Главная Культура 08:05 21 Марта 2013 3095
Смех и грех веселых и находчивых

Кажется, КВН был всегда. И еще кажется, что всегда он был любим зрителями

Сергей Беднов

Между тем у Клуба веселых и находчивых случались разные времена. Да и нынешние далеко не всем кажутся безоблачными.

Первая попытка

В далеком 1957-м Сергей Муратов (ныне легенда отечественного телевидения, а тогда начинающий журналист) на комсомольском собрании задал судьбоносный вопрос: мол, у нас фестиваль молодежи и студентов на носу, а на телевидении нет ничего сугубо молодежного – может, редакцию специальную сделать? Комсомольское начальство с ним согласилось: нужна такая молодежная редакция, вот ты ею и займись. Муратов занялся, следствием чего стало рождение редакции «Фестивальная».

Примерно в то же время Сергей Александрович услышал о некоем Мише Яковлеве, инженере электролампового завода. «Мне сказали, что он сочиняет фразы, – вспоминал позже Муратов. – Что значит – фразы? Ну, например: «У меня перестал болеть зуб, и я спокойно слез со стены». Меня поразил этот жанр».

Это был первый шаг в сторону КВН. Но вообще-то, как шутит Муратов, любимая программа наших зрителей была одновременно и первым заимствованием заграничного формата. Незадолго до описываемых событий он познакомился с чешским телевизионщиком, который рассказал ему о необычайно популярной передаче «ГГГ», которую он вел. Аббревиатура расшифровывалась так: «Гадай, гадай, гадальщик».

С учетом ее опыта на голубом экране ЦТ и появился «Вечер веселых вопросов», прообраз будущего КВН. Первыми ведущими «ВВВ» стали Никита Богословский и актриса Маргарита Лифанова. Вскоре их сменили участники художественной самодеятельности московских вузов, студент-медик Альберт Аксельрод и студент журфака МГУ Марк Розовский. И это стало настоящей революцией на советском ТВ: эфир вели не профессионалы, а «безответственные студиозы». Чтобы понять всю степень риска, достаточно сказать, что «ВВВ» шел в прямом эфире, малейшая оговорка могла привести к грандиозному скандалу.

Перерыв по техническим причинам

Беда пришла откуда не ждали. На четвертый по счету выпуск «ВВВ» были приглашены все желающие. Но с условием: явиться в шубах, валенках и с номером газеты за 31 января прошлого года. Только обладателей всех этих атрибутов должны были пустить в зал. Пикантность ситуации придавало то, что в Москве был разгар лета. Но объявляя условия, Богословский забыл упомянуть про газету. А шубы и валенки нашлись у огромного количества людей. В результате случилось столпотворение. Представляете себе удивление граждан, ставших свидетелями того, как жарким вечером толпы людей в шубах и валенках чешут в ДК МГУ?

Эфир был сорван. На экране висела заставка «Перерыв по техническим причинам». А в архив ЦК КПСС легла записка следующего содержания: «Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения... Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н.С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа». И программу закрыли.

Вторая попытка и возрождение

Прошло четыре года. На Центральном телевидении была создана новая молодежная редакция. И однажды Сергею Муратову позвонила работающая в ней Елена Гальперина и сказала, что передача «в таком духе» снова нужна народу. Муратов рассказывал об этом так: «Лена, ты что, забыла, чем кончается этот дух?» – говорю я ей. – «Ничего, беру ответственность на себя». Ах, на себя?!. И мы собрались... Опять втроем: Алик Аксельрод, Миша и я… Нам хотелось, чтобы имя новой игры было сугубо телевизионным, а КВН называлась тогда марка телевизоров».

Так родился настоящий КВН. В 1964‑м отцы-основатели покинули игру, и вести ее стал студент МИИТа Александр Масляков. Сначала вместе с диктором Светланой Жильцовой, а позже – в одиночку. Передача пользовалась безумной популярностью, и вскоре КВН превратился в массовое движение. Игры устраивали в школах, практически во всех вузах. Отборочные турниры проводились по всей стране, победители приезжали в Москву.

Тогдашние игроки многое позволяли себе. Их шуточки по поводу советской действительности были глотком воздуха для миллионов телезрителей и костью в горле у телевизионного начальства. С определенного момента игры перестали показывать в прямом эфире, а в конце 1971 года и вовсе прикрыли. Наступила эпоха застоя. И лишь в 1986‑м игра вернулась в эфир.

На КВН в полной мере сказались все веяния постсоветских перемен. Игра стала сложной по структуре, приобрела международный статус (в основном за счет стран СНГ), у нее появились спонсоры и покровители. КВН перестал быть сугубо телевизионным делом, превратившись в одну из ветвей бизнес-структуры под названием «АМиК» (Александр Масляков и компания).

В 2011-м игру посетил Владимир Путин. А чуть позже КВН подарили один из крупнейших развлекательных комплексов Москвы. Жизнь била ключом. Но именно в последние годы Клубу веселых и находчивых стали предъявляться серьезные претензии.

Приговор принципам

Их множество, и каждый – приговор основополагающим принципам Клуба. А именно: искрометной импровизации, неангажированности, бескорыстию. Вот лишь некоторые.

Игра превратилась в профессиональное поточное производство. Команды, попадающие в эфир, состоят уже не из нищих студентов, а из начинающих актеров, мечтающих об эстрадной карьере.

Никаких импровизаций давно не существует. Все шутки прописывают сценаристы. Есть несколько групп профессиональных авторов, которые за энную сумму сочиняют сценки, реплики. Их цель – не одноразовая порция зрительского смеха, а создание узнаваемых персонажей, чье появление в эфире должно представлять своего рода сериал. Отсюда и образы, кочующие из одной игры в другую. Когда цель достигнута, команды можно запускать в большой чес по просторам страны.

Выступления команд перед эфиром репетируются. И живая реакция А.В. Маслякова на некоторые шутки – всего лишь игра. А то, что КВН появляется в эфире главного канала страны, подразумевает еще и некий цензурный фильтр, прежде всего внутренний. Игроки прекрасно понимают, какой юмор здесь неуместен. К тому же во время выступления команды благодарят своих спонсоров, среди которых часто значатся губернаторы и прочие начальники. Кто же захочет подставлять своего благодетеля неправильной шуткой?

Есть еще всякие мелкие грешки типа протаскивания скрытой рекламы под видом атрибутов мизансцен. А главное – КВН превратился в семейный бизнес Масляковых, где в конечном счете в эфир попадает не самое достойное, а наиболее перспективное в смысле рейтингов и доходов и наиболее симпатичное Александру Васильевичу лично. Отсюда и постоянные заискивания на сцене.

На оптимистической ноте

Но кто бы что ни говорил, КВН по-прежнему любим зрителями. Игра держит удар конкурентов, даже таких мощных, как Comedy Club. Но главное, Клуб веселых и находчивых остается неотъемлемой составляющей жизни нашей молодежи. В каждом уважающем себя институте, особенно там, где еще сохраняются традиции, непременно есть своя команда. И по единодушному утверждению начинающих, их главная цель – вовсе не засветиться в ящике, а желание жить ярко и весело.

Наше досье

АЛЕКСАНДР Масляков родился в 1941 году в Свердловске.

Образование: Московский институт инженеров транспорта, Высшие курсы работников телевидения. На ТВ с 1964 года, был ведущим программ «Алло, мы ищем таланты», «А ну‑ка, девушки», «Адреса молодых», «Веселые ребята», «Песня года» и многих других. Лауреат премий «Овация» (1994) и ТЭФИ (2002) «За личный вклад в развитие отечественного телевидения». Награжден рядом орденов. Жена – Светлана Маслякова, режиссер КВН. Сын – Александр Масляков-младший, выпускник МГИМО, ведущий программ «Премьер-лига КВН», «Первая лига КВН» и др. Невестка – Ангелина Маслякова. Внучка – Таисия Маслякова (род. 2006).

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 25633
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5637
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5521
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?