Главная Культура 00:20 20 Марта 2020 1896
Кино эпохи нового застоя

Полемические заметки о состоянии нашей документалистики

Леонид Павлючик
За премию «Ника» в номинации «Лучший неигровой фильм» поборются четыре работы, посвященные... теме кино. Фото: © Anatoly Lomohov, globallookpress.com

Кто-то считает это сенсацией, но для меня это сенсация со знаком минус. В нынешнем году на премии «Ника» в номинации «Лучший неигровой фильм» сошлись сразу четыре работы, посвященные... теме кино. Это фильм-портрет «Андрей Тарковский. Кино как молитва», созданный сыном классика Андреем Тарковским — младшим. Это фильм-портрет «Хуциев. Мотор идет!» Петра Шепотинника. Это фильм-портрет «О Кире украдкой», посвященный Кире Муратовой (режиссер Ирина Васильева). Наконец, это «Кино эпохи перемен» Алексея Федорченко, рассказывающее о развале Свердловской киностудии в лихие 90-е.

Продюсер и киновед Вячеслав Шмыров с недоумением написал в «Фейсбуке»: «Список документальных фильмов, которые попали в финальную номинацию «Лучший неигровой фильм», наводит на один тревожный, пусть и бестактный вопрос: а документальное кино существует исключительно для того, чтобы рассказывать о жизни самих кинематографистов? А просто жизнь (в том числе и других людей) уже никого не интересует?»

Можно было бы посчитать, что в нынешнем году так сошлись звезды (и небесные, и экранные), но, окинув взглядом кинематографический пейзаж последних лет, понимаешь: это не случайность. В прошлом году на той же «Нике» в документальной номинации победил фильм «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени» Андрея Осипова. Чуть раньше на «Нике» и «Золотом орле» победу праздновала Олеся Фокина с фильмом «Жизнь обаятельного человека», посвященном Геннадию Шпаликову. Еще раньше на главном отечественном фестивале документального кино в Екатеринбурге Гран-при взял фильм Натальи Гугуевой «Кто такой этот Кустурица?». О менее громких примерах «кино о кино» умолчу.

Справедливости ради надо сказать, что наши документалисты испытывают симпатию не только к братьям-кинематографистам, а вообще к художникам. За последние несколько лет были сделаны десятки фильмов такого рода, в том числе о Левитане и Чехове, Цветаевой и Ахматовой, Пастернаке и Солженицыне, Науме Коржавине и Оскаре Рабине, Владимире Минине и Владимире Маканине, Александре Калягине и Ирине Антоновой, Эдуарде Артемьеве и Юрии Шевчуке, Генриетте Яновской и Каме Гинкасе, Олеге Каравайчуке и Дине Рубиной: Кажется, нет на свете сколько-нибудь именитого творца нынешних и прошлых времен, о котором не был бы снят обстоятельный документальный фильм.

Разумеется, ничего плохого в этом нет. И личности яркие, масштабные, и картины в большинстве своем достойные. Если бы еще при этом фильмы-портреты не составляли львиную долю всех снятых лент. И если бы при этом «за кадром» не оставалась, по определению Льва Толстого, «живая жизнь», которая не ограничивается пределами писательского кабинета, мастерской живописца или концертной площадки...

За последние годы не привелось (может, не повезло?) увидеть ни одного фильма, снятого в заводских цехах. Или в лабораториях ученых. Несколько лет назад по фестивальным экранам прошла лента «Отец и сыновья из Кротово», снятая Валерием и Евгением Соломиными в уральской глубинке. И эта скромная лента, рассказывающая о каждодневных заботах фермера и его семьи, стала откровением. С экрана словно пахнуло запахом земли, молока, полыни, хлеба — запахом той забытой нами жизни, что так редко прорывается сегодня на экраны. А ведь были времена, когда снимать о «живой жизни» было интересно и престижно, когда документальный сериал «Кучугуры и окрестности», снятый Владимиром Герчиковым в воронежской деревне, стал не только фестивальным хитом, но и гвоздем телеэфира. Сегодня представить такое невозможно.

Документальное кино в старину нередко называли кинопублицистикой — за ее способность вторгаться в болевые проблемы нашего бытия. Вот чего напрочь нет сегодня на экране, так это пульсации современной жизни. Наша документалистика существует словно в параллель с нынешней реальностью. Если отсмотреть документальную программу на любом фестивале (а в прокат неигровое кино практически не выходит, по ТВ его не показывают), то понять, чем живет страна, какие проблемы тревожат людей, невозможно.

В нашем документальном кино по определению нет массовой бедности (20 млн человек) и нищенских пенсий (8 тысяч рублей «минималки»). Нет ветхого жилья и разбитых дорог. Нет свалок Шиеса и черного от копоти неба над Красноярском. Нет мелеющих рек и нещадно вырубаемых лесов. Нет развала «оптимизированной» медицины и хождений по мукам обманутых дольщиков. Нет ужасающей коррупции и чиновничьего произвола. Нет, само собой, «московского дела» и «дела Сети», неправедных судов и полицейских с дубинками...

Этих и других болевых, злободневных тем в документальном кино просто нет. Как нет их и на телеэкране. Там в основном справляют тризну по Украине и «загнивающей» Европе вкупе с «дышащей на ладан» Америкой.

Не надо думать, что наши режиссеры не видят реальных проблем, не знают о них. Но такова была в последние годы установка Министерства культуры: давать деньги исключительно на «позитивное» кино. Но поскольку экономических, социальных достижений в нашей стране не так много, в ход идут все новые и новые ленты о мастерах культуры. Да ленты о свершениях прошлого. Да еще этнографические зарисовки, всякого рода экзотические сюжеты — скажем, о медведях Камчатки. Посвященный им фильм стал, к моему удивлению, триумфатором прошлогоднего «Золотого орла». Когда главную награду главной, как считается, отечественной кинопремии получает милый фильм из серии «ребятам о зверятах», то это многое объясняет и в уровне премии, и в состоянии нашего неигрового кино, которое давно выпало из международного фестивального контекста.

Нарисованная мною картина была бы неполной, если бы я не упомянул о фестивале «Артдокфест», который как раз ориентируется на острое, проблемное, социальное кино, снятое мастерами разных стран, но на русском языке. Основанный в 2007 году и быстро набравший популярность, фест вызвал ярую неприязнь у министра культуры Владимира Мединского, объявившего «Артдокфесту» войну и в итоге выдавившего фестиваль в Ригу, где он проходит в полном объеме. А в России из-за цензурных ограничений зрители смотрят программу «Артдокфеста» в урезанном виде, с изъятием целого пласта картин.

Новый министр культуры Ольга Любимова в свое время много занималась документальным кино на Первом канале, она его знает и любит. И кому, как не ей, в ее новом статусе постараться вывести неигровое кино из затянувшейся полосы застоя?

 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10185
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5892
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5476
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5446
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?