Главная Культура Афиша 00:10 19 Сентября 2014 2218
О прекрасных дамах в чудесных рамах

В Третьяковке выставили оправы картин

Елена Широян

Третьяковская галерея наглядно объяснила важность рамы для живописного искусства. Весь Инженерный корпус отдан выставке «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги». И тут есть на что посмотреть!

Экспозиция начинается еще на улице: едва войдя в Лаврушинский переулок, вы натыкаетесь на золоченые «рамы» на здании Инженерного корпуса. Здесь и афиша, и фрагменты картин, которые вы найдете в залах. Такой акцент оправдан: ведь на рамы мы чаще смотрим вскользь, порой и не подозревая, насколько одеяние холста не случайно. Тогда как умение одеть картину — тоже искусство.

Третьяковка подняла огромный пласт истории. Здесь восемь столетий: самый ранний экспонат восходит к ХIII веку. Икона с написанной на раме молитвой «Богоматерь Одигитрия», когда-то принадлежавшая меценату-старообрядцу Рябушинскому, словно укутана в мантию из прославляющих ее слов.

Рама нам привычная, европейская, в Россию приплыла на кораблях с грузом по заказу Петра I. А возникла она в эпоху Возрождения, когда алтарный образ рискнул отделиться от готической архитектуры и покинуть иконостас. Впрочем, рамы знали и в Древнем Риме, и в Византии — именно от нее россияне восприняли как икону, так и драгоценный ее оклад, украшенный эмалью и самоцветами, с узорочьем на позолоте или серебре. Не менее роскошны иконы из резной кости из Холмогор, оттуда же — декор из чисто русской слюды, а рядом — типично английское олово. Не устаешь дивиться разнообразию нарядов икон, их сложной архитектуре — от окладов времен патриарха Никона до киотов эпохи модерна:

При этом экспозиция не подчинилась строгой хронологии: рядом с образами видим картины XVIII-XIX веков, вплотную подбираемся и к нашему 21-му. Сегодняшние художники позволяют себе игры с классическим атрибутом: то начисто лишат картину рамы, то разрисуют ее собственноручно, а то и поставят на грань китча, будто дразня зрителя. Нашлось место даже наличнику окна светелки с нижегородской резьбой — в нее Илья Глазунов облачил русскую красавицу, кстати, превратив кокошник в еще одну раму для портрета. А Дмитрий Жилинский выстроил сложную систему в трагическом триптихе «1937 год». На флангах большой композиции со сценой ареста отца — два скорбных букета в черно-золотых рамках. Надпись золотом поверху центральной картины «Посвящаю без вины погибшим:» резко контрастирует с блеклой машинописью справки о посмертной реабилитации.

Отреставрировав множество рам, сотрудники Третьяковки воссоздали разлученные пары. Опознать неизвестную, запечатленную кистью Макарова, помог герб рода Лермонтовых, венчающий замысловатую готическую раму. Многие картины утратили изначальное убранство в послереволюционной неразберихе, когда холсты вынимали из собственных рам. Им вообще не придавали значения — их не изучали, в каталоги не включали. Картины-«лишенцы» оставались без законных одеяний, а часто и без имен.

Между тем многие художники считали раму неотъемлемой частью картины. Яркий пример — баталист Василий Верещагин, делавший эскизы контекстного обрамления каждой серии своих работ. Это был настоящий театр, если не кинематограф: затянутые черным бархатом стены и потолок залов, задрапированные окна, направленный свет и даже: запахи!

А вот хрестоматийная «Опять двойка» Решетникова подчеркивает беспомощность «сталинского классицизма»: бытовая сценка в убогой квартирке, тусклая и унылая, обрамлена по образу и подобию старой живописи — и сразу бросается в глаза вся противоречивая несуразность формы и содержания. Советский багет с лепниной из гипса пытается подражать великолепию работ дореволюционных мастеров, чьи забытые имена вернула Третьяковка. Зато Петр Кончаловский, в молодости входивший в эпатажную группу «Бубновый валет», наряжал свои творения в пышные одеяния от старинных рамщиков. В 1933 году, создав лакировочный натюрморт «Зеленая рюмка», московский экс-барин самолично подобрал к необарочному полотну резную золоченую раму XIX века.

После колоссальных исследований большинство из полутора сотен экспонатов сложились в идеальные пары. А кому пары не нашлось — так вот вам просто рама, пустая и загадочная, а то и дополненная еще одной картиной в том же стиле.

Захватывающе интересный проект выплеснулся за стены Инженерного корпуса. Если посетитель доплатит 50 рублей к билету на выставку, получит бонус: можно войти еще и в главное здание Третьяковской галереи. И увидеть, например, что портрет Пушкина обрамляют маки — символ сна, вечного покоя. Или заметить, как вокруг холста Пукирева «Неравный брак» бутоны флер-доранжа душат иссохший стебель...

Итак, картинные рамы бывали из дерева и гипса, кости и серебра, украшались жемчугом, шелком и кружевом, лепниной и резьбой. Блистали изяществом рамки для миниатюр и фотографий от Овчинникова и Фаберже — шедевры ювелирного искусства прислал Исторический музей. А все богатство мотивов и смыслов, таящихся в диалоге живописи и ее одеяния, вобрал увлекательный каталог, уникальный в российской музейной практике.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 7097
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?