Новая глава Налогового кодекса освобождает ГАИ от необходимости следить за уплатой налогов. "Теперь, - комментирует ситуацию начальник департамента Налоговой политики Минфина РФ Алексей Сорокин, - за этим будут следить те, кому положено. То есть налоговые службы". Причем платить надо будет в конце года и только за то время, что автомобиль находился в вашем распоряжении. Подобного рода порядок позволяет устранить большую несправедливость. В случае продажи старый и новый владельцы машины платят налог в размере, пропорциональном времени пользования машиной. При старой системе, когда уплата налога была приурочена к техосмотру, о таком разделении не могло быть и речи.
Несколько изменились и налоговые ставки. Они теперь устанавливаются законами субъектов Федерации в зависимости от мощности двигателя, а также, как объясняет Сорокин, "от ситуации с налогами в отдельно взятом регионе". В среднем предлагается налоговая ставка на машину класса "Жигулей" (до 100 л.с.) в размере - 5 рублей с каждой лошадиной силы. Для машин с двигателем, скажем, 200-250 л.с. ставка - 15 рублей. Но у субъектов РФ есть право по своему усмотрению повышать или понижать налог не более чем в пять раз. Простор для самодеятельности довольно большой, признает Алексей Валентинович, но фискальное ведомство исходило из того, что на местах виднее. Понятно, в сельской местности эти ставки будут меньше, в больших городах больше. За счет пятикратного повышения ставок субъекты Федерации имеют возможность обложить повышенной данью дорогие иномарки и снизить ставки для подержанных машин. Такой подход, полагают в Минфине, направлен на установление социальной справедливости, за которой теперь будет следить и местная власть.
Новый закон вступает в силу с 1 января 2003 года.