Главная Культура 00:13 21 Августа 2015 2008
Параллели пересекаются в космосе - и то не всегда

То, о чем нам вещают с экрана, вроде бы и интересно, но только к нашей повседневной жизни имеет косвенное отношение

Сергей Беднов

Давно замечено, что наше центральное ТВ окончательно превратилось в параллельную реальность. Чтобы лишний раз убедиться в этом, достаточно сравнить темы дружеских разговоров на кухнях, пересудов в очередях поликлиник и словесных перепалок в электричках с тем, что говорят в информационных и аналитических программах на федеральных каналах. Конечно, совпадения случаются, особенно в случаях с ЧП и футболом, но их немного. То, о чем нам вещают с экрана, вроде бы и интересно, но только к нашей повседневной жизни имеет косвенное отношение. А еще, бывает, происходящее нам объясняют так веско и доходчиво, что вникать в смысл сказанного уже не хочется и остается только по привычке согласно кивать головой.

Сейчас аналитические телепрограммы в отпуске. Но некоторые все же остались — например, ежедневное «Право голоса» на «ТВ-Центре». Хорошая когда-то передача была, острая. Горячие споры на ней случаются и сегодня, но насколько они актуальны? Не для политологов и депутатов, а для обычных телезрителей? Обывателей, прямо говоря. Чуть ли не половина августовских выпусков была посвящена Украине. Еще четверть — всякого рода разоблачениям Америки и Европы. Ну и плюс непонятный Китай, нестабильная Грузия и т. д.

Все понимаю, все важно. Война под боком, коварные планы дядюшки Сэма, погрязший в грехах Старый Свет. Вот только не припомню за последние месяца три разговоров про Украину в местах, так сказать, вынужденного скопления людей. В тех же очередях и электричках, на остановках и скамеечках у подъездов. Там все больше про развал бесплатной медицины и непомерные цены на лекарства, про тарифы ЖКХ и чудовищный сбор на капитальный ремонт, нанесший сокрушительный удар по пенсионерам, и без того нищим. Там о санкциях. Но не о пресловутом пармезане, а о заграничном медицинском оборудовании, без которого дело вообще будет швах — ни зубы толком вылечить, ни тяжелого больного откачать. Об этом бы поспорить в студии! Или телевизионщики не знают, о чем говорят в очередях, поскольку не бывают в них? Или начальство не велит? Больше похоже на второе.

Вот по всем каналам прокатились бодрые репортажи об уничтожении санкционных продуктов. Операторы со смаком давали крупные планы персиков и помидоров, размазываемых гусеницами бульдозеров. Раньше с таким жизнерадостным восторгом сообщали о тоннах зерна, отправленных в закрома родины. Теперь — об уничтожении. Неуже-ли работники ТВ — не начальники, а обычные, рядовые — не знают, как в обществе относятся к этим показательным сжиганиям и закатываниям в землю? Разве никому из них не приходило в голову, как миллионам других людей, что конфискат можно было бы употребить с большей пользой для народа?

А еще из эфира практически исчезли программы о российской экономике. Прямо табу какое-то! Перестали сообщать курсы валют, хотя раньше делали это в каждом выпуске. Не говорят о состоянии всяких спасительных государственных фондов. Правда, недавно показали, как глава государства встретился с главой ЦБ и сказал, что она с рублем все делает правильно. Я так и не понял, что такого правильного она делает, когда моя зарплата в долларовом эквиваленте стремительно тает, а цены буквально на все в рублях растут. Мне бы кто с экрана растолковал это, что ли...

Неужели зрителю неинтересна была бы дискуссия с участием независимых экспертов о состоянии российской экономики? Или, например, объяснения министров, почему каждый шестой россиянин живет за чертой бедности? Да полно актуальных тем в означенной сфере! Кто-то возразит — мол, таких передач нет, потому что эти высокие материи неинтересны массовому зрителю. А полуторачасовое обсуждение греческой экономики ему интересно? И грозящий Украине дефолт для него актуальнее, чем стремительное падение покупательского спроса и рост инфляции в родном отечестве?

А еще народ говорит о дворцах и яхтах чиновников, о дурацких инициативах депутатов, о преступниках-мигрантах и оборотнях в погонах.

Тут история другая: на телеэкране есть и мэры-взяточники, и коррумпированная полиция, и продажные политики, и банды преступников, и даже этнические мафии. Но они не настоящие — сериальные. А телесериалы у нас воспринимают как сказку. Все понимают, что когда красивая, но благородная и застенчивая девушка из провинции выходит замуж за владельца заводов, газет, пароходов, то это выдуманная сценаристами история. То есть, может, такое и случается, но так же редко, как выигрыш джекпота в лотерее. Лучше и не пытаться. То же и с сериальными коррупционерами, которые в конце, все до единого, оказываются либо за решеткой, либо в могиле. Смотреть эти выдумки так же приятно, как американские фильмы, где добро всегда побеждает зло. А вот если не побеждает — смотреть неприятно. Вспомним, как всем миром набросились на злополучного звягинцевского «Левиафана», который, оказывается, очерняет российскую действительность!

На днях появилась следующая статистика. Аналитическая компания Synovate Comcon опросила 28 тысяч наших соотечественников, проживающих в 50 городах, и пришла к выводу: мы стали меньше доверять телевидению! За первое полугодие 2015-го уровень нашего доверия новостям, полученным из «ящика», по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на семь пунктов. А в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель и вовсе снизился на 9 и 10 пунктов соответственно. Число же тех, кто, безусловно, доверяет телевизионным новостям, стало беспрецедентно низким за последние 14 лет. А вот к интернету и печатным СМИ граждане вроде бы стали относиться доверчивее.

Вот те на! Не «Труд» ли недавно публиковал итоги аналогичных исследований Левада-Центра и фонда «Общественное мнение», где картина рисовалась прямо противоположной? Что-то здесь не так.

 

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 25601
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5637
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5521
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?