Есть, а вернее сказать уже, были, актеры, которые практически никогда не играют главных ролей, но своим эпизодическим участием придают кинокартине или спектаклю целостность, особенность и остроту. Их герои, казалось бы, незначительные, мгновенно запоминаются, а фразы становятся крылатыми. И невозможно представить произведение — театрального или киноискусства — без их скромного в нем присутствия.
Таким мастером эпизода был и Владимир Кашпур.
Его фамилия мало кому известна. А вот лицо его знакомо практически всем. Ведь Владимир Кашпур снялся более чем в 110 фильмах, работал в театре «Современник», сыграл не один десяток ролей на сцене Московского Художественного театра, участвовал и в спектакле Московского ТЮЗа «Черный монах». Актер не первого эшелона, он обладал удивительным даром создавать такие яркие образы, которые невозможно было не отметить и не запомнить. Служивый в «Балладе о солдате» с его переходящей из уст в уста фразой «Тетя, дайте напиться, а то так есть хочется, что аж переночевать негде», Бульбанюк в киноленте Владимира Чеботарева «Батальоны просят огня», Овдоким в фильмах «В начале славных дел» и «Юность Петра», Фадеич в «Холодном лете пятьдесят третьего» — одни из самых знаменитых его киноролей.
Кроме этих фильмов, Владимир Кашпур снимался также в картинах
Немало работал Кашпур и на театральной сцене. Он играл Фирса в «Вишневом саде», и это, по признанию критиков и зрителей, пожалуй, самая яркая его театральная роль, Федора в «Белой гвардии», Захара в «Обломове», Справедливого сапожника в «Кабале святош», Михаила Ивановича в «Новом американце», Жевакина и Степана в «Женитьбе». Был задействован в знаменитых МХАТовских спектаклях «Кремлевские куранты», «Сталевары», «Утиная охота», «Чайка».
Но, надо отметить, к актерской профессии Владимир Кашпур пришел не сразу. В 1943 году в возрасте
А в 1951 году решил все в своей жизни кардинально поменять: устроился актером во Владимирский областной драматический театр имени Луначарского, где достаточно быстро стал играть главные роли. Но, гложимый статусом самоучки, в 1956 году, в 30 лет — возрасте сомнительном для начала профессиональной актерской карьеры, поступил в
Несмотря на преклонный возраст, Владимир Кашпур держался в очень хорошей профессиональной форме, он много работал и не боялся экспериментировать, а его герои были по обыкновению удивительно настоящими, невозможно было поверить, что это игра, в реальное существование именно такого человека хотелось верить. И верилось.
Зрители засматривались живыми, натуральными образами, создаваемыми Кашпуром, а коллеги всегда подтверждали его удивительную способность к самоотдаче и незаурядный талант. Газета. Ру цитирует режиссера Каму Гинкаса: «Первое давнее впечатление от Кашпура — странное, неожиданное, монголовидное лицо, которое появлялось едва не в каждом втором советском фильме. Обычно он играл разных подозрительных типов, но также простых солдат, крестьян и комсомольцев в тюбетейках. Но чтобы ни играл Кашпур, он всегда запоминался».
Кашпур — актер старой закалки, истинный МХАТовец. Таких, говорят, сейчас «уже не делают». По свидетельству, опять же, Гинкаса, «Кашпур представляет собой тот почти уже исчезнувший вид, по которому можешь понять, каковы были актеры подлинного МХАТа времен Станиславского и
Прощание с Владимиром Кашпуром пройдет 20 октября в 11 часов в фойе Московского Художественного театра. Отпевание состоится позже в церкви в Брюсовом переулке. Похоронен актер будет на кладбище города Долгопрудного.