столицу. Трасса М-1 «Россия» — фактически главная транспортная артерия, а сколько приходится терпеть мучений, чтобы товар заказчику доставить вовремя! Всего-навсего 700 км, по хорошему день пути, но он иной раз растягивается на сутки, а то и дольше.

Надо еще сказать спасибо, что в свое время — к московской Олимпиаде — дорогу расширили до трех полос, и на лесных участках можно держать приличную скорость. Но все сводят на нет несколько узких мест, которые все стопорят, как тромбы. Чего стоит единственный светофор в Вышнем Волочке, собирающий многокилометровые пробки в обе стороны. А есть еще раздолбанный участок с путепроводом на подъезде к Торжку, перекрестки с одной полосой на окружной вокруг Твери и, наконец, опять-таки — единственный светофор в Солнечногорске. Всем известны эти бутылочные горлышки, но властям до транспортных проблем дела нет, а бизнес вынужден приспосабливаться. Я, например, нанимаю водителей из Вышнего Волочка и Выползово, чтобы они могли на полпути сделать остановку, подремать и выехать ночью. Люди устают, не высыпаются, а что делать?

И вот теперь, вместо того чтобы сделать нормальные развязки и убрать светофоры, предлагают инспекторам ГИБДД контролировать дорожное строительство. Это называется пустить козлов в огород. У них же сейчас есть все полномочия, чтобы заставить эксплуатирующую организацию поддерживать трассу в надлежащем состоянии. Но блюстители порядка на дорогах в этом совершенно не заинтересованы. Ведь там, где пробка, всегда найдутся желающие ее объехать по обочине, а то и по встречке. Только успевай махать жезлом да собирать дань.

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 5812
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

Жизнь 00:12 / 19 Апреля 2024 5044
Далеко от Москвы

Есть лит жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Oлег Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Guo Feizhou/Синьхуа, globallookpress.com

Чем тревожнее новостные сводки, тем патриотичнее население — такую вот особенность выявили социологи, зафиксировавшие рост патриотизма в стране. По их утверждениям, это чувство сегодня присуще мужчинам и женщинам...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 4781
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 4548
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 4476
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Жизнь 00:10 / 19 Апреля 2024 4437
Половые заповеди

«Если жена тебе изменила, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству»

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Voller Ernst / Siegfried Steinac, globallookpress.com

Немногие из крылатых фраз Чехова столь же популярны, как та, что вынесена в подзаголовок. Ну а что делать, если жизнь снова и снова подбрасывает поводы пошутить на эту тему. Вот как теперь, когда международное...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Жизнь 00:00 / 22 Марта 2024 4079
Пряники горчат

Организаторы голосования на избирательном участке автора настойчиво пытались сбить его с пути истинного

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Накануне выборов президента России некий неизвестный с аббревиатурой DIT_MOS донимал меня эсэмэсками, настойчиво информируя, что «москвичи могут стать участниками акции #ВыбираемВместе2024, отдав свой голос на elec.mos.ru»....

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 3955
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

Жизнь 20:01 / 20 Апреля 2024 3886
Последняя колонка

Наглый бобр напугал хозяев дома и сторожевого пса

Труд
Фото: © Christopher Jones, globallookpress.com

Обнявшись, будто две сестры Ярославскому фотографу Александру Давидику удалось запечатлеть редкое природное явление: контрастную границу слияния двух рек напротив городского парка, расположенного на Стрелке. Голубая Волга сотни метров...

В ретейле вводятся квоты для российских товаров

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3808
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?