Мальчики играют в войну, их любимые игрушки — пистолеты и машинки. Девочки играют в дочки-матери с куклами. Об этом хорошо знают их родители. Потом мальчики и девочки вырастают и становятся телезрителями в категории 18+. Что смотрят они?
Не вдаваясь в частности, все уверены, что мужчины смотрят футбол, боевики, программы про автомобили. А женщины — мелодраматические сериалы, программы про кулинарию и здоровье. Но так ли это? В преддверии Дня защитника Отечества попробуем изучить предпочтения сильной половины зрителей.
Жертвы заппинга
Социологи утверждают, что зритель-мужчина и зритель-женщина — далеко не одно и то же не только в смысле вкусовых предпочтений. Начнем с того, что разделить телевизионную аудиторию ровно пополам — на сильную ее часть и прекрасную — не получится. Статистика не позволит. По очень грубым прикидкам, мужчины составляют немногим более четверти зрителей.
Но и эта цифра достаточно условна: если проанализировать состав аудитории, сидящей перед экранами телевизора, при современных методах исследований просто, то посчитать тех, кто смотрит телепрограммы по разного рода мобильным устройствам практически невозможно.
А еще социологи убеждены, что среднестатистический господин и среднестатистическая дама в принципе смотрят «ящик» по-разному. Первые относятся к телесмотрению как к серьезному делу. Усевшись перед экраном, они уже не отвлекаются на посторонние дела. Но при этом склонны к заппингу. Это слово не подразумевает что-то неприличное. Так называют привычку постоянно переключать кнопки пульта. Вторые же — то есть дамы — напротив, часто смотрят телевизор в фоновом режиме, параллельно занимаясь домашними делами. Зато они предпочитают смотреть передачи от начала до конца, не прыгая по эфиру.
Есть из чего выбрать
Так что же смотрят мужчины? Вышеупомянутый футбол (а также хоккей, «Формулу-1», бокс и другие силовые виды спорта) — да, разумеется. Боевики (в том числе и сериалы НТВ, всякие там «Глухари») — бесспорно. Серьезные аналитические программы и информационные выпуски — естественно. Ну и плюс передачи про автомобили, оружие и активный отдых.
Большой ли выбор предлагает им ТВ? Можно сказать, огромный.
В настоящее время у абонентов платного цифрового телевидения есть возможность смотреть не только полтора десятка общедоступных каналов, но и в десять раз больше каналов тематических. Правда, более половины из них носит общий характер, то есть не имеет гендерной направленности. А вот в оставшейся половине — две трети сориентированы именно на мужчин. По крайней мере так утверждают их создатели. Впрочем, утверждениям этим верить приходится далеко не всегда. Очень часто они адресуются не зрителям, а потенциальным рекламодателям. Мол, наша аудитория — молодые обеспеченные парни...
И все же есть каналы, которые не признать мужскими просто невозможно. Хотя бы в силу их названия. Ну, скажем, «Мужской». Вот как он позиционирует сам себя: «Канал будет интересен тем, кому небезразличны поистине мужские забавы, такие как охота, рыбалка, оружие и автомобили. Но сфера интересов настоящего мужчины распространяется значительно шире. Современному представителю сильного пола важно хорошо выглядеть, быть в хорошей физической форме, уметь за себя постоять как словом, так и делом, уметь произвести впечатление на женщин и вызвать уважение у товарищей.
Какой выбрать внедорожник, куда в этом сезоне поехать на рыбалку, как быстро накачать пресс и скинуть лишние килограммы, во что одеться на зимнюю охоту, какой двигатель поставить на моторную лодку, как правильно выбрать место для строительства дома и какой дом там построить, о чем говорить с женщиной, как воспитывать детей. Ответы на все эти крайне важные для мужчин вопросы сконцентрированы в эфире телеканала «Мужской».
То есть, очерчен тот самый примерный круг мужских интересов, о котором мы говорили выше.
Птичку жалко
От общего перейдем к частному. Существует телеканал «Охота и рыбалка», который по вполне понятным причинам также считает себя сугубо мужским. «В программах канала, — пишут в презентации его создатели, — охотничьи истории и тестирование снастей и оружия, всемирная история охоты, походная кулинария и деликатесы из дичи, подледный лов и подводная охота, а также репортажи с главных охотничьих и рыбачьих мест и событий». А еще есть канал «Охотник и рыболов». Несмотря на почти полное совпадение названия с предыдущим, его делают совсем другие люди и в другом городе, хотя оба показывают всей стране. Сходство не ограничивается названием.
Теперь о другой сфере мужских интересов.
«Авто Плюс» — первый в России круглосуточный телеканал об автомобилях, моторных видах спорта и активном отдыхе. В программной сетке крупнейшие мировые гонки, закулисная жизнь звезд автоспорта, репортажи с автомобильных выставок, новости автопрома, тесты, безопасность движения и т.д. А также, тюнинг, сервис, автозвук и прочее. Это не единственный специализированный автомобильный канал. Есть еще Motors TV. Рубрикация примерно такая же.
Про специализированные спортивные каналы я просто не говорю. Нашим зрителям доступны добрых два десятка таковых, как отечественных, так и зарубежных, как общей тематики, так и ориентированных на конкретный вид спорта. Только на футболе сидят несколько вещателей. Хочешь российскую премьер-лигу? Пожалуйста, смотри канал «Наш футбол». Хочешь британское или испанское первенство? Без проблем. Есть каналы «Спорт 1» и «Спорт 2», «Футбол», «НТВ плюс футбол», «Евроспорт» и т. д.
К мужским каналам можно отнести и такие, как «Русский экстрим», а также деловые «РБК ТВ», «Эксперт ТВ», Bloomberg.
То есть, картина для зрителей мужчин получается прямо-таки идиллическая. Смотри не хочу.
Но оказывается с мужскими предпочтениями далеко не все так просто. И вот несколько примеров. Оказывается, у замечательного канала про животных Animal Planet мужская часть аудитории больше, чем женская. И это притом, что в его эфире очень много душещипательных программ про спасение братьев наших меньших. Также мужскими по факту оказываются крупнейшие познавательные каналы, такие как Discovery, National Geographic и Travel Channel. А еще мужчины любят каналы с качественным кино.
Чья бы корова мычала!
А под занавес разоблачим и один из мифов о зрительницах. В многочисленных анекдотах обыгрывается ситуация, когда мужья хотят смотреть футбол, а жены всячески этому препятствуют, считая данное занятие пустой тратой времени. Так вот, во время прошлогоднего чемпионата Европы по футболу социологи установили, что женщины во время трансляции матчей составляют более трети телевизионной аудитории. Ну, хорошо, допустим, это можно объяснить патриотическим порывом. За своих болели. Но как тогда объяснить, что именно прекрасный пол составляет 35% постоянных зрителей хоккейного канала КХЛ?!
Между прочим, довольно высок процент прекрасных дам и среди тех, кто смотрит бокс, баскетбол и водные виды спорта. Впрочем, тут психологи дают простое объяснение: женщин интересует не столько спортивная баталия сама по себе, сколько вид накачанных мужских тел. А еще они, прекрасные дамы, очень любят канал «Шансон ТВ» с его блатной романтикой. И «Настоящее страшное телевидение» с его пришельцами и призраками. А вы говорите «слабый пол»...
Компетентно
Наталья Осипова, психолог, кандидат наук
— Конечно, образ мужчины, коротающего выходные на диване перед телевизором, еще имеет право на существование. Но он постепенно уходит в прошлое. Формируется поколение, которое совершенно не похоже на героя Светлакова, который любит разговаривать с телевизором. Современные молодые люди часто вообще не смотрят ТВ. Немодно и неинтересно. Ну, или смотрят его на мобильных устройствах. Что же касается предпочтений мужчин, то здесь все достаточно индивидуально. Мне известны примеры, когда вполне брутальные господа являются поклонниками слезливых мелодрам. И, напротив, едва ли не половину аудитории ночных специфических каналов, которые почему-то называют мужскими, составляют как раз женщины.