В преддверии нового телевизионного сезона подводятся итоги завершившегося. Что сказать — праздник на улице информационных служб. Как началась в Киеве бодяга с Майданом и всеми последующими событиями, так и поползли в РФ вверх рейтинги выпусков новостей и аналитических программ. И вот результат: доля зрительской аудитории зубодробительного НТВ за год сократилась на 1,5%, зато доля сугубо информационной «России 24» на 1,2% выросла.
А ведь НТВ со своими боевиками и разоблачениями в сезоне-2012/2013 по успешности «делало» другие каналы только так! Не могут похвастаться последними достижениями и развлекательные каналы «Перец» (минус 0,2% аудитории), СТС (минус 0,6%), ТНТ (минус 0,3%). Ну не до смеха народу.
А каких еще итогов от сезона ждать, если все последние месяцы в топе рейтингов неизменно фигурирует программа «Время»?!
Впрочем, цифры — штука условная. Нам ли не знать: не важно, как проголосуют, важно — как посчитают. Вот Первый канал, к примеру, давным-давно не доверяет данным медиаизмерений компании TNS Russia. Сам считает. Но вынужден пользоваться цифрами той же TNS лишь потому, что именно на них ориентируются рекламодатели.
В смысле недоверия к цифрам показателен и тот факт, что Индустриальный комитет, недавно созданный взамен Академии российского телевидения, перво-наперво объявил конкурс на телеизмерителя аудитории. Чтобы у победителя тендера все было по-честному, рейтинги и доли указывались правильно. Хотя...
Вот тут на днях газета Daily Mail опубликовала результаты одного интересного эксперимента, проведенного сотрудниками университета старинного шведского города Уппсала. Ученые мужи заключили соглашение с 18 женщинами средних лет, которые согласились смотреть телевизор именно на тех каналах, которые будут им предложены в данный отрезок времени. И обнаружилась любопытная закономерность: чем интереснее была передача, тем меньше дамы ели. Зрительницы триллеров поглощали на 52% продуктов меньше, чем зрительницы лекций о Средневековье. Вывод профессоров оказался прост, как правда: чем интереснее телепередача, тем лучше фигура.
Причина в психологии. Если человеку во время просмотра телепередачи скучно, он начинает думать о чем-то постороннем. Приятном. Например, о еде. И как-то незаметно для себя самого оказывается перед холодильником...
В этой связи хотелось бы предложить Индустриальному комитету новый метод телеизмерений. Убрать к чертовой бабушке все эти пиплметры, а поставить в домохозяйствах обычные весы. И по их показаниям определять рейтинг. Тут нет сомнения, что все эти ужасы про Украину, которые дают каналам высокие рейтинги, аппетиту явно не способствуют.