В Шанхае представительная российская делегация во главе с Владимиром Путиным вела переговоры, самые масштабные за последние десятилетия. В то время как с Запада продолжают нестись угрозы новых санкций. Поневоле задумаешься на глобальные темы...
Анатолий Вассерман, политический консультант
— Русская цивилизация вобрала многие черты Запада и Востока, но в целом она самобытна. В дипломатии и торговле нет смысла отталкиваться от цивилизационных особенностей, здесь они вторичны. С хозяйственной точки зрения нам выгодно взаимодействовать со всеми. В том же Китае численность жителей многократно превосходит число западных европейцев, но живут китайцы беднее. Впрочем, еще три века назад уровень жизни в Поднебесной был выше, чем в Западной Европе. Возможно, такое положение дел вернется. Нам же, повторю, выгоднее иметь дело с несколькими крупными потребителями, чем с одним. Например, наша оборонная и авиационная техника не востребована на Западе, но имеет спрос на Востоке. А энергоресурсы требуются и на Западе. Политика — это искусство сочетать разные интересы.
Андрей Пионтковский, ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН
— Россия — органическая часть европейского мира. А его нельзя представить без русских гениев: Пушкина, Достоевского, Толстого... Индия, Китай — древняя цивилизация, даже в чем-то глубже Европы. Но это не наш культурный код, взаимодействие с Востоком у нас всегда было поверхностным. Сегодняшний поворот к Китаю настораживает и выглядит как обида на Запад. Нельзя забывать, что Китай экономически мощнее России, к тому же у Поднебесной есть территориальные интересы на нашей земле.
Константин Крылов, лидер Национально-демократической партии
— Цвет кожи, разрез глаз, материальная культура и преобладание христианства — все это предполагает считать Россию частью европейской цивилизации. Кто-то говорит: Россия — не Европа. Но это не более чем разборки внутри самой европейской цивилизации! Милые бранятся. Зато дипломатия границ не знает. К слову, экономики Китая и США тесно связаны. В дружбе России с Поднебесной нам важно сохранить лицо и не скатиться к торговле национальными интересами.
Максим Шевченко, журналист
— Я мыслю в русле европейской философии, из которой вышел и русский тип мышления. Западная культура нам ближе, китайцы будто с другой планеты... В то же время мы особая цивилизация. А сотрудничать можно со всеми, главное — выверять каждый шаг, просчитывать выгоды и потери. Западные державы размещают капиталы и производства в Китае. Может, и нам попробовать?