1 июля исполняется девять лет с тех пор, как российские автолюбители стали класть в бардачок полисы обязательного автострахования ОСАГО. Предполагалось, что этот документ избавит нас от выяснения отношений на дорогах, так что участники ДТП, как в цивилизованной Европе, будут обмениваться полисами и отдавать машину в сервис, где ее отремонтируют за счет страховой компании.
На деле, однако, картина иная. Выплаченных по полису денег, как правило, не хватает на ремонт, а автомобилисты даже после мелких аварий ждут инспектора для оформления протокола, создавая пробки на дорогах. Мы попытались разобраться, почему так получается.
Вадима Населкина, владельца автомобиля «Мазда 3» 2008 года выпуска, пострадавшего в ДТП, я встретил в центральном офисе
Дело в ДТП. «Мазду» Вадима сзади ударил «Мерседес». Хозяин «Мерседеса» оказался владельцем авторемонтной мастерской. Он сразу оценил ущерб автомобиля Вадима в 50 тысяч рублей и предложил ему на месте взять 30 тысяч. Аргументировал же свое предложение так: «Я даю тебе деньги, потому что виноват. Со страховой компании ты и этого не получишь, а время потеряешь». Вадим взял деньги, а теперь пытался выяснить, не продешевил ли.
Нервы стоят денег
Вопрос Вадима «Труд» переадресовал одному из главных защитников прав автомобилистов,
— Ваш знакомый, безусловно, правильно сделал, — прокомментировал Леонид Дмитриевич. — Он получил почти максимально возможную сумму, при этом
— Но в одной юридической фирме, куда я звонил с той же проблемой, мне, напротив, сказали, что надо бороться до конца, нанимать юриста, подавать в суд, и в результате суд заставит страховую компанию оплатить 100% ущерба, услуги юриста, да еще моральную компенсацию тысяч в 5–15 рублей.
— Адвокаты — это тоже деньги, причем немалые, и они их сегодня предпочитают брать авансом. И не факт, что вам попадется такой честный адвокат, который все полученные с вас деньги занесет в кассу и оформит квиток. А если нет? Но даже если попадется и выиграет суд, сторона страховой компании тоже представит
Уроки рисования
Как же надо оформлять аварию, чтобы страховая компания потом не отказала вам в выплате по ОСАГО или КАСКО?
— Прежде всего, — объяснил «Труду» директор по развитию московского агентства автокомиссаров «Свои» Сергей Сомов, — ни в коем случае не съезжайте с места ДТП. Надо остановиться и выставить знак аварийной остановки. Вызвать и дождаться сотрудников ГИБДД. Если покинете место ДТП, то вы из пострадавшего можете превратиться в виновного. И такие случаи происходят сплошь и рядом. Пострадавший говорит: «Я тороплюсь на встречу, сейчас должен уехать, давайте потом встретимся и обговорим ситуацию». Если вы так сделаете, то про компенсацию от страховщика можете забыть.
— Но по правилам, если ущерб менее 25 тысяч, можно договориться на месте.
— Есть нюансы. Договориться на месте можно при условии, что оба участника находились в движении, что события классифицируются согласно типовым схемам ДТП и что один из участников не возражает против своей виновности. Но кроме этого стоит знать, что на месте ДТП не всегда можно определить размер ущерба. Вам заплатят за задний бампер, а у вас окажется геометрия кузова нарушена, и ремонт будет стоить на порядок дороже замены бампера. Далее — вы уверены, что без сотрудника ГИБДД вы сможете нарисовать правильно схему ДТП, описать ДТП и написать извещение? Если вы ошибетесь, страховщик, скорее всего, откажет вам в выплате. В общем, мы своим клиентам категорически не рекомендуем оформлять аварию без сотрудника ДТП — так называемый европротокол. По крайне мере до тех пор, пока лимит по нему не будет увеличен до 50 тысяч.
Что еще надо знать, чтобы не лишиться выплаты по страховке? Как далее рассказал Сергей Сомов, нередко участники ДТП совсем
Каждый пункт дорог
Последний вопрос: «Как не допустить неправильного составления документов при оформлении ДТП?» — мы задали юристу, эксперту по страховым случаям компании «Автоправо» Андрею Воронину. Ведь, как рассказал выше Леонид Ольшанский, в страховых компаниях сидят целые отделы юристов, которые выискивают, на основании чего вам можно не заплатить страховую премию.
— При оформлении протокола заполняйте все графы, которые видите, — советует эксперт. — Даже если вам нечего ответить на вопрос, заданный в графе, пишите: «На данный момент мне это неизвестно», или «Стоимость ущерба предварительно такая то, но точная цифра будет определена экспертизой», или «Такого документа при себе не имею, но данные представлю позже» и так далее. Надо читать весь текст, написанный в формуляре, в том числе напечатанный мелким шрифтом. И самое главное: если происходит
Ищите эксперта
Последнее ваше действие, которое повлияет на сумму страховой выплаты, — проведение независимой экспертизы. Дело в том, что после аварии страховая компания сама отправит вас на экспертизу ущерба — в свою компанию. Но сумму ущерба такая экспертиза наверняка занизит. Чтобы аргументированно спорить со страховщиком, вам нужна независимая оценка. Леонид Ольшанский считает, что две лучшие в этом плане независимые экспертизы в Москве находятся соответственно в автодорожном институте и в НИИ судебных экспертиз при Министерстве юстиции.
— Не так давно мой знакомый принес страховщику результат независимой экспертизы, — рассказывает Сергей Сомов, — где сумма ущерба стояла 50 тысяч вместо 30 тысяч по данным экспертизы страховщика. В итоге в досудебном порядке ему добавили к выплате 10 тысяч рублей.
— Что же это за система страхования, против которой надо учиться воевать? — в заключение поинтересовался «Труд» у Леонида Ольшанского.
— Надо уметь отстаивать свои права, — ответил Леонид Дмитриевич. — Поэтому мой совет — минимизировать расходы на страховой полис. Благо сейчас на этом рынке конкуренция, и автомобилист может выбрать, с кем заключить договор и от чьих услуг отказаться. Вот это «голосование рублем» сегодня — главный метод наказания недобросовестных страховщиков, и им надо шире пользоваться. ?
Цифры
- 95 млрд рублей — объем рынок автострахования в России
- 37 млн полисов было продано в 2010 году