На прошлой неделе Первый канал внезапно прервал показ сериала «Выстрел». А на этой не возобновил. Сразу поползло множество слухов относительно причин случившегося. И неудивительно. Подобные обрывы эфира «на самом интересном месте» всегда вызывают бурное возмущение аудитории. Хотя бы потому, что просто противоречат самой идеологии сериального вещания, которое изначально подразумевает стабильность: зритель должен быть уверен, что каждый вечер в час назначенный ему гарантирована встреча с любимыми героями.
Да, сериальная публика специфическая. Прикипев к очередному долгоиграющему кино, она живет в особом мире, воспринимая выдуманных персонажей как своих хороших знакомых. Помните старый анекдот про нашего человека, который хотел эмигрировать непременно в Санта-Барбару, потому что он там всех знает? Эта всепобеждающая любовь порой играет со зрителями дурную шутку. Когда заканчивается очередной сезон, они воспринимают это как личное оскорбление, как неуважение, проявленное каналом к своей аудитории. Потом, конечно, смиряются и ждут.
С «Выстрелом», повествующим о биатлонистах, история другая. Первые его четыре серии вышли согласно расписанию. А вот пятая и шестая не появились. Вместо них весь вечерний эфир канал посвятил многочасовым переговорам «нормандской четверки». Что ж, вполне в духе современного ТВ, ради политики перекраивающего телепрограмму грубо и безжалостно. Но и на следующий день «Выстрел» не вышел. На вопрос «почему?» телеканал отделался общими словами. Мол, раз уж все равно случился перерыв, то есть смысл показать сериал заново и целиком, но попозже. Между тем многие уверены, что «Выстрел» был прерван из-за крайне резкой негативной оценки профессионального сообщества. Спортивные функционеры, чемпионы и болельщики якобы в пух и прах разнесли то, как в сериале показывали собственно биатлон. По их мнению, ничего, кроме профанации популярного вида спорта, «Выстрел» не содержит.
Нечто подобное произошло и со скандальным сериалом «Школа» Валерии Гай Германики. Его показ начался в январе 2010-го, а в феврале неожиданно оборвался. Тут же заговорили о том, что «Первый» вынужден был пойти на этот шаг под давлением Министерства просвещения и из-за бури возмущения родителей, увидевших в «Школе» огульное очернение современной молодежи и неуважение к нашей родной педагогике. Однако телеканал поторопился объяснить, что никакого давления не было, а сериал будет продолжен две недели спустя, сразу после завершения Олимпиады в Ванкувере. Так оно и произошло.
Но чаще всего сериалы прерывают по коммерческим соображениям. Многим поклонникам, вероятно, памятна история, случившаяся с латиноамериканским «мылом» под названием «Проспект Бразилии». Началу показа предшествовала масштабная рекламная кампания, которые вообще так любит Первый канал. Сам «Проспект», созданный на знаменитой студии Globo и состоящий из 150 эпизодов, был вполне качественным продуктом. Но что-то у нас с ним не заладилось с самого начала. Рейтинги оказались низкими. Сериал сначала показывали по две серии за раз, потом перешли на одну, да и та начала скакать туда-сюда по времени. В результате на 50-й серии показ остановили.
А на месте «Проспекта Бразилии» появилось наше, родное «мыло» — «Ясмин». История про любовные и всякие прочие приключения трех молодых россиянок в Турции снималась с размахом. В павильоне «Мосфильма» построили огромные декорации, изображающие уголок Стамбула. Там были отели, магазины, рестораны, бани. Предполагалось очень большое количество серий. Причем даже авторы толком не знали, куда дальше заведет их героинь эта история. Все снималось с колес: вечером сценарий — утром свежеиспеченная серия. Но после 24-го эпизода история также была прервана. Ни красавицы-актрисы, ни их мужественные партнеры с восточной наружностью, ни роскошь декораций не спасли проект с полубредовым сюжетом от провала. Смотреть его не захотели даже те же домохозяйки.
В результате Первый канал решил больше не экспериментировать с дневной сериальной линейкой и заполнил ее продукцией других жанров. А в «стамбульской» декорации начали снимать ток-шоу «Мужское / Женское».
Подобные сериальные секвестры, вызванные низкими рейтингами и, следовательно, малым количеством рекламы, случались и на других каналах. Так, «Домашний» в свое время оборвал премьерный показ сериала «Мои восточные ночи», рассказывающего о любви «простой румынской девушки и арабского принца», а на его место поставил тысячу раз виденный детектив «Она написала убийство». Зрители негодовали.
Следует понимать, что если уж канал останавливает показ, значит, рейтинг совсем уж паршивый. Ведь закупаются-то сериалы у производителя целиком.
На западном телевидении подобное случается крайне редко. Там многосерийные проекты снимаются посезонно. Почувствовав, что сериал выдыхается, продюсеры просто отказываются от следующего сезона. Зато там нередки случаи изъятия из сериалов отдельных эпизодов (серий). Чаще всего это происходит по соображениям политкорректности. Так, например, не был показан один из эпизодов сериала «Ганнибал», героями которого были дети-убийцы. А все потому, что за несколько месяцев до предполагаемой премьеры произошел массовый расстрел в школе «Сэнди-Хук», а прямо накануне случился теракт в Бостоне. Но это уже другая история.